Зарубежные чемпионаты

31 января 2013, 08:30

Курс на социализм?

Пока европейские чиновники рассуждают о переводе ведущих лиг на систему "весна - осень", есть время вспомнить самые значимые реформы УЕФА под руководством Мишеля Платини.

29 января президент "Баварии" Карл Хайнц Румменигге оповестил футбольную общественность, что в недрах УЕФА зреет очередной реформаторский план – отменить летний перерыв и проводить национальные чемпионаты с января по ноябрь. Удивляться не приходится: за время правления Мишеля Платини было одобрено уже не одно нововведение. По большей части, объяснялись они романтическими порывами трехкратного обладателя "Золотого мяча": Платини будто бы задался напомнить миру, что футбол – это в первую очередь игра, а уже затем деньги и политика. Старательно избегая изменений там, где они действительно назрели, француз изобретательно рождает все новые и новые идеи там, где прежний уклад существовал бы веками. Пресекая на корню разговоры о внедрении видеоповторов и новейших технологий, Платини щедро делится схемами будущих турниров и гнет свою "социалистическую" линию всеобщего спортивного и финансового равенства. Получается – по-разному.

ПУТЬ ЧЕМПИОНОВ

Что меняли. Едва заняв президентское кресло, Платини взялся за реализацию коварного плана – как обезвредить элитное объединение G-14. Топ-клубы тогда вслух мечтали о создании альтернативной лиги, закрытой для посторонних и позволяющей ее участникам зарабатывать куда большие суммы, чем в обычных еврокубках. До команд с более скромными возможностями руководителям грандов не было никакого дела, Платини же, наоборот, пришел к власти, опираясь как раз на поддержку стран футбольного "третьего мира". Те были вправе ожидать перемен – и они не заставили себя долго ждать. Был упразднен малопонятный Кубко Интертото, Кубок УЕФА приобрел "лигочемпионский" регламент и трансформировался в Лигу Европы, главное же – изменилась сама Лига чемпионов.

Изначально Платини предлагал допускать до турнира только победителей национальных чемпионатов, но столь резкое изменение формата Исполнительный комитет УЕФА не одобрил. Тогда старина Мишель применил "план Б" и создал "Путь чемпионов". Теперь команды вроде словацкой "Жилины" или венгерского "Дебрецена" играют в квалификационных раундах друг с другом, а значит, имеют куда больше шансов пробиться в основную часть Лиги. В то же время ряды представителей более рейтинговых чемпионатов редеют в битвах "Турнира 15", а проигравшие усиливают Лигу Европы.

Что говорили. Вячеслав Колосков, экс-президент РФС: "Опора, прежде всего, на средние, а потом уже и на малые страны была главной составляющей предвыборной программы Платини. Он этого никогда не скрывал, и теперь, видимо, пришла пора платить по долгам".

Что получилось. С финансовой точки зрения клубы только выиграли. Платини договорился с ЕС об изменениях в налоговом законодательстве, в футболе стало интересно участвовать спонсорам, прибыль команд, скакнула вверх. А вот со спортивной точки зрения... Клубы-чемпионы из года в год проваливают групповой турнир, а известные команды, вылетающие в Лигу Европы, нередко брезгуют выставлять там основные составы. В первую очередь - из-за разницы в доходах с участниками Лиги чемпионов.

ФИНАНСОВЫЙ ФЭЙР-ПЛЕЙ

Что меняли. После реформ еврокубков француз стал продвигать финансовый fair play. Не желая мириться с тем, что футбол превращается в безумную гонку денежных мешков, Платини обязал клубы "жить по средствам". Пусть, мол, тратят – но не больше, чем способны заработать. По мысли президента УЕФА, чтобы не уйти в минус, клубы теперь начнут уделять больше внимания своим академиям и развитию инфраструктуры. Ну а кто нарушит отчетные принципы, тот не будет допущен к участию в еврокубках.

Что говорили. Мишель Платини: "Вы хотите, чтобы однажды владельцем клуба из Ливерпуля стал арабский шейх, тренером команды назначили бразильца, а на поле выходили 11 африканских футболистов? Люди из Катара должны развивать футбол в Катаре".

