Футбол

12 октября 2017, 00:20

Зобнин возвращается. Почему так быстро и рискует ли он?

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Сегодня исполнилось четыре месяца с момента операции на крестообразных связках полузащитника "Спартака" и сборной России Романа Зобнина. Сроки восстановления хавбека поражают – он вот-вот вернется в общую группу. Но не могут ли такие темпы в дальнейшем отразиться на здоровье футболиста?

ХРОНИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

5 июня в первом тайме товарищеского матча Венгрия – Россия (0:3) Зобнин получил травму. Полузащитнику поставили диагноз "повреждение крестообразной связки и наружного мениска правого коленного сустава".

7 июня Зобнин на своей странице в Инстаграм обратился к болельщикам.

"Это моя первая тяжелая травма, я расстроен и растерян, но зато теперь знаю, что вместе со мной это переживает очень много людей. Это дает мне больше энергии и уверенности! 12 июня я отправляюсь на дополнительное обследование в Рим. Я на сто процентов доверяю врачам, которые будут помогать мне преодолевать эту ситуацию, уверен, что все будет отлично. Я люблю свою работу и, конечно, буду стараться восстановиться как можно быстрее и вернуться в команду! Знаю, что меня ждет Массимо, мои братья, все игроки "Спартака", также знаю, что на меня рассчитывают в сборной".

12 июня Зобнину сделали операцию в римской клинике "Вилла Стюарт", известной своими прогрессивными методиками, на следующий день Роман выложил фотографию с больничной койки. "Все хорошо, всем огромнейшее спасибо за слова поддержки! Идем наверх!", – написал игрок. И вскоре приступил к реабилитации в зале под надзором итальянских специалистов.

23 июня Зобнин начал аккуратно работать с мячом. Колено еще перебинтовано, но полузащитник уже выполняет простые упражнения.

4 июля Зобнин занимается на беговой дорожке.

18 июля начинается новый чемпионат России. "Спартак" играет вничью с "Динамо" (2:2), Зобнин смотрит матч с VIP-трибуны, где его оскорбляют болельщики бело-голубых.

21 июля появляется видео из Тарасовки – Зобнин занимается в тренажерном зале.

27 июля Зобнин впервые проводит тренировку на поле. Он работает в Тарасовке по индивидуальной программе под руководством тренера по реабилитации Диего Мантовани.

18 августа появляется видео – полузащитник бьет по воротам.

29 сентября Зобнина выкладывает в Инстаграм еще один ролик. Под бодрую музыку он интенсивно тренируется: работает с мячом, выполняет ускорения и рывки. На видео Зобнина выглядит совершенно здоровым футболистом.

6 октября в "СЭ" выходит интервью руководителя медицинского департамента красно-белых Михаила Вартапетова. "Восстановление идет с опережением графика, – говорит он о Зобнине. – Мы в какой-то степени стараемся перестраховаться. Сам Зобнин рвется в бой. В ближайшее время Роман начнет частично тренироваться в общей группе – разминаться, выполнять некоторые игровые упражнения".

СРОКИ

С операции Зобнина до сегодняшнего дня прошло ровно четыре месяца.

Стандартный, "хрестоматийный" срок восстановления после операции на передних крестообразных связках – полгода. Иногда плюс месяц в зависимости от особенностей организма и тактики реабилитации.

Но в Италии, где лечился Зобнина, применяют агрессивный метод восстановления. Пациент максимально быстро получает нагрузку, что не дает мышцам атрофироваться, потому чаще всего речь идет о четырех месяцах. Профессор Пьер-Паоло Мариани утверждает, что иногда можно уложиться и в 90 дней.

В Германии – стране, где, как считается, работают ведущие хирурги в области спортивной травматологии, с этим категорически не согласны.

Профессор Юрген Айхорн проводит каждый год 1200 операций на коленном суставе, из них 500 операций по реконструкции передней крестообразной связки. Он – признанный патриарх пластики крестообразных связок, у него, в частности, после своих "крестов" оперировался Игорь Акинфеев. Полное восстановление у Айхорна завершается как правило через 6-7 месяцев после операции. Только тогда пациент может вернуться к прежнему уровню нагрузок и степени активности.

Те же протоколы используют другие немецкие специалисты по коленям – например, Ульрих Бениш, с которым работают "Реал" и "Барселона".

А БЫСТРЕЕ НЕЛЬЗЯ?

Можно, но с точки зрения немецкой школы это риск. Тем спортсменам, которые едут в Германию, об этом говорят сразу. Если же восстановление обязательно нужно форсировать, врачи требуют от пациента юридически оформленного согласия, которое, помимо прочего, должно быть подкреплено мотивировочной частью. Например, крупным турниром – таким, как чемпионат мира.

Показательную историю мне рассказали представители одного известного центра в Мюнхене, название которого не привожу, чтобы не сочли за рекламу.

