3 мая 2016, 16:45
ТАКОЕ ЛЕТО БЫВАЕТ РАЗ В ЖИЗНИ
– Поздравляю, вам предстоит, возможно, лучшее лето.
– Да, спасибо, никакие моря, никакой отдых не нужны. Такое лето бывает раз в жизни.
– О вашем назначении на футбольный турнир Олимпийских игр мы узнали из рассылки ФИФА. Кто вам сообщил?
– Скажем так, была неофициальная информация. Для меня это все очень неожиданно, потому что наша бригада работает и на другом крупном турнире, Euro-2016. Пару дней назад получил письмо о том, что моя кандидатура рассматривается в качестве арбитра на Олимпиаду. "Пожалуйста, пришлите ваши личные данные", – написали мне.
– Что именно спрашивали?
– Обычный опросник для аккредитации: биографические данные, кто мама, кто папа. Попросили все данные, уведомив, что позже, если все нормально, пришлют официальное подтверждение. То есть вроде и да, а вроде и нет. Можно радоваться, но и недоговорки были.
– Подтверждение из ФИФА уже пришло?
– Получил письмо – ваши данные дошли, спасибо. "Если еще что-то потребуется, мы сообщим", – такая приписка к сообщению тоже есть. И я точно знаю, что в департамент судейства и инспектирования РФС никаких писем не приходило. Но когда мне пошли эсэмэски с поздравлениями, сам зашел на сайт ФИФА и увидел список.
ОЛИМПИАДА? МОСКОВСКАЯ, КОГДА В НЕБО УЛЕТАЛ МИШКА
- Что в принципе для вас Олимпиада? Какие ассоциации?
– Я родился в 79-м, но для меня главная ассоциация – Олимпиада-80 в Москве. Прекрасно помню кадры, облетевшие планету: Лев Лещенко поет песню, а в небо улетает Мишка.
– В 88-м, когда наша сборная последний раз играла в футбольном турнире Игр, вам было 9 лет. Смотрели финал с Бразилией?
– Скажу честно – нет, не смотрел. Но зато в том же 88-м смотрел финал чемпионата Европы, когда наши играли с Голландией. И в принципе, как-то так получилось, что видел все матчи. А Олимпиада в памяти почему-то не сохранилась.
– Начался учебный год, а она шла как раз в сентябре.
– Может, кстати, и поэтому ее не помню. А тот финал посмотрел, когда стал старше – и полностью, и хронику сколько раз показывали.
– Помните, кто был последним российским арбитром на Олимпиаде?
– Ох, тяжело сразу так ответить. (после паузы) Знаю, что Николай Голубев был на Олимпиаде (Афины-2004. – Прим. "СЭ").
ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ РОССИЯ ЗА НАС НЕ КРАСНЕЛА
– Что для судей значит футбольный турнир Олимпиады? Считаете его равным чемпионатам мира и Европы или рассматриваете больше как экзотику?
– Я могу сравнивать уже после самих турниров. Тем более что еще полгода назад назначения на Euro и Олимпиаду казались мне мечтой. Хочется выступить, как говорится, от и до, и чтобы Россия за нас не краснела. Это большое событие для нашего судейства. Участие в двух таких турнирах – это фантастика!
– Матчи олимпийского футбольного турнира состоятся в том числе и на "Маракане". Это самый известный стадион, на котором вам, возможно, предстоит судить?
– О "Маракане" смотрел хронику, читал книгу Игоря Фесуненко, царствие ему небесное. "Пеле, Гарринча, Футбол" зачитывал до дыр! Производило впечатление, даже по строчкам книги, как на матче могут собираться более 100 тысяч человек. Особенно описание решающего матча чемпионата мира, когда Бразилия уступила Уругваю.
– Кого бы хотели поблагодарить за ваши успехи?
– В моей жизни было и есть много хороших людей, которые меня учили и в меня верили. Если бы не жена, было бы тяжело дойти до какого-то серьезного уровня. Благодарю человека, который первый меня увидел, когда я пришел в 14-ю бригаду Московской коллегии судей – Валерия Георгиевича Баскакова. Замечательный был человек. Он мне как второй отец, на многих турнирах находился рядом – в том числе, кстати, и на турнире ТДК "СЭ". И конечно, очень многих я поблагодарю лично.
ИСТОРИЯ С АВЕРЬЯНОВЫМ – ЭТО ТРАГЕДИЯ
– То, что Антон Аверьянов не прошел фитнес-тест и не будет с вами в бригаде на Euro-2016, – шок?
– У меня просто нет слов. Очень расстроен. Мне очень жалко Антона. Для меня и для него – это трагедия. Антон большой профессионал, он один из лучших ассистентов. Во время игры он не то что правая рука… Не знаю, он и правая нога, и правое полушарие мозга. Столько помощи от него во время матчей! Многие не знают и не понимают, как важен ассистент. По уровню интеллекта Аверьянов – главный арбитр, просто жизнь так сложилась, что он не в поле. А тут такой удар, это, считаю, жестоко.
– Вы видели, как Антон сдавал те самые тесты?
– Нет. На том сборе главные арбитры бежали утром, дополнительные судьи – после нас, через пару часов, а ассистенты – вечером. Вечером, когда встретились и все узнали, надежда еще была. Все-таки три сотых секунды, которых Антону не хватило для выполнения норматива, – по мне, это не то, за что отстраняют от мечты всей жизни. Но таковы правила, их нужно принять, и я даже не знаю, что тут могу еще сказать.
– Каково ваше расписание на конец мая - июнь: что судите, когда сборы, когда назначение на игры Euro?
– Прежде всего, большое спасибо Валентину Валентиновичу (Иванову. – Прим. "СЭ"). Он был большим арбитром, много работал на таких турнирах и знает, что это такое. Постоянно звонит, спрашивает о самочувствии, здоровье. Учитывает это при назначении в России. Бывают случаи, когда нездоровится, лучше пропустить, подготовиться. Из УЕФА нам прислали план на шестинедельный цикл подготовки, вплоть до 6 июня, когда соберемся во Франции. Все выполняем, а показания часов сердечного монитора отсылаем в УЕФА. Там идет анализ состояния сердечного ритма и всех остальных факторов, а нам обратно высылаются рекомендации. Суммарно проводим по 4 - 5 тренировок в неделю.