В этом сезоне «Факел» — одно из открытий РПЛ. Команда за пять туров успела привлечь к себе внимание благодаря бешеной поддержке фанатов и ярким матчам с «Динамо» и ЦСКА. «СЭ» поговорил с защитником команды, бывшим спартаковцем Сергеем Брызгаловым, который рассказал, почему «Факел» не смог пока одержать ни одной победы и станет ли команда из Воронежа народной. Также Сергей поведал о своем прошлом в «Спартаке», какие эмоции испытывал от дебюта в Лиге чемпионов, что не получилось у Эмери и насколько сложно работать с Карпиным.
— «Факел» впервые за 21 год вышел в РПЛ. Какие были эмоции, когда осознали, что клуб вернется в высшую лигу?
— Эмоции были фантастическими! У нас перед последней игрой чемпионата в Калининграде была непонятная ситуация: три команды боролись за выход в РПЛ. Не все зависело от нас в тот момент. Хорошо, что смогли выйти напрямую без стыковых матчей. Уже в раздевалке начали отмечать наш выход. Эмоции непередаваемые! Было супер. Я благодарен Роману Гурамовичу (Асхабадзе, гендиректору), Кириллу Николаевичу (Котову, спортивному директору), всему тренерскому штабу во главе с Олегом Петровичем (Василенко), медицинскому и административному штабу, каждому футболисту, работнику клуба и каждому болельщику за этот праздник.
— Воронеж скучал по большому футболу?
— Конечно! Команда 21 год не выступала в высшей лиге. Город, команда и болельщики живут футболом. Все соскучились по большим матчам. РПЛ — это 16 лучших команд России и крутые матчи. Воронеж скучал по этому.
— Судя по посещаемости матчей, люди у вас очень любят футбол.
— Да, вот и на матче с «Уралом» был полный стадион. На первой домашней игре с «Динамо» — то же самое. Хотя активного фан-сектора немного не хватает. Мы разговаривали с фанатами перед началом чемпионата, услышали их позицию по Fan ID. Команда очень расстроилась, но мы понимаем их.
— Олег Василенко после матча с «Динамо» сказал: «Здесь нет зла, здесь только искренний футбол. Думаю, мы можем стать народной командой, потому что мы — простые люди». На ваш взгляд, может ли «Факел» стать народной командой?
— Почему бы и нет? Воронеж — футбольный город. К команде и клубу относятся с уважением. Весь город поддерживает «Факел» и переживает за результат.
— Пока у команды нет ни одной победы за прошедшие туры. Чего не хватает?
— Мы постоянно разбираем с тренерским штабом игры, анализируем. Если говорить про игры, которые у нас были, за исключением второго тайма с ЦСКА, то мы пропустили необязательные голы. Были ошибки, которые в ФНЛ не допускали. Понятно, что сейчас другой уровень. В РПЛ все происходит быстро, и за одну помарку тебя сразу наказывают голом. Не хватило концентрации и реализации. Мы создаем моменты в каждой игре и обязательно добавим в реализации.
— Что произошло во втором тайме с ЦСКА?
— Я бы отдал должное сопернику. ЦСКА — одна из самых дисциплинированных команд в чемпионате России с хорошими исполнителями. Ребята вышли на второй тайм с запредельным настроем, сильно прибавили. Мы большую часть игры были без мяча, а это очень тяжело: силы покидают, теряется концентрация, но все равно могли рассчитывать на большее.
— Зная, какие у вас требовательные фанаты, как они реагируют на первые результаты?
— Три года назад был жесткий спрос с футболистов за результат. Это нормальная ситуация. Сейчас, когда команда выкарабкалась из непростой ситуации, болельщики стали спокойнее. Они всегда были с нами, даже в сложные времена. Да, будут поражения, но, какими бы ни были результаты, мы всегда должны оставаться вместе. Претензии за результаты? Поймите, что проиграть можно по-разному. Когда футболисты не отдаются в игре, тогда могут быть претензии. Но если все выкладываются по полной и горят глаза, тут другая история.
— Гендиректор Роман Асхабадзе говорит, что команда должна быть максималистом, постоянно выигрывать. Насколько это трудная задача для «Факела»?
— Я знаю Романа Гурамовича достаточно давно. Это профессионал, максималист. Я полностью согласен с его словами.
— Болельщики благодарили Асхабадзе за проделанную работу.
— Да, его уважают, и это заслуженно. Роман Гурамович пришел в «Факел» в непростое время и приложил максимум усилий, чтобы команда добилась выхода в РПЛ.
— На какое место по итогам этого сезона может рассчитывать «Факел»?
— Сезон только начался. У каждой команды будут как хорошие отрезки, так и неудачные. Терять очки будут все. Трудно сейчас ответить на этот вопрос. Лучше посмотреть на таблицу в конце чемпионата. Сейчас надо идти от игры к игре и, как сказал Роман Гурамович, по максимуму набирать очки.
— В начале сезона «Факел» сделал заявление, что обращаться в ЭСК и обсуждать судейство не будет. Согласны с позицией клуба?
— Я не могу быть не согласен с позицией клуба (смеется). Все, что разбирается на комиссии, наверное, это ошибки судей, за которые нам не вернут потерянные очки.
— Но не развяжет ли это руки судьям? Не станут ли они больше ошибаться?