Полузащитник Сами Хедира травмировал "кресты" в середине ноября 2013 года. В Германии (в присутствии врачей "Реала") ему сделали операцию, реабилитация по всем правилам должна была занять 6-7 месяцев, то есть Хедира мог пропустить всю подготовку к чемпионату мира 2014 года и соответственно сам турнир. Так как хавбек очень хотел на ЧМ, было принято решение форсировать восстановление. На короткой дистанции риск себя оправдал – Хедира сыграл, в полуфинале забил гол, стал чемпионом мира. Правда, на разминке перед финальным матчем с Аргентиной дернул мышцу и был заменен на Кристофа Крамера. И это был не единичный случай – в дальнейшем у Хедиры (до этого – железного футболиста) стали постоянно рваться мышцы – уже больше 10 надрывов с того времени.

"Всему есть цена, в том числе и быстрому восстановлению", – объяснил мне представитель центра.

И прислал стандартный план восстановления после операции у доктора Айхорна.

"Пребывание в клинике минимум 5 дней. 4 недели колено фиксируется шиной, 2-6 недель – передвигаться на костылях. Физиотерапия – несколько раз в неделю. Ездить на велосипеде можно примерно через 6 недель после операции, бегать трусцой – через 10-12 недель. Занятия спортом – через 5-7 месяцев".

 

???

Публикация от Zobnin.R #47 (@zobnin47) Сен 29 2017 в 3:45 PDT

ЧТО ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Пьер-Паоло МАРИАНИ, профессор клиники "Вилла Стюарт", где оперировали Зобнина. Еще в 2014 году говорил в интервью официальному сайту РФС, что восстановить после травмы "крестов" можно за 3-4 месяца:

"На сроки реабилитации влияют три основных фактора: совершенная хирургическая техника, минимальная продолжительность оперативного вмешательства и правильная реабилитация, которая не дает чрезмерных функциональных нагрузок, но быстро возвращает спортсмена к занятиям профессиональным спортом, – говорит Мариани. – То есть это будет адаптация к спортивной деятельности на футбольном поле и возращение его к тренировке максимально быстро. Очень важно, чтобы футболист работал не только на "накачку мышц", но и головой. По нашим протоколам возращение на футбольное поле профессиональных игроков происходит через 90-120 дней. Технически все могут начать играть уже через 3-4 месяца после проведения операции, но только при условии соблюдения трех основных факторов, которые я уже перечислил. Во всяком случае, это подтверждает наш пятнадцатилетний опыт".

Юрий ВАСИЛЬКОВ, экс-врач "Спартака" и сборной России. Верит в силу организма Зобнина:

"Раньше считалось, что на восстановление после такой травмы нужно 8 месяцев, – говорит Васильков. – Но качество улучшается, реабилитация проходит иначе. Плюс от организма многое зависит. Когда-то господь занес в "Динамо" – я видел интересный сустав у Дерлея. Его прооперировали с "крестами", а на поле выпустили уже через 4 с половиной месяца! Рома – молодой, крепкий парень, с ним такая напасть впервые. Не вижу криминала, но сильно спешить не нужно. Все-таки сейчас осень, погода капризная, скользко, холодно. Главное – семь раз проверить все параметры футболиста".

Анатолий ОРЛЕЦКИЙ, заведующий отделением спортивной и балетной травмы ЦИТО. Стандартным сроком считает полгода:

"Спортсмен сразу выпадает из тренировок, соревнований на полгода. От этого никуда не денешься, – считает Орлецкий. – И в Европе, и в Америке, и у нас одни и те же сроки общего восстановления. Дело в том, что анатомически сустав восстановить просто. Но мы не можем сделать так, как сделала матушка-природа. Нормальная крестообразная связка, ограничивающая определенные "неправильные" движения, обладает большой сенсорной функцией, то есть передает информацию о происходящих движениях в головной мозг. А уже оттуда идет команда мышцам, что им делать конкретно, что сокращать, что расслаблять. Вот эту сенсорику восстановить на сегодняшний момент очень сложно. Нужно время, чтобы сопутствующие структуры коленного сустава – капсула, связки, мениски – восстановили сенсорику за счет обходных путей. Реакция вначале будет чуть медленнее, но со временем она станет адекватной".

Роман ЗОБНИН. Фото ФК Спартак
Роман ЗОБНИН. Фото ФК Спартак

ВЫВОД

Собеседники, представляющие традиционную немецкую школу, скептически относятся к ускоренному восстановлению в Италии. "Немецкий подход основан на строгой доказательности и на принципе "не навреди", неважно, что делает спортсмен после операции через 4 или 6 недель, а важно, что с ним будет через год и 10 лет!"

Вместе с тем и у клиники "Вилла Стюарт" появляется позитивный опыт. Самый известный пример – восстановление Франческо Тотти за 4 месяца, хорошо о клинике отзываются и попавшие туда футболисты РФПЛ – Тарасов, Зобнин.

Говорит ли в немцах конкуренция, или спешка и в самом деле опасна? Как сильно рискуют итальянцы, или их подход действительно превратил "кресты" в травму средней степени тяжести?

От ответов на эти вопросы зависит здоровье и успешная карьера не только Зобнина, возвращения которого сейчас так ждут болельщики "Спартака" и сборной России.