37-летний форвард черно-белых Владимир Жарков рассказал, почему не удалось одолеть «Локомотив» в финале, о системе игры команды из Ярославля, о схожести в работе Боба Хартли и Бенуа Гру, а также о советах Максиму Шабанову, прогрессе Виталия Кравцова и возможном завершении карьеры.
— Как оцените сезон? Команда вышла в финал, но взять Кубок не удалось.
— В целом положительно, но все равно остались горечь и некая недосказанность, потому что хотелось большего.
— По ходу сезона вы подписали контракт на следующий год. Наверняка это придало уверенности в своих силах.
— Скорее пришло понимание того, что в тебя верят и хотят видеть, а для хоккеиста это значит, что он делает все правильно. Когда тебе предлагают продлить контракт в середине сезона, это вселяет уверенность, что все складывается так, как ты планировал.
— Долго ли эмоционально отходили от поражения в финале?
— Да, особенно когда ты остаешься один, наплывают неприятные воспоминания. Если же проводишь время с семьей, то на время все, что связано с хоккеем, отходит на второй план. Самое тяжелое время — перед сном, потому что начинаются флешбэки с финальной серии, которые невозможно игнорировать. В этом, конечно, ничего хорошего нет.
— Для вас это была третья финальная серия, в которой вы принимали участие. Но во всех ваша команда проигрывала. Трудно ли начинать подготовку к новому сезону, остановившись в шаге от чемпионства?
— Не сказал бы, потому что ты, как и все хоккеисты, ставишь новые цели и задачи на грядущий год, а потом начинаешь подготовку. Сезон прошел, скопился некий багаж опыта и знаний, с которым ты заходишь.
— Чего все-таки не хватило в серии против «Локомотива»?
— Если мы проиграли со счетом в серии 1-4, то не хватило многого. Но конкретного ответа я не смогу дать, потому что старался не думать об этом. Остается лишь поблагодарить партнеров, которые отдавали все силы на тренировках и играх. У нас сложилась очень честная и добросовестная команда. А вообще, с этим вопросом лучше обратиться к тренерскому штабу. Они, наверное, скажут больше, потому что видели картину немного иначе.
— Сказалась ли нехватка кубкового опыта у большинства игроков?
— Не думаю. У «Локомотива» тоже не так много пацанов с чемпионским бэкграундом. Вроде бы только Радулов и Береглазов (еще — Максим Шалунов. - Прим. «СЭ»). У нас не менее опытные парни: если даже не так много тех, кто брал кубки, то достаточно тех, кто поиграл за океаном и в сборной. Просто у них другие регалии и заслуги. Поэтому не считаю, что нам не хватило именно кубкового опыта.
— Сложилось ощущение, что в финальной серии система игры «Трактора» видоизменилась. Стали действовать более примитивно при начале атак: остались только передачи под дальнюю синюю или забросы.
— Частично да. После первой встречи соперник перестроился, сделав свои выводы. Во втором матче «Локомотив» довольно плотно начал играть, создавая прессинг по всей площадке, особенно в нашей зоне. Соответственно, нам тоже нужно было что-то менять и искать выходы, минимизируя ошибки.
— Можно сказать, что минимизация ошибок сыграла злую шутку с «Трактором»? Стоило рискнуть, отдав тонкую передачу?
— Все возможно. Но финал — это не то место, где стоит что-то пробовать. На протяжении сезона у нас была система, которой мы придерживались. С ней мы дошли до финала, и ни у кого не возникало вопросов по нашей игре в ходе регулярного чемпионата или плей-офф.
— По ходу плей-офф стали появляться инсайды о возможном переходе Фукале и возвращении домой Гру. Это принесло свои плоды тому, кто давал эти новости?
— Думаю, что нет. Лично я никак на эти новости вообще не отреагировал.
— Вы слышали, чтобы в раздевалке как-то обсуждались эти вбросы?
— Нет, таких разговоров не было. Лично я ни у кого ничего не спрашивал. У Фукале я поинтересовался уже после окончания финальной серии.
