6 ноября 2018, 14:45
Лига чемпионов. Групповой турнир. 4-й тур. Группа D.
6 ноября. "Порту" - "Локомотив". 23.00 (мск)
Сегодня "Локомотив" на выезде встретится с "Порту" в матче группового этапа. Первый матч, прошедший в Москве 24 октября, завершился победой португальской команды со счетом 3:1. За день до московской игры на факультете "Менеджмент в игровых видах спорта" в бизнес-школе RMA состоялся мастер-класс директора по маркетингу "Порту" Тьяго Гувейя и СEO компании "Porto Comercial SA" Руя Лауса. Основной темой стала коммерческая и маркетинговая деятельность "Порту" – клуба, который на продаже футболистов зарабатывает огромные деньги.
В 2004 году "Порту" выиграл Лигу чемпионов. В первое же трансферное окно после триумфа клуб продал игроков на 85 миллионов евро (по оценке Transfermarkt). Трансферы – главный источник дохода клуба. "Реал Мадрид", "Монако", "Барселона", "Атлетико", "Манчестер Сити" – лишь малая толика грандов, куда уходят кадры "драконов".
"Профессионализм, страсть, амбициозность, точность" – девиз коммерческого отдела "Порту".
Португалия – маленькая страна, которая находится на периферии Европы. А Порту – город с населением 300 тысяч человек.
– В условиях маленького города и маленькой страны "Порту" – вызов всему мировому футбольному сообществу, – заявляет Гувейя. – Чтобы продвинуть бренд, нужна собственная идентичность. Идентичность клуба основана на идентичности города – в идеале каждый турист должен купить футболку, зайти в клубный музей и купить билет на футбол.
– Надо прилагать большие усилия, чтобы мы могли конкурировать с топовыми клубами Европы, чтобы фан-клубы образовывались не только в Португалии, но и в Европе, – добавляет он.
С конкурентами "Порту" борется довольно успешно – 40% болельщиков команды не проживают в Португалии, а представительства фан-клуба, по словам Гувейя, есть в США, Мексике, Китае, Колумбии, Бразилии и других странах. "Порту" постоянно развивает свою фан-базу. В основном благодаря трансферам.
– Стараемся ломать рыночные барьеры спортивного мира, привлекать игроков из других лиг, других континентов. Пытаемся сделать так, чтобы клуб стал узнаваемым в других футбольных регионах, даже самых отдаленных, – признается Лауса.
Первым и самой крупной страной, где у "Порту" появился зарубежный фан-клуб, стала Бразилия. Из-за общей истории и, главное, одного языка бразильцы охотнее едут именно в Португалию, выбирая эту страну как первую ступень на пути в большой европейский футбол. А вот Восточная Европа, в частности, Россия, освоена хуже – по мнению "Порту", это сложный, закрытый рынок. Да и языковой барьер тоже накладывает свой отпечаток.
Premier League International Cup trophy enters Porto Museum!#FCPorto #SomosPorto pic.twitter.com/pJ6cdK2waY
– Portista (@FCPortoGlobal) 16 мая 2018 г.
– Музей – один из важных залогов успеха. В нем заложено все то, что позволяет понять нашу идентичность, – объясняет Лауса. - Мы нашли место, где можно выставит все наши кубки, трофеи. Мы пытаемся показать, чем отличаемся от других клубов, например, "Локомотива". Не только в рамках выступлений, но и за пределами поля".
Сейчас музей "Порту" – самый посещаемый музей в Португалии, посвященный спорту. 27 залов, где представлены футбол и другие виды, которые развиваются под брендом "Порту": например, велосипедный спорт, бокс, баскетбол. Помимо традиционных для таких музеев экспонатов – кубков, футболок, бутс знаменитых игроков, всевозможных исторических программок, вымпелов – очень много интерактивных экранов, всевозможных голографических изображений, что привлекает туристов.
Музей, как и сам клуб, живет в первую очередь благодаря спортивным успехам. Когда клуб выигрывает – этого достаточно для поддержания финансового баланса.
Членские взносы, продажа атрибутики, билеты в музей – все это приносит прибыль. Но самая крупная статья доходов для "Порту", не считая сделок по трансферам – реализация телевизионных прав. В Португалии, в отличие от топовых европейских чемпионатов, их продает не лига, а каждый клуб. У "Порту", по словам Гувейя, начиная с июня текущего года, вступил в действие контракт с Portugal Telecom – по нему клуб за 10 лет должен получить 457,5 миллиона евро. Это крупнейшее соглашение в истории португальского футбола, оно на данный момент закрывает без малого половину годового бюджета клуба.
Общий же заработок клуба в год обычно составляет примерно 100 миллионов евро. В этом 2018-м "Порту" стремится к цифре 120 миллионов.
Соцсети – еще один важный аспект деятельности успешного футбольного клуба как бизнес-проекта. Для того, чтобы быть узнаваемым, нужно продвигать клуб в разных областях, расширять клуб болельщиков и спонсоров. При помощи чего? Например, покупки игроков с громкими именами.
Так, в июле 2015 года в "Порту" перешел знаменитый вратарь "Реала" и сборной Испании Икер Касильяс.
– Касильяс – это не просто игрок, это бренд, – говорит Гувейя. – Его переход похож на трансфер Роналду в "Ювентус". Тенденция последних лет – когда один игрок может способствовать маркетингу, спортивному менеджменту всего клуба, а общая аудитория Икера в соцсетях в пять раз больше, чем у "Порту". В плане развития бизнеса его переход очень помог клубу. Про его игровые качества я уже и не говорю.
? At? amanh? Drag?o! ? FC Porto-Varzim SC ? 19h ? Ta?a da Liga #FCPorto #FCPVSC
Публикация от FC Porto (@fcporto) 30 Окт 2018 в 2:25 PDT
Посещаемость
– Узость внутреннего рынка играет большую роль в узнаваемости бренда, – признается Лауса. – Население всей Португалии меньше, чем одной только Москвы. А в Порту, как уже сказал Тьяго, проживает около 300 тысяч человек.
При этом средняя посещаемость стадиона "Драгау" в этом сезоне – 42 тысячи зрителей. Получается, что каждый седьмой житель города приходит посмотреть игры команды (понятно, что на матчи "Порту" народ съезжается со всей страны – очень уж клуб популярен). 24 тысячи болельщиков ходят на арену по абонементам. Если проводить параллель с Россией, то даже "Спартак" в постчемпионский сезон продал меньше – по официальным данным, 23 529 абонементов.
По оценке Гувейя и Лауса, вообще в мире клуб так или иначе интересен 800 миллионам человек –по словам представителей "Порту", все благодаря иностранным футболистам, выступающим за команду, и проекту Dragon Force ("Сила дракона"). Задача проекта – расширение сети лицензионных детско-юношеских футбольных школ, действующих под брендом "Порту".
– Проект был запущен в 2006 году, – рассказывает Лауса. – Первый набор – 400 детей в возрасте от 4 до 14 лет. И вот сейчас, по истечении 12 лет, а наших школах занимаются больше шести тысяч детей и подростков – у нас 20 школ в разных городах Португалии, плюс еще четыре за пределами страны – в Канаде, Колумбии, Испании и даже в Мозамбике.
Лига чемпионов: расписание матчей группового этапа по турам, календарь и результаты игр