Спустя 30 лет корреспондент "СЭ" поговорил о причинах случившего с экс-защитником красно-белых, участником той игры Вагизом Хидиятуллиным.
"ВЕРДЕР" - "СПАРТАК"– 6:2
Голы: Нойбарт, 3 (1:0), Нойбарт, 10 (2:0). Орденевитц, 25 (3:0). Черенков, 71 (3:1). Зауэр, 80 (4:1). Ридле, 101 (5:1). Бургсмюллер,109 (6:1). Пасулько, 110 (6:2).
Предупреждения: Суслопаров, 48, Б. Кузнецов, 54; Майер, 72.
"Вердер": Рекк, Шааф, Херман (Бургсмюллер, 76), Братсет, Зауэр, Боровка, Орденевитц (Оттен, 65), Вотава (к), Ридле, Нойберт, Майер.
"Спартак": Дасаев (к), Б.Кузнецов, Суслопаров, Хидиятуллин (Пасулько, 58), Бубнов (Капустин, 91), Мостовой, Е.Кузнецов, Бокий, Шмаров, Черенков, Родионов.
Первый матч – 1:4.
?Бремен. Туман. 6 градусов. Стадион "Визерштадион" 35000 зрителей.
Судьи: Георг Сандоз, Мик Деспленд, Генри Морекс (все – Швейцария)
3 ноября 1987. (20:00).
– После того фиаско Константин Бесков несколько раз подчеркивал, что не чувствует своей вины, переложив всю ответственность на игроков…
– Обычно именно тренер отвечает за результат. Но в той ситуации я в какой-то мере вынужден согласиться с Константином Ивановичем… Должен признать: мы, футболисты, ментально оказались не готовы к игре. Более того, тогда мы предали футбол!
– Предали?!
– Константин Иванович всегда нам говорил: думайте о деле. И когда мы были сосредоточены только на футболе, горы могли свернуть. Надо было просто следовать именно этому правилу. Вы меня понимаете?
– Не совсем.
– Как только начинали думать о быте, каких-то еще вещах (мы же не железные), все начинало валиться… Правильно тренер про нас говорил: "Шмоточники"! То есть, мы предавали игру, а она нас за это наказывала. Матч в Бремене яркое тому подтверждение.
– В первой, домашней, игре "Спартак" крупно выиграл – 4:1. Когда летели в Германию на ответный матч, думали, что можно уже и не напрягаться?
– Нет, дело даже не в этом. Немцы попросили перенести игру на день раньше в интересах своего телевидения. Мы пошли им навстречу.
– Но почему? У вас же до этого был выездной матч с "Араратом" в Ереване (Красно-белые уступили – 2:3 – Прим. "СЭ"). И, получается, вы лишались одного дня на восстановление…
– Нет, дело не в восстановлении. Мы могли спокойно сыграть и во вторник, а не в среду. Особой разницы не вижу, сил бы, думаю, хватило. А немцы за перенос матча нам пообещали еще и по тысяче марок. Представляете, что тогда начало твориться в наших головах? Каждый стал считать эти деньги и мечтать, что сможет на них купить. Ну какой футбол может быть в такой ситуации? Дальше – больше.
– Вы о чем?
– Да просто смех! В день игры, повторяю – в день игры – после завтрака немцы к нам приехали и предложили померить костюмы!
– Какие еще костюмы?
– Они хотели подарить нам цивильные, гражданские костюмы. Начали мерить. После обеда они нам привезли уже готовые костюмы. После обеда – понимаете? Когда всем нужно отдыхать непосредственно перед игрой… Бесков, когда это увидел, просто ужаснулся!
– Как же он все это не пресек заранее?
– Да как-то это все прошло поначалу мимо него. Он уже потом увидел в коридоре, всех повыгонял. Но было уже поздно. Примерка после завтрака, после обеда привозят тебе уже готовые костюмы. Как можно думать об игре? Все тогда из головы повылетало.
– По 1000 марок за перенос игры вы в итоге получили?
– Да какие деньги? Ничего мы не получили. Бесков все запретил. Но все эти мысли нас, конечно, выбили из колеи.
– Начало игры команда провалила…
– Да. Ну там и у Рината (Дасаева – Прим. "СЭ") черный день был. Три штуки ему быстро завалили… Эх. Так бывает. Нас просто облили грязью на поле. Нет, даже не так! Точнее мы сами себя облили! Надо жить футболом, анализировать свои действия на поле, готовиться серьезно к матчам. А у нас какой-то шайтан в голове тогда поселился…
– Немцы, выходит, сыграли на менталитете советских игроков – мол, дорвались до другой жизни и "опьянели"?
