Евро. Статьи

23 июня 2012, 00:13

Аршавин - нужен. "Аршавинозависимость" - нет

EURO-2012

В спорах о дальнейшей судьбе сборной России то и дело всплывает тема ее капитана -  фигуры, полемика вокруг которой порой граничит с абсурдом. Мнение о том, нужен ли  Андрей Аршавин новой сборной, высказывают спецкоры "СЭ" в Польше и на Украине.

Артем АГАПОВ:

- Сборной Аршавин нужен, причем образца 2008 года. И вообще ей нужно больше Аршавиных, Денисовых и Акинфеевых. Если один не обеспечит нужный драйв, второй переломит матч на характере, а третий в нужный момент выручит. В таком случае не только с Грецией мучиться не придется, но и с Германией играть не страшно будет. Пока смотрим, как Германия и Греция встречаются в четвертьфинале, есть время подумать, как можно перестроить сборную так, чтобы отсечь все плохое и сохранить все хорошее. И о том, откуда в нашем футболе возьмутся новые Аршавины, Денисовы и Акинфеевы.

Александр БОБРОВ:

- Странный вопрос: нужен ли Аршавин сборной? Мой ответ положительный. Позволю себе спросить в ответ: а много ли в стране игроков таких, как он, или лучше? Полузащитнику 31 год, понятно, что в скорости он не прибавит - скорее наоборот. Но есть же опыт, а он дорогого стоит. Многое зависит от того, кто придет на смену Адвокату и с помощью каких футболистов новый тренер начнет создавать новую команду. Тогда можно будет вести более предметный разговор.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ:

- Должен ли Аршавин выступать за сборную, обязаны решать тренеры перед каждой игрой. Аршавин бывает разным - твердым, жидким и газообразным. Первый нужен команде, второй и третий - не очень. А вот приглашения в сборную Аршавин, несомненно, заслуживает, потому что он творец. Но вряд ли капитан. Капитанская повязка - привилегия не столько творцов, сколько бойцов и лидеров.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ:

- И Аршавин, и другие представители "бронзового" поколения - хорошие футболисты, но на международном уровне свое уже отыграли. Поблагодарим их и распрощаемся. Время требует кардинального обновления, и даже если поначалу оно пойдет в ущерб качеству и результату, начинать его нужно сейчас, без всяких "мостиков" между прошлым и будущим. Молодые ведь всегда подражают старшим. На этот раз, мне кажется, лучше обойтись без примеров.

Борис ЛЕВИН:

- Не очень понимаю, почему вопрос сводится персонально к Аршавину, - видимо, из-за связанных с ним звучных околофутбольных событий: на поле в Польше Андрей был далеко не худшим, о чем свидетельствует хотя бы статистика: три из пяти голевых передач - на его счету.

Другое дело, что в концовке матча с Польшей он так устал, что Адвокат должен был его менять, но это вопрос к тренеру, а не к игроку. Дик верил в Аршавина до последнего, и в этом тоже были свои резоны: вспомните, что единственный реальный момент во втором тайме матча с Грецией создали за шесть минут до конца как раз Аршавин с Дзагоевым.

Если же рассуждать о проблеме в целом, то в сборной должны играть сильнейшие на данный момент. Искусственное омоложение к добру точно не приведет. А уж тем более ущербной будет такая стратегия: давайте плюнем на следующий цикл, чтобы подготовиться к 2018 году. Вся история мирового футбола доказывает: проваленным окажется не один цикл, а сразу несколько, в том числе и тот, на который делалась ставка.

Мало того что "плевать" на очередной чемпионат мира или Европы в угоду следующим чревато огромными потерями в рейтинге, репутации, психологии победителя и так далее. Это ударит и по самим молодым игрокам, которых бросят в пекло не готовыми. Они должны выгрызать место в сборной, а не получать его на блюдечке.

Поэтому моя позиция проста: если нет у нас сейчас центральных защитников сильнее Игнашевича с братьями Березуцкими, то играть должны именно они. А Бурлака, Граната и иже с ними надо вызывать на сборы, наигрывать в двусторонках, понемногу подпускать к товарищеским играм и ждать, когда они окажутся способны доказать: мы не только моложе, но и сильнее ветеранов!

Это же касается и позиции Аршавина: определять, кто ее займет, должны только уровень мастерства и спортивная форма претендентов на текущий момент, а отнюдь не их потенциал в будущем.

