Известный канадский журналист Тэд Бартон, который комментирует чемпионат России для всего мира, в эксклюзивном интервью «СЭ» объяснил, почему строгость Этери Тутберидзе оправдана, четверные прыжки вовсе не убьют женское катание, а Алина Загитова абсолютно честно выиграла золото в Пхенчхане-2018.
— Александра Трусова планирует исполнить пять четверных прыжков в произвольной программе, а ведь вы одним из первых увидели ее попытки сделать четверной сальхов в августе 2017 года...
— Да, я помню этот день. Это было в Брисбоне на холодном темном катке, совершенно обычном для юниорского этапа «Гран-при». Мне тогда подумалось: «О Боже, это следующий шаг в фигурном катании». Хотя четверной сальхов тогда получался у Саши не очень хорошо, и она приземляла его на две ноги. Трусова стала первой, попробовавшей его сделать, что означало: после нее делать четверные станут и остальные, Саша доказала, что это возможно. Но что меня больше всего поразило, так это улыбка на ее лице, вне зависимости от того, как она выступила. И это уже очаровывает и привлекает к Трусовой чисто по-человечески.
— При этом существует мнение, что она очень сосредоточена на прыжках и ее катанию не хватает выразительности...
— Я скажу так: у каждого фигуриста есть компонент в катании, который необходимо улучшать. Саша очень много времени уделяет освоению четверных прыжков. И ее программы этого сезона очень насыщены связками и движениями. Возможно чуть меньше внимания уделяется навыкам катания, поскольку она больше сфокусирована на технике. Но сказать, что она плохо катается...Нет! Она катается классно и уверен, что в будущем к прыжкам добавит еще и потрясающее скольжение. И вот тогда соперницам ее придется по-настоящему остерегаться!
— Как вам мнение о том, что четверные прыжки убьют настоящее женское катание?
— Нет-нет! Как видите я уже не очень молодой человек и на моем веку сменилось несколько поколений фигуристов. И разговоры о том, что что-то убьет фигурное катание, действительно периодически всплывают. Так было, в частности, когда появилась новая система оценивания. А сейчас, когда появились четверные прыжки создается впечатление что и пять оборотов возможны. Ведь посмотрите на технику четверных и как качественно они сейчас исполняются! Четверные не убивают катание, а наоборот делают его сейчас. Это что-то невероятное, и мне кажется, люди в полной мере не осознают, что происходит. Четверные прыжки в сочетании c яркой подачей и катанием у девочек... Я не предполагал, что вообще когда-либо увижу подобное.
— А Евгению Медведеву на юниорском уровне помните?
— Да, это было в Куршавеле в 2014 году, когда мы только начинали прямые трансляции юниорских соревнований и очень нервничали по этому поводу. Евгения тогда выдала просто волшебные прокаты обеих программ и заставляла следовать взглядом за каждым ее движением, а уже через два года стала чемпионкой мира!
А еще помню, как впервые довелось увидеть Алину Загитову там же во Франции, но в Сен-Жерве в 2016 году, она тогда была в яркой красной пачке. Алина каталась просто идеально с легкостью исполняя все прыжки: вне зависимости от того что это было: тройной флип или тройной сальхов. А через два года она стала олимпийской чемпионкой.
— Вы тогда хоть на секунду подумали, что в Пхенчхане-2018 выиграет именно Алина?
— Нет, как и непосредственно перед их выступлениями там, ведь Евгения до этого долгое время находилась на лидирующих позициях. Но уже позже я пришел к выводу, что не важно в течение какого периода ты побеждал до этого и сколько тебе лет. В конкретно взятый день ты показываешь все, что можешь, а судьи просто это оценивают.
— В какой момент лично вы осознали, что идет волна талантливых российских девушек?
— Именно тогда, когда появилась сначала Саша, потом Алена, потом Анна. Стало понятно, что на твоих глазах происходит что-то невероятное. До этого тоже отмечал талантливых россиянок, но не такого высочайшего уровня. Вопрос был только один: получится ли у них развить свой успех? И вот в прошлом году все они втроем уже были в финале юниорского Финала «Гран-при», а в этом побеждают и на взрослом уровне. Хотя спортсмен не может постоянно выигрывать, в какой-то момент ведь может произойти спад. Но у этих девушек потрясающая техника и выучка, этим можно только наслаждаться.
— А как обстоят дела с юными талантливыми фигуристками в других странах, на ваш взгляд?
