14 сентября 2020, 11:30
Два фактора, определивших победителя в этом дерби (как, впрочем, и в предыдущем), просты как правда.
1. Игорь Акинфеев vs Александр Максименко — при всей симпатии к младшему из них, которого старший сенсационно включил в тройку лучших игроков прошлого сезона после своих одноклубников Мариу Фернандеса и Николы Влашича. 22-летний спартаковец ошибся на 27-й минуте матча на «ВЭБ Арене» 30 июня, неловко отбив в сетку мяч после не такого уж сложного удара хорвата; два с половиной месяца спустя голкипер не рассчитал траекторию отскока мяча от газона на 30-й минуте первого тайма после удара головой Магнуссона. Его 34-летний оппонент при этом был не просто безупречен, а несколько раз спас ЦСКА.
2. Влашич vs отсутствие солиста, лидера атаки у «Спартака». Такого, как в разное время уходящего десятилетия были для красно-белых Алекс и Промес. Красно-белые сейчас обладают хорошим и разноплановым подбором игроков впереди, но ни один из них не может все решить сам, за счет индивидуального мастерства. Вернее, задатки для этого есть у Зелимхана Бакаева и Джордана Ларссона, но один после коронавируса все никак не выйдет на прежний уровень, а второй сверкает периодически, словно еще до конца не веря в мощь своего потенциала. У ЦСКА такой футболист есть, что опять же в обоих последних дерби и доказал.
Среди игроков ходит грубоватая поговорка: «Резво начал — ж... стер». С красно-белыми в воскресенье это в принципе и произошло. Первые полтайма преимущество «Спартака» было очень большим. Объяснялось это в том числе и цифрами, высветившимися на 24-й минуте: по выигранным единоборствам преимущество гостей к этому моменту составляло 20 на 8 — разница колоссальная. «Спартак» прессинговал люто, не давая армейцам выходить со своей половине поля. Гол на 11-й минуте стал абсолютно закономерным результатом всего этого давления — которое, напомню, началось, что называется, не отходя от кассы, на первой же минуте, когда Вадим Карпов удивительным и не очень понятным для меня образом избежал красной карточки за фол последней надежды.
Десять минут спустя, получив не идеальный пас от Бакаева (пришлось даже отскакивать немножко назад), мастерски сыграл Понсе, попутно объяснив, почему именно он, а не Александр Соболев, оказался в стартовом составе. После игры Доменико Тедеско скажет то, что и так читалось на раз-два: это первый матч после сборных, Понсе был в расположении клуба и хорошо тренировался, тогда как Соболев оба матча национальных команд просидел на скамейке и был лишен спартаковского тренировочного процесса. Резкий удар аргентинца с правой в левую «девятку» и стал воплощением той самой работы, а Соболеву (так же, впрочем, как и Кокорину) выход на замену не удался. Но это — отдельная тема.
Сейчас о другом. В середине тайма пыл «Спартака» иссяк, причем как-то резко. Возможно, для взятого с самого начала встречи темпа и прессинга банально не хватило «физики» — говоря по-простому, то самое «резво начал». Возможно, Тедеско к этому времени планировал вести в счете более убедительно. Либо переоценивал функциональное состояние команды, либо в большей степени, чем это сработало в реальности, полагался на замены.
Факт, что гости на 30-й минуте получили холодный душ в виде гола Магнуссона после углового (неясно, почему по рослому, 190-сантиметровому исландцу играл Наиль Умяров, футболист среднего роста), и это нельзя было назвать совсем уж шокирующим. К тому времени уже минут семь у «Спартака» не было прежней инициативы и концентрации. Армейцы же сохранят силы до конца матча, грамотно и экономно распределив их по дистанции.
А в концовке тайма у ЦСКА стало уже заметно больше подходов — вспомните, например, опасный удар с острого угла Мариу Фернандеса. И, когда секундомер уже начал отсчет добавленных минут, последовала образцовая быстрая атака красно-синих. Все и так уже заметили, что Влашич ее разогнал изящным пасом пяткой на Константина Кучаева между ногами все того же Умярова, то есть сделал решающее действие и в развитии атаки, и в ее завершении — одним касанием обработав передачу Мариу Фернандеса и убрав мяч от проскочившего Зобнина, вторым — вогнав с правой мяч в «девятку». С хорватом, его мастерством и лидерскими качествами все ясно.