Александр ПРОСВЕТОВ:

- Аршавин сборной нужен, но при одном непременном условии: если он в надлежащей форме. Есть кто-то сильнее на конкретный день - ему и выходить на поле. Неприкосновенных, талисманов быть не должно. Но отказываться от услуг игрока, превосходящего по уровню мастерства прочих, глупо. Вот депутата, который его допек, заменить без ущерба для дела нетрудно. Его кресло долго пустовать не будет.

После победного матча с Чехией Аршавина нахваливали, а стоило ему сделать неудачную передачу во встрече с Польшей, после чего хозяева провели голевую атаку, как на него повесили всех собак. Нельзя ни о ком и ни о чем судить в черно-белой гамме.

Игорь РАБИНЕР:

- Считаю, Аршавин далеко не растерял своего потенциала и поэтому сборной еще вполне может пригодиться. Разбрасываться мастерами такого уровня -  недопустимая роскошь для страны, которая, мягко говоря, не производит их в промышленных масштабах. Мы не Испания, не Германия, не Португалия. И, между прочим, даже на этом Euro Андрей все равно был едва ли не самым острым после Дзагоева футболистом сборной.

Другое дело, что Дик Адвокат сделал Аршавина "священной коровой", не только всегда выставляя его в стартовом составе, но даже никогда не заменяя. Теория Дика о том, что его капитан способен из ничего сделать гол даже в добавленное время, в какой-то момент превратилась в догму. Самым ярким доказательством стал матч против Польши, когда замена явно утомленного Аршавина напрашивалась минуте на  70-й. Поэтому гораздо более эффективным может оказаться разноплановое его использование: допустим, иногда он будет куда полезнее, освежая и обостряя игру команды после выхода на замену. Не убежден и в том, что он должен оставаться капитаном команды: сам Аршавин - единственный, кто после матча с Грецией сделал несколько шагов к болельщикам и поаплодировал им, но как капитан и вожак он должен был заставить это сделать всю команду. Еще при Хиддинке решение передать повязку от Семака Аршавину выглядело спорным, и с тех пор четких доказательств обратного мы так и не получили.

Обобщая все сказанное: остаться в сборной Аршавин должен (тем более что он сам этого хочет), но при этом избавиться от ощущения собственной незаменимости. Тогда, не сомневаюсь, он принесет ей еще немалую пользу.

Дмитрий СИМОНОВ:

- Всеобщее равенство и братство - миф: везде есть звезды. Но звезда познается в беде - и, допустим, Криштиану Роналду забил на чемпионате три мяча именно тогда, когда от них зависела судьба его команды. Аршавин, когда Россия в том нуждалась, не отдал и не забил. От него, как от самой вольной в команде пташки, наименее обремененной оборонительными обязанностями, требуется игровая конкретика - голы и результативные передачи. Статуса неприкосновенного в нынешнем состоянии Аршавин, на мой взгляд, не заслуживает. Неприкосновенный Аршавин, занимающий место кого-то более конкретного (атакующего хавбека Юрия Жиркова, к примеру), сборной России не нужен. Но такими игроками и не разбрасываются. Надеюсь, сам Андрей Сергеевич будет готов к тому, что за место в составе надо будет бороться, а не получать его исключительно благодаря фамилии, как в последние два года. Кстати, в "Зените" в последние полгода он жил именно по таким законам.

Петр ТЕРЕЩЕНКОВ:

- Искусственно отцеплять Аршавина от сборной только ради заигрывания с экстремистски настроенными болельщиками нельзя точно. Нашумевшая история общения лучшего российского игрока последних пяти-шести лет с "государственными обвинителями"  после поражения от Греции слишком мутна, чтобы из-за нее ставить крест на том, с кем еще недавно были связаны наши надежды. А вот от "аршавинозависимости" уходить необходимо, и как можно быстрее. Слепая вера в капитана успела отрицательно повлиять на результаты сборной и при Хиддинке, и при Адвокате, так что новый тренер не должен наступать на те же грабли. Но мастерство и колоссальный опыт питерца еще могут сослужить добрую службу в строительстве новой команды. При условии, что он найдет в себе достаточно сил и характера, чтобы доказать свою необходимость сборной делом, а не оказаться в ней по инерции, за счет старых заслуг.

246