— Корея, Японии и США конечно же очень сильны. Но я хотел бы отметить одну девушку...Она, кажется раньше выступала за Россию, а сейчас катается за Польшу...
— Екатерина Куракова.
— О да. Она просто чудесная фигуристка. Заметил еще талантливую девушку из Эстонии, жаль не могу вспомнить ее имени. Все, конечно же, смотрят на русских девочек снизу вверх и думают: «Ага, вы делаете эти элементы, что ж, мы тоже будем работать». Ведь когда-то все участницы юниорского Финала «Гран-при» были американками, сейчас время русских. А к примеру, Канада завоевала золото командного турнира в Пхенчхане, а представительница этой страны Кейтлин Осмонд стала чемпионкой мира-2018.
— Продолжая тему четверных прыжков, как вам этот элемент в исполнении 23-летней Елизаветы Туктамышевой?
— Невероятно. Она — очень сильная девушка. У нее такая техника! Елизавета доказала, что дело скорее не в возрасте, а именно в технике. В том, как ты можешь настроить себя. Туктамышева наверняка подумала: «Раз юные девочки могут, почему я не могу?» И это классно. Нам очень повезло наблюдать за этим. Почему Елизавета не смогла отобраться в Финал «Гран-при»? Тут все очень просто — этапы ведь начинаются уже в середине октября и иногда спортсмены просто не успевают подготовиться. Плюс не забывайте, что в этом сезоне из взрослого катания перешли те же Трусова, Косторная и Щербакова и снизили шансы остальных фигуристок отобраться в Финал.
— Тутберидзе очень редко дает интервью, но год назад в Ванкувере на юниорском Финале «Гран-при» вам довелось пообщаться. Какое впечатление у вас о ней осталось?
— Было интересно. Я восхищаюсь ее работой, но не чувствую такого же восхищения со стороны многих других людей. На публике Этери выглядит очень серьезной, но меня не покидало ощущение, что внутри она прячет что-то личное. А когда мы делали интервью, я увидел перед собой красивую женщину и заботливую мать. Да, она жесткий тренер. Но вы попробуйте добиться чего-то в любом другом деле без жесткости. Вы просто не справитесь. Это такой подход, и у многих людей они отличаются.
Я видел лица учеников Тутберидзе, когда они смотрят на нее, а она на них, и они улыбаются. Я заметил, какие теплые у них взаимоотношения. Возможно, я ошибаюсь, но это то, что я увидел. И мне кажется, Этери учит не только кататься, но и достигать целей. А это всегда сложно и неприятно.
— А как вам юниорское топ-3 Валиева-Лью-Усачева, которое осталось в тени событий в женском катании?
— Вы знаете, я видел множество прокатов, но в последние годы очень пошла очень большая волна талантливых девочек из России. Это невероятно, они такие талантливые и не только в прыжках. Забудьте вообще о прыжках! Базовые навыки катания, яркая презентация от таких юных девочек — это просто потрясающе!
— В России некоторым болельщикам кажется, что у Алисы Лью именно с катанием дела обстоят не очень...
— Она очень много работает, ведь в Турине был ее первый юниорский Финал «Гран-при». И самое главное, что сама Алиса об этом знает и планирует всерьез этим заняться.
— Но согласитесь, то, что случилось в Турине, просто уникально. Валиева выиграла у соперницы с тремя тройными акселями и двумя четверными лутцами на две программы...
— Не могу сказать, что удивился этому факту. Просто принял как данность. Тем более что у Алисы были проблемы с приземлением тройных акселей плюс низкие GOE за четверные прыжки. Мне очень нравится эта девочка. Но Камила была просто великолепна: ее презентация, катание, связки! У нее в программах нет ни секунды где бы она просто ехала по льду и судьи это оценили! Что касается Дарьи Усачевой, то в плане катания она настоящая принцесса.
— А как вам программы Ксении Синицыной, оригинальность которых отмечали многие?
— Да все программы вообщем-то хороши. Просто и у болельщиков, и судей есть программы, которые им нравятся больше всего, из-за музыки или хореографии. Такие есть и у людей вроде нас с вами. Все фигуристы стараются сделать что-то особенное — иногда это работает, а иногда — нет. Но что точно есть у любого русского фигуриста — это качество катания. И стоит отметить, что классические программы также очень красивые. Потому что согласитесь, что юному спортсмену сложно делать что-то инновационное, креативное, да еще и при этом классно прыгать и вращаться.