Что получилось. Реформа вступила в силу с сезона-2011/12 и носит поэтапный характер. До 2014 года клубам позволяется иметь дефицит в 45 миллионов евро, но он должен быть компенсирован за счет увеличения капитала, а к 20170-му этот дефицит должен сократиться до 30 миллионов. Эти требования постепенно приводят к сокращению рынка трансферов: щедрых покупок во время окон становится все меньше.

Первой крупной жертвой нововведения стала "Малага": арбитражная инстанция наказала испанский клуб за долги перед сотрудниками, лишив права участия в еврокубках в течение четырех следующих сезонов. В самой команде уверяют, что дело не в отсутствии денег, а в реорганизации. "Малага", в начале сезона "кинутая" катарским шейхом, смогла удержаться на плаву, продав пару лидеров – а затем пошли и успехи в Лиге чемпионов. Вот только выплаты за участие в еврокубке из-за долгов пока приостановили. В УЕФА знают о заработанных командой премиальных, но отсрочки "Малаге" не дают. Более того, если до 31 марта андалусийцы не докажут, что у них не осталось долгов перед собственными работниками, наказание будет удвоено.

ДВА АРБИТРА НА ЛИНИИ

Что меняли. Где действительно назрели реформы – так это в системе определения гола. На футбольных полях Европы допускается слишком много ошибок. Но вот здесь-то Платини категорически заупрямился: футбол, мол, не компьютерная игра, и видеоповторы в нем не нужны. Напирает француз и на высокую стоимость технических новинок. Правда, на легкую уступку президент УЕФА все же пошел. Сначала в матчах еврокубков, а затем и в серии А стали работать пять "людей в черном" вместо трех - двое дополнительных судей стоят на линии и внимательно следят за тем, влетел ли мяч в ворота.

Что говорили. Мишель Платини: "Сама технология определения гола – не проблема. Проблема – это появление технологии в футболе. Потом вам понадобится технология, чтобы решить, была ли игра рукой, потом – для определения офсайда, и так до бесконечности. И вот это уже проблема".

Что получилось. Несмотря на положительные в большинстве своем отклики, избавиться от грубейших судейских ошибок с помощью дополнительных арбитров не удалось. Платини много говорил о том, что с помощью системы стало возможным пресечь симуляции в штрафной площади и уменьшить число грязных приемов при исполнении "стандартов". Но разве это имело какое-то значение в момент ошибочно не засчитанного гола Марко Девича в ворота англичан на Euro-2012? Дополнительные судьи регулярно совершают ляпы и в матчах серии А – чемпионате, где эта технология была применена впервые. Едва ли не в каждом туре ошибки арбитров напрямую влияют на ход матчей.

В ПРОЕКТАХ

Тяга к "социализму" заставляет Платини резать по живому. Президент ФИФА Зепп Блаттер называет решение француза увеличить число участников Euro-2016 с 16 до 24 команд "абсурдом". Для другой инициативы Платини - провести Euro-2020 в 10-15 городах нескольких стран - подобрать определения еще сложнее. Чиновники расширяют географию, но не задумываются о возможности грамотной "разбивки" матчей на территории одного региона – скажем, Скандинавии. Болельщикам придется мотаться по всему континенту, а атмосфера футбольного праздника стремительно испарится. Получается реформа ради реформы – как и в случае с возможным изменением еврокубковых турниров. Скоро старина Мишель доберется до ликвидации Лиги Европы и увеличения числа участников Лиги чемпионов до 64 команд – и все для того, чтобы слабые клубы подтянулись к "кормушке".

Вот и сейчас, когда активно ходят слухи о намерениях УЕФА перевести европейский футбольный календарь на систему "весна-осень", не видишь в них ничего фантастического. У руля организации по-прежнему Платини, который в охотку берется за любые реформы, лишь бы отвлечь мнение общественности от разговоров о судействе. Лишь одно в этой истории остается непонятным: что же в случае перехода будут делать в нашей стране?

24