27 января 2011, 03:00
Корреспондент "СЭ" подводит итоги полуфиналов Кубка Азии
Наверное, вполне справедливо, что путевки в финал оспаривали сборные Японии, Кореи, Австралии и Узбекистана. Первые три на данный момент объективно сильнейшие команды региона: японцы и корейцы играли в плей-офф последнего чемпионата мира, а "соккеруз" попали в число шестнадцати сильнейших на ЧМ-2006, да и в ЮАР имели неплохие шансы оказаться в 1/8 финала. Все больше футболистов из Японии и Кореи (австралийцы здесь стоят отдельно) играет в хороших европейских командах, причем клубы рассматривают их приглашения уже не как маркетинговый ход и попытки завоевать азиатский рынок, как было еще лет десять назад, во времена первопроходцев вроде Хидетоси Накаты, а как реальное усиление. Например, 21-летний японский атакующий полузащитник Кагава за полгода успел стать одной из ведущих фигур дортмундской "Боруссии", безоговорочного лидера чемпионата Германии. А 22-летний Ки Сун Юн, признанный лучшим молодым игроком Азии-2009, за год превратился в ведущего полузащитника "Селтика" и получил на туманном Альбионе прозвище корейский Джеррард.
Полуфинальный матч между двумя этими сборными стал настоящим украшением турнира, подтвердив старую теорию: на крупных соревнованиях лучшие игры выдаются именно на этой стадии. Когда корейцы на последней минуте дополнительного времени сумели сравнять счет, казалось, что именно они выйдут в финал. Ведь обычно в таких случаях забившая команда получает дополнительный заряд уверенности, а пропустившие часто не могут оправиться от шока. Вспомните, например, четвертьфинал Euro-2008 Хорватия - Турция.
Но не тут-то было. Японцы показали настоящий самурайский характер, а пример партнерам подал Хонда. Полузащитник ЦСКА не реализовал пенальти в дополнительное время, исполнив его откровенно плохо, но армейца выручил Хосогаи, который добил отскочивший от вратаря мяч в ворота. Но, выполняя первый удар в послематчевой серии, Хонда поразил верхний угол, не дав ни единого шанса голкиперу.
Главным же героем стал вратарь японцев Кавасима. То, как складывается судьба 27-летнего футболиста на турнире, достойно отдельного описания. Кавасима начинал Кубок Азии основным вратарем, но во втором матче группового этапа с Сирией был удален. Отбыв дисквалификацию, в четвертьфинале с Катаром он вернулся в ворота, но пропустил два легких мяча. На результате это не сказалось, но на родине Кавасима подвергся жесточайшей критике. Несмотря на это, главный тренер Альберто Дзаккерони вновь доверил ему место в стартовом составе, и вратарь не подвел, отразив в серии послематчевых пенальти два удара и мгновенно из изгоя превратившись в героя нации.
- Я просто верил в себя, - сказал Кавасима. - Турнир складывается очень непросто и для меня, и для всей команды. Дело не только в удалении и дисквалификации. Однако команда растет, и в финале мы готовы показать, кто есть такие на самом деле.
- Несколько дней назад я поговорил с Кавасимой и сказал, что доверяю ему, повторил то же самое перед матчем, - рассказал, в свою очередь, Дзаккерони. - И он сделал даже больше, чем я от него ожидал.
В завершение о сборной Узбекистана. Это, пожалуй, на сегодня самая прогрессирующая команда Азии. На прошлом турнире она была в четвертьфинале, на этот раз впервые в истории попала в четверку сильнейших. Хотя, конечно, поражение от австралийцев с неприличным счетом 0:6 (крупнее в плей-офф Кубка Азии еще никто не проигрывал), смазало впечатление от выступления. Перед игрой главный тренер Узбекистана Вадим Абрамов говорил: "Австралия, конечно, хорошая команда, но не Бразилия". День спустя тон его высказываний резко изменился:
- Я прошу прощения у узбекского народа, который верил в нашу команду и ждал победы. Не знаю, что случилось. Сначала мы наделали кучу ошибок, из-за чего пропустили два гола, затем побежали отыгрываться и снова совершили массу ляпов.
Помимо желания смыть позор у подопечных Абрамова будет еще один весомый стимул выложиться по полной программе в матче за бронзу: команда, занявшая третье место, автоматически квалифицируется на следующий турнир, который в 2015 году пройдет в Австралии.
Дмитрий ГИРИН