Но считаю, что не имеет права быть незамеченным отличный первый пас 18-летнего Карпова на Влашича. Низом, спокойно, удобно, без «пожара». Мог ведь выбить наобум — добавленное время, мяч у своей штрафной, как бы чего не вышло. Но парень, едва не начавший матч с красной карточки, тут сыграл по-взрослому, и это положило начало голевой атаке.
При этом она не проходила с численным преимуществом армейцев. Я сделал стоп-кадр в момент, когда Мариу Фернандес подбегал к штрафной «Спартака», чтобы навесить на Влашича, — и обнаружил, что спартаковцев было на одного больше (пять против шести), а дальше, правда, заметно отставая, бежал седьмой — Крал. Красно-белые просто не разобрались, кто с кем играет, и к тому же на их беду все дело сделали два больших мастера. Тут уж у Максименко шансов точно не было.
Но явно преждевременные разговоры о необходимости приглашения Александра в сборную России после двух ошибок в двух дерби должны сойти на нет. Когда Тедеско говорит, что упрекать голкипера за первый гол нельзя, то со своей стороны правильно делает — это просто его защита от внешнего мира. Но давайте задумаемся: отрази Максименко тот удар Магнуссона — назвали бы мы это блестящим сэйвом? Не думаю — просто умеренно похвалили бы. Но этот отбитый мяч был бы в порядке вещей.
Пока Максименко даже в молодежке проиграл конкуренцию краснодарцу Сафонову. То есть он — второй вратарь молодежной сборной. О какой первой тут вообще можно говорить? При этом в его таланте и характере сомнений нет, и можно только пожелать ему дорасти до этого уровня. Но всему свое время.
Упомянув о возрасте Карпова (Дивеев, напомню, из-за травмы пропустил и встречу молодежной сборной России с поляками, но показательно, что Виктор Гончаренко предпочел юного защитника опытному Виктору Васину), расскажу еще о нескольких интересных фактах, касающихся составов.
Изменившийся с этого сезона лимит на легионеров, казалось бы, внушал опасения, что в играх повышенной ответственности мест для россиян останется от шести до восьми на обе команды. Для чего тогда, спрашивается, иностранцев берут — чтобы они в таких встречах, как дерби, просиживали штаны на лавке?
На деле выходит иначе — и весьма оптимистично для тех, кто выступает за интересы российского футбола. У ЦСКА в стартовом составе на поле вышло вообще всего два легионера! Правда, оба — Магнуссон с Влашичем — забили. В «Спартаке» иностранцев оказалось тоже не бог весть — пять. То есть наших футболистов с первых минут было 15. Плюс более получаса сыграли Соболев с Кокориным, заменившие как раз легионеров. Вопрос, правда, в том, как заменившие...
Еще интереснее, что у армейцев в стартовом составе оказалось сразу СЕМЬ воспитанников своей школы — Акинфеев, Карпов, Щенников, Марадишвили, Кучаев, Тикнизян и Чалов. В дерби! Карпову — 18, Марадишвили — 20, Тикнизяну — 21, Кучаеву и Чалову — по 22... И ничего ведь, вся эта коллективная юность не помешала ЦСКА взять три очка. Можно сказать, что мечта Сергея Галицкого на две трети сбылась — только пока в исполнении другого клуба. Кстати, три выпускника своей академии у «Спартака» (Максименко, Маслов и Бакаев) — тоже неплохо, пусть и не на фоне оппонента. Звучит для России почти невероятно: у двух команд в совокупности на поле вышли десять воспитанников своих школ и лишь семь легионеров!
Во всей группе армейской атаки не оказалось ни одного футболиста старше 22 лет. Удивительный вообще состав начал у красно-синих: вообще ни одного игрока в самом сочном футбольном возрасте от 23 до 26 лет. В полузащите и атаке — сплошной молодняк, сзади — еще более юный Карпов и опыт в лице 29-летних Щенникова и Мариу Фернадеса, а также 27-летнего Магнуссона. Ну и главный гуру — в воротах. Единственный, кстати, на поле среди всех игроков обеих команд, кому за 30!