– Да. Соглашусь с вами. Допускаю, что они сыграли на нашем менталитете. Мы увидели Германию, другую жизнь, где все цивильно. Почувствовали разницу. Тяжело сейчас об этом говорить…Обидно. Мы ведь понимали, что вполне можем обыгрывать этот Бремен. Но как только прилетели туда, все мысли куда-то улетучились. Немцы сработали на нашей психологии просто отлично. Костюмы, шмотки…
– Помимо костюмов еще что-то предлагали?
-– Нет-нет. Но и костюмов хватило, чтобы нас обезоружить. Хорошо спланированная акция с их стороны. Просто убили нас ментально! Хотя нужно отдать должное и их команде. В "Вердере" были сильные футболисты. Их же Отто Рейхагель тренировал. Великолепный специалист. И команда-бомба!
– Как же вы их тогда дома разнесли – 4:1?
– Ну… Может быть, они нас недооценили в первой встрече. Плюс в Москве была мерзкая погода. После такого счета мы, помню, впали в эйфорию.
– В Бремене после гола Черенкова при 0:3 поверили, что еще можно все спасти?
– Надежда забрезжила. Но сил не хватило. К сожалению, итог справедлив. Так и должно было быть при таком отношении к футболу. Из той встречи нужно извлечь урок всем футболистам на будущее. Потом я всегда вспоминал слова Бескова о том, что мы должны думать о болельщиках, а о не о себе. Поверьте, сейчас говорю не пафосные слова. Футбол реально наказывает…
– И все-таки в Бремене все решалось уже в дополнительное время. Кто-то считает, что злую шутку со "Спартаком" сыграл еще и туман, опустившийся на поле.
– Да не нужно искать никаких оправданий! Туман или еще там что-то… Ничего нового я вам уже не скажу.
А вот как объяснял причины поражения в программе "Футбольное обозрение" Константин Бесков:
– Первая игра и счет 4:1 вселил в наших футболистов уверенность в то, что они пройдут в следующий раунд турнира. Они рассчитывали, что можно, наверное, даже и проиграть в два мяча, но все равно одержать итоговую победу. Такое психологическое состояние игроков просматривалось на тренировках. Было видно, что люди не полностью отмобилизованы и где-то неправильно оценивают предстоящую встречу с "Вердером". Все попытки как-то воодушевить футболистов, что-то разъяснить ни к чему не привели. Защита играла настолько разрозненно, так много было простых, непростительных, грубых ошибок, которые и привели к такому крупному счету. По-моему, в этом сезоне похожий матч у нас был только с Вильнюсом.
Но есть, наверное, и объективные причины. Перелет. Плюс сложилось так, что у нас семь человек практически не проводили тренировки до 3 ноября. Пять человек были в первой сборной, один – в олимпийской. Немного приболел Родионов. Так что команда сыграла ниже своих возможностей. Да и отсутствие левого защитника Сурова в какой-то степени ослабило нашу оборону.
ВИДЕОБЗОР ИГРЫ
МАТЕРИАЛ О МАТЧЕ В ЖУРНАЛЕ "ФУТБОЛ-ХОККЕЙ" (8 ноября 1987 года)
"КАК 20 ПРОЦЕНТОВ ПРЕВРАТИЛИСЬ В 100"
Что-то зачастили к нам "новости" с зарубежных стадионов с ошеломляюще разгромными счетами. То "Зенит" пропускает пять мячей от "Брюгге", то молодежная сборная вынимает столько же из сетки от своих сверстников из ГДР; теперь вот их перещеголял московский "Спартак".
Что касается первых двух, то их матчей мы не видели. Рассказам очевидцев безропотно верить не хочется. Подбор разъясняющих "аргументов" в таких случаях трафаретен: от "коварства судьи" до "фатального невезения". У "Зенита" предпосылки, конечно, были. "Брюгге" как-никак один из лидеров своего чемпионата, в его составе группа ведущих игроков сборной Бельгии. Ленинградцы же в нынешнем сезоне прочные наши аутсайдеры. Существовали небольшие смягчающие обстоятельства у молодежной. Возраст поменьше, чем у соперника, состав резко обновленный, несыгранный. При желании можно подобрать объяснения и для спартаковцев. Но такого желания нет. Да и ни к чему. "Спартак", если так можно выразиться, оказался типичной жертвой самообольщения.
