25 июля 2018, 15:45
"ЗАДАР"
Футбольный путь Модрича, вместе с родителями бежавшего от югославской войны, начался в хорватском Задаре. В местном клубе маленький худой парнишка – за это, как и за потрясающую технику, его впоследствии будут звать "Балканский Кройфф", – страдавший от недоедания, быстро пришелся ко двору, удивив всех своими трюками: в 7-8 лет он делал то, на что были способны 20-летние футболисты. Лука сильно отставал в росте от партнеров по команде – те были выше, в среднем, на 15 см, – но проявлял изобретательность: после тренировок залезал на турник, цеплялся ногами за перекладину и висел вниз головой. На вопросы о том, что он делает, Модрич отвечал: "Я маленький и должен вырасти". "И ведь вырос – в великого футболиста! Никто из нас и представить этого не мог", – отмечал Йосип Байло, в ту пору спортивный директор "Задара".
"ЗРИНЬСКИ"
Лука мечтал попасть в клуб, за который болел с детства: "Хайдук" из Сплита. Но щуплого и почти прозрачного 10-летнего футболиста там забраковали моментально: "Кожа да кости – зачем он нам?". Куда более прозорливыми оказались скауты загребского "Динамо" – после короткого просмотра Модрича пригласили из провинциального Задара в хорватскую столицу. Закончив динамовскую академию, Лука на один сезон уехал в Боснию, в "Зриньски" из Мостара, где в 2003 году, не добравшись даже до восемнадцатилетия, был назван лучшим игроком боснийского чемпионата. "Кому по силам играть в Боснии, тому по силам играть везде", – признался он позже.
"ДИНАМО"
Вернувшись в Загреб, 17-летний Модрич подписал с "Динамо" десятилетний контракт. В сезоне-2005/06 он стал твердым игроком основы столичного клуба: тренер Йосип Куже поверил в Луку, тот отыграл все 32 игры в национальной лиге и взял с динамовцами свое первое (из трех) хорватское чемпионство. В 2006 году в Базеле Лука дебютировал за взрослую сборную Хорватии в товарищеской игре против Аргентины – Класнич открыл счет уже на третьей минуте, тут же дуплетом выстрелили Тевес и Месси, но голы Срна в начале второго тайма и Шимича в добавленное время принесли победу хорватам. Через 12 лет в Нижнем Новгороде Модрич снова обыграет Месси, только поражение выйдет для южноамериканцев куда более горьким.
СТРАХ ПЕНАЛЬТИ
На Евро-2008, куда Хорватия вытащила Россию, обыграв в последнем туре отборочного этапа на выезде англичан (3:2), балканская команда молнией прошлась по сложному квартету (Германия, Австрия и Польша), одержав три победы, первую из которых (над австрийцами) принес точный одиннадцатиметровый удар Модрича. В 1/4 финала хорваты устроили жаркую сечу с Турцией – 119 минут на табло горели 0:0, потом Класнич забил, в Хорватии начали праздновать победу, но через несколько мгновений Шентюрк сравнял счет. В серии послематчевых пенальти первым у хорватов бил Лука – мимо. Вслед за ним промахнулся и Ракитич, турки прошли дальше, а у Модрича на несколько лет появился такой страх перед пенальти, что через год он отказался от своего удара, когда "МЮ" и "Тоттенхэм" не смогли определить обладателя Кубка английской лиги в основное и дополнительное время – у "шпор" тогда забил только Чорлука, и "Красные дьяволы", не смазав ни разу, взяли трофей (0:0, 4:1). "Я боюсь бить пенальти. Мне нужно преодолеть этот страх", – сказал вскоре после этого Модрич.
"ТОТТЕНХЭМ"
В Лондоне Лука оказался после яркого Евро-2008 – "Тоттенхэм" заплатил "Динамо" 21 миллион евро, и Модрич восемь лет удерживал звание самой дорогой продажи в истории загребского клуба, пока два года назад "Ювентус" не отдал ему за Марко Пьяцу 23 миллиона евро. За четыре года на "Уайт Харт Лейн" хорват покорил сердца болельщиков "шпор", первый свой гол за лондонский клуб забил "Спартаку" (2:2), а потом помог "Тоттенхэму" впервые добраться до четвертьфинала Лиги чемпионов, где англичане с треском уступили (0:5 по сумме двух матчей) будущему клубу Модрича – "Реалу".
"РЕАЛ"
Переехав в 2012 году из Лондона в Мадрид, Лука стал четвертым хорватским футболистом "Королевского клуба" – после Просинечки, Ярни и Шукера, – выдержал тяжелый старт при Моуринью и раскрылся при Анчелотти, взял все мыслимые (и не очень) клубные трофеи, надел капитанскую повязку в сборной, приехал на ЧМ-2018, уверенно провел Хорватию через групповой этап, не забил одиннадцатиметровый на 116-й минуте 1/8 финала против Дании при счете 1:1, но все же нашел в себе силы подойти к точке в серии послематчевых пенальти – и на этот раз уже не промахнулся, преодолев свой давний страх. В 1/4 хорваты приговорили Россию, и вновь Лука был точен с точки в одиннадцатиметровой лотерее, в полуфинале от их ног пала Англия, но в решающей игре французы оказались сильнее. И все же "Золотой мяч" ЧМ достался именно Модричу – получит ли он еще один, тот, о котором мечтает каждый футболист на планете?
ПОДВИГИ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ
Отношения Модрича с главным клубным турниром Европы длятся уже второе десятилетие, правда, в первое время все ограничивалось квалификационными раундами с загребским "Динамо", который при нем так ни разу и не добрался до группового этапа. Перейдя в "Тоттенхэм", Лука с ходу помог лондонцам выйти в 1/4 финала ЛЧ, показав лучший результат в их истории, а с переездом в Мадрид в его жизни началась настоящая золотая пора. За шесть сезонов в испанской столице Модрич четыре раза поднимал над головой Кубок Лиги чемпионов, став незаменимым игроком "сливочных". Всего в его активе 81 матч на разных стадиях турнира, 7 голов и 8 результативных передач.
Партнером самого значимого в Европе футбольного соревнования с 2014 года является компания Nissan, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с концепцией Nissan Intelligent Mobility. Данная концепция призвана сделать мобильность будущего реальностью и включает в себя три направления: автономное управление, чистая энергия и всеобщая интеграция.
Каждое из направлений представляет из себя реальный набор технологий, например, уже сегодня компания Nissan тестирует расширенные функции автономной езды на общественных дорогах, а это означает, что революционные нововведения уже очень скоро станут частью нашей повседневной жизни, а Nissan LEAF – самый популярный электромобиль в Европе, являясь в целом олицетворением всей концепции, меняет представление о том, насколько мощным может быть автомобиль с электродвигателем.
Компания Nissan создает новые технологии и автомобили для того, чтобы мир каждым днем становился удобнее, безопаснее и понятнее.
Узнайте больше о технологиях Nissan – Nissan Intelligent Mobility