— У арбитров же есть свое руководство, которое следит за ними и анализирует их работу. Их также могут дисквалифицировать как на один матч, так и на всю жизнь. Думаю, руки точно не развяжутся. Потому что если один раз смогут простить, то потом может последовать наказание.
— Есть ли у вас принципиальный соперник?
— Нет. За принципиального соперника не дают 6 очков, поэтому матч с любой командой важен. Надо выходить и в каждой игре выкладываться по полной. Особый настрой на «Спартак» или «Урал»? Нет, вражеских отношений к этим клубам у меня нет. И обид никаких нет.
— Какую главную цель ставите сейчас перед собой?
— Я счастлив находиться в «Факеле». Хочу помочь своей команде по максимуму. Мыслей о переходе в другую команду нет. Как только «Факел» вышел в РПЛ, я на следующий день поговорил с Романом Гурамовичем и дал понять, что я остаюсь, если клуб во мне заинтересован.
— Вы перешли в «Спартак» из «Сатурна» в непростой период для раменского клуба. Можете рассказать об этом?
— Мы были в отпуске, когда нам сообщили, что клуб стал банкротом и команды больше не будет. Поступило предложение от дубля «Спартака», сразу поехал с ними на сборы, на просмотр. В итоге меня подписали.
— Какие были эмоции в тот момент?
— Понятно, что «Спартак» — бренд. Это команда, в которую два раза не зовут. Конечно, эмоции были положительными.
— Что больше всего запомнилось за это время в «Спартаке»?
— Серебро в чемпионате и наш выход в Лигу чемпионов! Конечно, игры против «Барселоны» тоже запомнились.
— В Лиге чемпионов у вас был дебют. Тогда команда играла под руководством Унаи Эмери. Помните матч с «Барселоной»?
— Конечно! Эмери тогда выпустил меня в опорную зону, я играл против Хави, Иньесты и Бускетса. Мне хватило тогда 20 минут, чтобы устать. Было ощущение, что я за один матч целиком прошел предсезонные сборы.
— У вас есть понимание, что не получилось у Эмери в «Спартаке»?
— Не первый раз слышу такой вопрос, но ответа у меня на него нет. Может, это связано с его менталитетом: думал, что будет так же, как в Европе. Может, ему стоило быть чуть жестче.
— Вам удалось поработать и с Валерием Карпиным. В чем его секрет как тренера?
— Георгич для меня — топ-тренер! Я работал со многими специалистами, черпаю что-то от каждого. Но Карпин — лучший тренер, с которым я когда-либо работал. Главное для него — дисциплина на поле и в обычной жизни. Он сам был футболистом, сам себя слепил, через многое прошел.
— С Карпиным сразу удалось найти общий язык?
— Да, но иногда бывало непросто. Георгич — человек, который не любит и не умеет проигрывать. Да, поражения бывают, это нормально, выигрывать всегда невозможно. Но Карпин очень не любит уступать. Он говорил, что ты можешь ошибиться технически в передаче, тактически, но ты не имеешь права проиграть единоборство и не добежать.
— Перед «Факелом» вы играли в «Урале». Вы говорили, что президент клуба Григорий Иванов хотел, чтобы вы остались в команде. В хороших отношениях расстались?
— Я пересекался с ним после этого пару раз. Мы разговаривали. Все нормально, достаточно хорошие отношения.
— Все знают о характере Григория Викторовича. Часто устраивал разносы за поражения?
— Да, были моменты, когда он мог в жесткой форме высказать. Но это человек, который может эмоционально отчитать, но через время подойти и в лояльной форме разобрать момент с профессиональной точки зрения. Да, он вспыльчивый, но отходит быстро.
— Способен ли кто-то в этом сезоне навязать борьбу «Зениту» за чемпионство?
— У «Спартака» и ЦСКА получился хороший старт сезона. Я бы не стал списывать со счетов «Динамо» и «Ростов». Сейчас рано говорить, кто может навязать борьбу. В этом чемпионате все будут терять очки и показывать, как хорошие, так и не очень отрезки.
— Сейчас любой легионер или иностранный тренер может воспользоваться решением ФИФА и приостановить контракт с клубом.
— Конечно, я не поддерживаю это. Когда футболист или тренер в любой момент могут покинуть команду, для клуба это огромные сложности.
— Вы говорили, что у «Спартака», когда вы там играли, не было времени развивать молодежь, клубу нужны были готовые футболисты. Может, сейчас стоит пересмотреть этот вопрос?
— Это зависит от стратегии клуба. Кто-то и пойдет по этому пути. Я как футболист, играющий в своей стране, хочу, чтобы больше доверяли своим ребятам. Тем более в такой период.
— Также в этом сезоне наши клубы не могут выступать в еврокубках. Какая сейчас мотивация у игроков продолжать бороться за призовые места?
— Когда ты выходишь на игру и видишь полный стадион, это уже достаточная мотивация. Если вы спросите у любого футболиста, хочет ли он выиграть золотые медали чемпионата или просто побеждать, он ответит, что хочет этого. Никто не желает проигрывать. Все хотят стать чемпионами России даже в условиях отсутствия еврокубков. Как и обладателями Кубка.
— Каким ждете возвращение наших клубов в еврокубки?
— Наши команды, которые играют на уровне еврокубков, понимают, что там совершенно другие скорости, уровень единоборств, мышления. Важно, чтобы наше отстранение от международных соревнований не затянулось.