— Что он ответил?
— Он сказал, что его все устраивает и он ведет переговоры с Челябинском.
— Вы считаете, что система игры «Локомотива» унылая и неинтересная?
— Я как спортсмен могу сказать одно: любая система, которая приносит кубки и медали, — успешная. И абсолютно неважно, как ты добьешься победы, если убрать за скобки все грязные моменты. Понятно, что можно наслаждаться атакующим хоккеем и нахваливать ту команду, которая в него играет, отдавая передачи из-под ноги, но на деле с таким содержанием трудно претендовать на что-то стоящее. Хоккей, в который играет Ярославль, может быть скучным, но главное, что он дал результат.
— А если отвечать на этот вопрос не с точки зрения спортсмена, а со стороны нейтрального зрителя?
— Второй период в их исполнении всегда зрелищный, потому что они запирают соперника в зоне и контролируют шайбу, накладывая звенья. Можно взять ту же связку Радулов — Сурин. Разве скажешь, что эти двое играют неинтересно? На льду эта связка может легко нарисовать какую-то красоту. Понятно, что у них есть некая система: если они ведут в счете с минимальным преимуществом, то Радулов не будет отдавать подкидку с неудобной стороны через три клюшки. Также, когда я смотрел матчи «Локомотива» против Уфы или Омска, у меня не складывалось впечатление, что наблюдаю унылый хоккей.
— По ходу этого сезона как в регулярке, так и в играх плей-офф у «Трактора» был козырь — умение преобразиться после плохого периода или даже двух. Чья это заслуга: опытного костяка коллектива или тренерского штаба?
— Нет однозначного ответа на этот вопрос. Совокупность факторов: руководство и персонал, которые создавали все условия для того, чтобы нам было комфортно, тренерский штаб, который вносил нужные коррективы в перерывах, а также сам коллектив, который спокойно и правильно реагировал на то, что у нас могло что-то не получаться в начале матча. Вспомнить ту самую игру с Минском, в которой мы сгорели 0:8. После этого поражения мы пришли на ужин и спокойно поговорили за столом без криков и оров, потому что понимали, что нужно просто забыть эту игру и выйти на следующую с чистого листа. Команда и тренерский штаб всегда четко осознавали, что нам всегда есть куда добавить.
— Перед закрытием трансферного окна было несколько обменов, которые на то время казались неочевидными. Как коллектив отреагировал на такие трансферы, было ли какое-то непонимание в раздевалке?
— Да, это было немного неприятно в моменте, но при этом в команду вливается новая кровь, а это, как правило, всегда положительный заряд эмоций. Коллектив отреагировал спокойно. Все давно воспринимают трансферы и переходы как обыденность.
— Многие сравнивают Гру и Хартли и находят некую схожесть у них. Вы как хоккеист, которому удалось поработать с обоими, можете подтвердить этот довод?
— Конечно, уже достаточно того факта, что они оба из Канады. По-моему, они даже из одного города (Хартли — из Хоксберри, Гру — из Гатино, оба из провинции Онтарио. — Прим. «СЭ»). У них заложен одинаковый фундамент. Если сравнивать с нашими тренерами, то у нас схожая ситуация, когда специалисты заканчивают ВШТ и потом тренируют в схожей манере. У Гру и Хартли практически одинаковая база заложенных знаний, просто дальше они уже внедряют собственное понимание хоккея и на этом строят игру команды. Также у них плюс-минус одинаковый менталитет.
— Насколько жесткий Гру как тренер?
— Если говорить про контроль с его стороны, то он и не требовался, так как у нас не было проблем с дисциплиной. Нет, был, конечно, один случай с Карпухиным (смеется). Но Бенуа еще на первом собрании обговорил этот момент: те, кто опаздывают куда-либо, пропускают игру. Однако если вдруг что-то случилось, ты можешь его заранее предупредить, и тогда никаких санкций не будет. У меня, кстати, была одна ситуация: я отвозил ребенка в сад и пробил колесо. Я понимал, что, пока разберусь с этой ситуацией, опоздаю на тренировку. Ничего страшного, я позвонил администратору и попросил предупредить Гру. В итоге я опоздал на 30 минут, и со стороны Бенуа не было претензий. В остальном суровых мер от него как таковых не было; он мог вызвать только на разговор в тренерскую, где проходил чисто рабочий диалог без конфликтов. Гру высказывал свою позицию в личной беседе, но внутри самой раздевалки ничего не было.