Средний возраст стартового состава ЦСКА — 24,1 (без Акинфеева было бы вовсе 23.2). «Спартака» — еще на год моложе — 23,1. В его старте тинейджеров не было — самым молодым, Маслову с Умяровым, по 20 — но отсутствовали и те, кто старше 26-летних Джикии, Жиго и Зобнина. Кокорин, выйдя на замену, стал старшим на поле из спартаковцев, причем с отрывом. Это ситуация все же не совсем нормальная. Играющие ветераны в команде все же должны быть. А те, что есть, — Ребров и Ещенко — не играют или почти не играют.
Его и Соболева Тедеско вместе выпустил на 56-й минуте, причем после пары довольно острых атак, в одной из которых Акинфеев вытащил удар Понсе. Если назову аргентинца — признаюсь, вообще-то не самого любимого моего форварда — лучшим игроком «Спартака» в этом матче, вряд ли ошибусь.
ЦСКА к этому времени опустился гораздо глубже, чем до перерыва, перекрыв все возможные уязвимые зоны. И так получилось, что, поменяв Понсе и Бакаева, Тедеско сломал своей команде игру в атаке. По инерции до 61-й минуты «Спартак» еще создал пару моментов — сначала мощно, но чуть неточно пробил издали Умяров, а затем Джикия в жесточайшем и при этом чистом подкате отобрал мяч у Влашича, сам прошел и ударил низом. Акинфеев с трудом вытащил удар из угла и тут же бросился яростно «пихать» защитникам.
Видимо, дошло. Потому что за оставшиеся полчаса «Спартак» не создал ни одного серьезного момента. Его атаки стали примерно так же предсказуемы, как у «Вегас Голден Найтс» против «Далласа» в финале Западной конференции Кубка Стэнли. Правда, гораздо менее мощны.
Понятно, что делать какие-либо выводы о Кокорине по первому выходу на замену — глупо. Но киношный сюжет, что после перехода в «Спартак» и долгого ожидания из-за травмы недавний заключенный подхватывает мяч, обыгрывает нескольких соперников и спасает красно-белых от поражения, оказался крайне далек от реальности. Кокорин пока просто не в форме. Давайте потерпим. Но ему еще нужно завоевать место в стартовом составе при той конкуренции, что есть в атаке «Спартака».
Поинтереснее других вышел на замену Урунов, тут же обостривший игру парой ярких финтов. Но поставили его в глубину поля, и, разок ошибившись в этой опасной зоне с дриблингом, молодой узбек тоже скис. Показалось, что появился он слишком поздно — когда команда уже по большому счету сдалась.
У любого тренера случаются дни, когда он не угадывает с заменами, и у того же Гончаренко такое происходит не так уж редко. На сей раз пришел черед Тедеско. Не считаю, что этот факт нужно драматизировать — все бывает. И выход того же Соболева с его габаритами при проигрышном счете напрашивался. С Кокориным вопрос более спорный, но главный тренер уж точно больше знает о его кондициях, чем мы со стороны. Но — не срослось.
А у ЦСКА как раз все получилось. На поле появились четыре легионера — правда, все тоже молодые, — и команда спокойно сыграла по счету. А в концовке еще и закрепила преимущество голом Эджуке.
Ровно то же самое было и в июньском дерби, когда в добавленное время забил Влашич. Один стадион, тогда — 2:0, теперь — 3:1. И с минимальными изменениями в составах — и у одних, и у других с первых минут появились по девять тех же игроков. Только Набабкина с Дивеевым заменили Карпов и Тикнизян, а Рассказова с Соболевым — Крал и Ларссон. Ну и, конечно, главная перемена — схема ЦСКА в четыре защитника, которая применяется Гончаренко уже несколько матчей подряд. Судя по всему, это — всерьез и надолго.
На судейство списать неудачу проще всего. Что самые простые из болельщиков «Спартака» охотно и стали делать.
Да, удалять Карпова на первой минуте, по моему убеждению, надо было. Никакой Щенников подстраховать юниора не успевал, а Ларссон бежал прямиком к воротам, а не в сторону от них. После нескольких просмотров не вижу ровно ничего, что заставило бы не считать этот момент фолом последней надежды.
По эпизоду с падением Айртона мое мнение разошлось, допустим, с позицией нашего главного специалиста по судейству Александра Боброва. На мой взгляд, это пенальти. Бразилец пробросил мяч мимо соперника, то есть был первым на мяче. И контакт с ногой армейца тоже состоялся, и мяч из пределов поля еще не вышел. А начал ли Айртон заваливаться за мгновение до этого контакта или уже после — по мне, вопрос спорный. Когда сопоставляют этот эпизод с моментом из матча «Динамо» — «Рубин», когда в штрафной бело-голубых упал Хвича Кварацхелия, — считаю, что 11-метровый там был поставлен правильно, а значит, следовало назначить его не только в Петровском парке, но и на 3-й Песчаной.