Недооценивать соперника, с которым уже провел он в Москве нелегкий матч, "Спартак" не мог. Если недооценивать лидера чемпионата ФРГ, то кого тогда переоценивать? Ответ есть: "Спартак" переоценил себя.., рассчитывая, и это было видно сразу, провести неторопливую игру подальше от своих ворот.
Намерения "Вердера" были иными. Хозяевам поля требовался "быстрый гол". Нечто похожее мы наблюдали в предыдущем матче Кубка УЕФА в Дрездене. Тогда спартаковским соперникам тоже "быстрый гол" удался. А вот второго, хотя моменты и были, дрезденские динамовцы забить не смогли. "Вердеру" такое оказалось по силам.
Когда после крупной неудачи в Москве тренер бременцев Отто Реххагель утверждал, что "процентов двадцать на успех" его команда сохраняет, он в те минуты вряд ли и сам в это верил. Требовалось оптимальное стечение благоприятных обстоятельств. Предельно сильная игра его собственной команды и предельно слабая соперника. Совпадение, увы, состоялось.
Стартовый силовой натиск "Вердера" никакой тайны в себе не содержал. Как и требуемое противоядие – активное решительное противоборство. Его-то в арсенале спартаковцев в тот вечер не оказалось. "Черным" выдался вторник и для обычно надежного вратаря москвичей Дасаева. Срывы, хотя и редкие, у него случались и прежде, но так, чтобы все в первые 15 минут буквально валилось из рук, припомнить невозможно. За полчаса как-то беззаботно было растеряно все, что добывалось в Москве 90 минут.
Только – только начался матч, а уже первый угловой и первый гол. Высокая подача, высокий прыжок рослого Нойберта, ошибка Дасаева, и 1:0. Повел "Вердер". Тут же Орденевиц далеко вбрасывает мяч из аута, снова суматоха в штрафной "Спартака", и Черенков едва успевает отправить мяч на угловой. Потом удар Вотавы, удар Ридле, угроза за угрозой...
Сбить натиск гости не в силах, передачи неточны, мяч отдается и принимается чуть ли не стоя, без всякого движения. Картина странная, будто каждый из спартаковцев наблюдает за событиями со стороны, словно вести борьбу, играть обязан не он, а кто-то другой. Ошибается Б. Кузнецов, выручает Суслопаров. Орденевиц слева обыгрывает Бокия, сильный прострел, теперь никто не выручает. Находясь спиной к мячу, Нойберт успевает развернуться и забить. 2:0.
Дальше – то же. Почти все единоборства проигрываются, дезорганизация руки об руку с инертностью нарастают. "Вердер" же играет напористо, хотя и прямолинейно. Впрочем, особых ухищрений от хозяев поля и не требуется. Они даже позволяют себе на несколько минут перевести дух. Затем снова атаки. Орденевиц смещается вправо, получает мяч на ход и сильно над пригнувшимся Дасаевым забивает третий гол.
Во втором тайме борьба шла поровнее, но от инертности "Спартак" не избавился. Наконец, Мостовому удается вывести по центру в прорыв Черенкова. Тот бьет с ходу, без задержки, и мяч влетает почти в верхний угол. Чаша весов было заколебалась. Удача, однако, от хозяев поля не отвернулась. Подключившийся к атаке свободный защитник бременцев Зауэр головой забивает четвертый мяч, "Вердер" снова хозяйничает в игре.
Принято говорить, что в добавочное время борьба идет до первой ошибки. Ошибся было Дасаев, Ридле бил в пустые ворота, но успел выручить Суслопаров. Эту неудачу Ридле скоро компенсирует, отправляя в пятый раз (с разворота головой) мяч в сетку ворот "Спартака". "Вердер" тайм-аут не берет, передышки себе не позволяет, на "удержание счета" играть не намерен. Вскоре неудачно введенный Дасаевым мяч в игру бременцы перехватывают, возвращают в штрафную, и Бургсмюллер проводит шестой гол. Эффектно забитый на исходе встречи с ходу под перекладину мяч Пасулько ничего не меняет, 6:2.
Вот так иллюзорные "двадцать процентов надежды" для "Вердера" превратились в реальные сто. Дорогой оказалась для игроков "Спартака" цена самообольщения. Но кого им винить? (Г. РАДЧУК)