— По ходу этого сезона стало окончательно понятно, что Максим Шабанов попробует свои силы в НХЛ. Вы провели четыре года за океаном, у вас был диалог с ним на эту тему, может, давали какие-то советы?
— После окончания сезона я сам подошел к Максу и сказал, что если есть шанс закрепиться в лучшей лиге мира, то просто пробуй. Как бы мы ни хотели обратного, но на сегодняшний день там играют сильнейшие хоккеисты. Понятно, что для «Трактора» отъезд Шабанова — это потеря, но пусть парень попробует. У него есть все, чтобы остаться за океаном надолго. Во-первых, он не задрафтован, а значит, у него будет возможность самостоятельно выбрать тот клуб, в котором у него больше шансов. Во-вторых, в быту у него не будет практически никаких сложностей, так как сейчас настолько все отлажено, что агенты помогают в решении всех бытовых вопросов и не только.
— Как вы думаете, Виталий Кравцов попробует снова уехать за океан?
— Я знаю не больше, чем журналисты. Если у него есть желание и он видит заинтересованность с другой стороны, то я считаю, что он мог бы еще раз попробовать закрепиться. В этом сезоне он многое приобрел, и с этим багажом можно ехать в НХЛ.
— По ходу этого сезона вы заметили рост у Виталия как у хоккеиста и личности?
— Я не буду углубляться в те мелочи и моменты, в которых он добавил, но этот сезон он смело может занести в актив. Помимо того, что он добавил при игре в обороне, Виталий также прогрессировал в личной результативности. Все знали, что этот парень может принести пользу команде при игре в большинстве, но в этом сезоне он это делал и в меньшинстве. Важно отметить, что при всем этом он не растерял индивидуальное мастерство. Если говорить о Виталии как о личности, то он вырос ментально, потому что понимал, что на него ложится большая ответственность, так как ему многое доверяют.
— В этом регулярном чемпионате вы набрали 16 очков. Для вас это один из лучших сезонов в плане результативности. С чем это связываете?
— С командой.
— Вам подбирали нужных партнеров по звену?
— По ходу этого сезона у меня частенько менялись партнеры: сначала это были Шаров и Котляревский, потом — Почивалов и Рыков. Скорее это совокупность многих факторов. Когда у тебя команда весь чемпионат занимает лидирующие позиции и прет катком, то тоже хочешь быть частью этой лодки и стремишься к этому. Где-то не обошлось и без удачи. Но я из тех, кто тренируется индивидуально, чтобы держать себя в тонусе.
— Понятно, что в новом сезоне состав «Трактора» претерпит изменения. Насколько большая проблема, что не удастся сохранить его на 100 процентов?
— Это было ожидаемо. Невозможно сохранить всех, когда команда занимает первую строчку на «Востоке» и доходит до финала, так как кто-то из пацанов не видит себя в этом составе и хочет играть больше, кто-то просто устал и хочет сменить обстановку. Но я и не считаю это проблемой, потому что может сложиться все еще лучше, а может и хуже — трудно сейчас загадывать. Уверен, что менеджмент и тренерский штаб в любом случае найдут хороших игроков, которые помогут построить чемпионскую команду. Кто-то приходит, кто-то уходит — такова реальность. Никто не застрахован.
— Вам уже 37 оет. Сколько сезонов еще планируете провести и возникают ли у вас периодически мысли о возможном завершении карьеры?
— Мыслей не возникает. Пока хочется играть и приносить пользу команде, буду это делать. У меня нет никакой усталости от карьеры, наоборот, получаю колоссальное удовольствие от хоккея. Пока что не приходится думать на эту тему.
Никита Нечаев