Напрасно Сергей Карасев сам не пошел смотреть эпизод, целиком доверившись мнению ВАР. Да, момент, пожалуй, нельзя назвать однозначным, железобетонным пенальти. А поправляют видеоассистенты судей в поле, как известно, именно после таких. Но все же, полагаю, ближе было к «точке», и уж точно там не шла речь о симуляции, а значит, и желтой карточке. Кстати, воспитанник школы ЦСКА и бывший игрок «Спартака» Дмитрий Градиленко, вживую комментировавший матч в одном из баров, где игру смотрел и я, также трактовал эпизод с падением Айртона как пенальти.
Теперь о руке Ивана Облякова, которая предшествовала атаке на третий гол ЦСКА. Тут решение Карасева — однозначно по делу. Процитирую комментатора Константина Генича, написавшего в твиттере: «Пишу всем тем, кто не в курсе новых правил игры рукой в атаке. Если касание руки и игрок СРАЗУ забивает — фол. Если касание руки — и партнер следующим действием забивает гол — фол! Если касание руки — и потом еще 2-3 передачи — не фол! Это новые правила с этого сезона». Разумеется, речь идет именно о неумышленном касании руки, когда та находится в естественном положении.
Но меня смущает то, что все три небесспорные (с Обляковым — самая однозначная из них) ситуации в дерби арбитр рассудил в одну сторону. Бездарную игру «Спартака» во втором тайме это, впрочем, абсолютно не оправдывает.
Все это в контексте того, что будет дальше, ничего не значит. «Спартак» выиграл первое дерби прошлого сезона (не забыли еще дубль Самюэля Жиго?) — и вскоре посыпался, а Олегу Кононову удержаться на посту знаковая победа над земляками не помогла. ЦСКА взял верх во втором — но это не позволило армейцам выйти в Лигу чемпионов ни со второго, ни даже с третьего места.
Дерби — это вещь в себе. Хрестоматийный пример — второй круг-2008, когда пустая команда Микаэля Лаудрупа обыграла один из лучших составов Валерия Газзаева, присутствовавшего, кстати, на воскресном дерби.
ЦСКА почти догнал «Спартак», уступая ему теперь лишь очко — 13 против 14. Календарь матчей до октябрьской паузы на сборные у красно-синих, пожалуй, полегче: они сыграют в гостях с «Уфой» и «Уралом» и примут «Локомотив», тогда как у «Спартака» — выезды в Казань и Саранск к «Тамбову» и прием «Зенита». Так или иначе, обе команды — в обойме клубов-претендентов на высшие места. Чего, допустим, не скажешь о «Локомотиве» в случае невыигрыша в понедельник в Ростове, да и с учетом потерь Алексея Миранчука и Дмитрия Баринова.
И | М | О | |||
---|---|---|---|---|---|
1 | Краснодар | 15 | 32-7 | 37 | |
2 | Зенит | 15 | 33-7 | 36 | |
3 | Локомотив | 15 | 30-18 | 34 | |
4 | Динамо | 15 | 31-17 | 30 | |
5 | Спартак | 15 | 25-12 | 28 | |
6 | ЦСКА | 15 | 24-10 | 27 | |
7 | Рубин | 15 | 17-22 | 19 | |
8 | Ростов | 15 | 20-26 | 17 | |
9 | Акрон | 15 | 19-30 | 16 | |
10 | Пари НН | 15 | 15-27 | 15 | |
11 | Динамо Мх | 15 | 9-14 | 15 | |
12 | Кр. Советов | 15 | 13-23 | 12 | |
13 | Химки | 15 | 16-28 | 12 | |
14 | Факел | 15 | 10-23 | 12 | |
15 | Ахмат | 15 | 13-29 | 9 | |
16 | Оренбург | 15 | 16-30 | 8 |
И | Г+П | ||
---|---|---|---|
|
Алексей Батраков Локомотив |
14 | 16 (10+6) |
|
Джон Кордоба Краснодар |
11 | 11 (8+3) |
|
Эсекиэль Барко Спартак |
14 | 10 (5+5) |