Лос-Анджелес — Виннипег — 7:7 (2:2, 1:2, 4:3)
Голы: Гретцки — 8 (Гранато, Лакруа), 1:24 — 1:0. Ткачак — 14 (Эмерсон), 8:19 — 1:1. Гретцки — 9, 11:49 — 2:1. Жамнов — 18 (Дрейк, Королев), 14:01 — 2:2. Жамнов — 19 (Королев), 20:58 — 2:3. Токкет — 17 (Шучак, Сидор), 30:00 — 3:3. Иглс — 2, 33:10 — 3:4. Жамнов — 20 (Дрейк, Королев), 41:25 — 3:5. Перро — 2 (Пети, Дрюс), 42:39 — 4:5. Токкет — 18 (Конахер, Куинн), 43:22 — 5:5. Жамнов — 21 (Дрейк, Куинтал), 43:57 — 5:6. Жамнов — 22 (Королев, Дрейк), 49:27 — 5:7. Браун — 2 (Лакруа, Пети), 52:27 — 6:7. Сидор — 4 (Конахер, Дрюс), 56:57 — 7:7.
Вратари: Хруди (Фюр, 41:25) — Хабибулин.
Штраф: 16 — 18.
Броски:41 — 30.
Судья: Робертс.
Наши: — - Хабибулин (34/41, 82,9% отр.бросков), Жамнов (5+0, «+3», 6 бросков), Королев (0+4, «+3», 2 броска).
«СЭ» начинает новый цикл материалов — «Великие моменты и матчи российского хоккея». Мы расскажем о самых ярких играх, голах и других вошедших в историю событиях, связанных как со сборной России, так и нашими энхаэловцами или Суперлигой и КХЛ.
В первом материале — пента-трик Алексея Жамнова в матче «Виннипега» и «Лос-Анджелеса» в 1995 году. Пять голов после него из россиян в НХЛ забивал только Сергей Федоров.
Алексей Жамнов
Родился 1 октября 1970 года в Москве.
Нападающий. Воспитанник столичного «Динамо».
В 1990-м году задрафтован «Виннипегом» в 4-м раунде под 77-м номером.
Выступал за «Динамо» (1988-92), «Виннипег» (1992-96), «Чикаго» (1996-04), «Филадельфию» (2004), «Витязь» (2004-05), «Бостон» (2005-06).
Олимпийский чемпион (1992), серебряный (1998) и бронзовый (2002) призер Олимпиады. Бронзовый призер ЧМ (1991), серебряный призер МЧМ (1990). Участник Матча звезд НХЛ (2002).
После окончания карьеры работал генеральным менеджером «Витязя» (2006-12), затем занимал аналогичную должность в мытищинском «Атланте» (2012-15). После расформирования клуба стал первым вице-президентом и генеральным менеджером «Спартака» (2015 — н.в.). В 2018 году был исполняющим обязанности главного тренера красно-белых. Входит в тренерский штаб сборной России.
Четверть века назад, 1 апреля 1995 года, в Лос-Анджелесе произошло ярчайшее событие, о котором, к сожалению, впоследствии мало кто вспоминал и России, и в Северной Америке. Нападающий «Виннипега» Алексей Жамнов забросил пять шайб в ворота «Кингз». Он стал первым российским игроком в истории НХЛ, который сотворил столь великолепный индивидуальный результат. Через полтора года его повторил в составе «Детройта» Сергей Федоров.
С тех пор ни Буре, ни Малкин, ни Овечкин, ни Могильный, ни Яшин, ни Ковалев, ни Ковальчук, ни другие русские звезды это сделать так и не смогли. Представители всех остальных хоккейных наций с декабря 1996-го, когда блеснул Федоров, сумели забить пять голов в одном матче только четыре раза. В нынешнем сезоне пятью шайбами в игре с «Вашингтоном» отметился нападающий «Рейнджерс» Мика Зибанежад. Всего же в НХЛ было зафиксировано 62 таких случая.
Сейчас Жамнов занимает посты генерального менеджера «Спартака» и тренера сборной России. Фигура в нашем хоккее, мягко скажем, не последняя. Однако о том, что он когда-то был настоящей звездой в НХЛ и даже забил пять голов в одном матче, находящиеся под его началом игроки в основной своей массе, а также значительная часть болельщиков не знают. Для многих из них, сужу по личному опыту, эти факты становятся почти божественным откровением.
В первой половине 90-х в НХЛ хватало снайперов на любой вкус и цвет — пять шайб в одном матче не воспринимались как что-то невероятное. Результативность в лиге долгие годы находилась на весьма приличном уровне. Затем пришло время оборонительного «Нью-Джерси» под руководством Жака Лемэра. Эта команда, делавшая ставку на пассивную ловушку в средней зоне, ввела новую моду. Ужасную в плане зрелищности, но невероятно эффективную, если брать в расчет место в таблице.
За пару лет в лиге результативность рухнула: с 7,25 шайб (1992/93) в среднем за игру до 5,97 (1994/95). Однако «Виннипег», демонстрировавший всевозможные образцы хоккея по «бразильской системе» в укороченном из-за локаута сезоне-1994/95, скучать не давал. В матчах с его участием забивалось по 6,96 голов в среднем — второй показатель в лиге после «Питтсбурга». Та самая игра, в которой блеснул Жамнов, закончилась со счетом 7:7, причем ворота «Джетс» все 60 минут защищал молодой Николай Хабибулин. Это единственный случай, когда пента-трик не принес победы своему автору. Российский центрфорвард, тем не менее, затмил тогда всех, включая главную звезду «Кингз» Уэйна Гретцки. Великому удалось сделать «только» дубль.
— Партнеры после матча поздравили, но в целом не было ничего необычного, тем более что мы вели 7:5 в середине третьего периода и пропустили седьмую шайбу в конце, — рассказал «СЭ» сам Жамнов. — Шумихи тоже не припоминаю. «Виннипег» играл на выезде, поэтому количество вопросов, заданных мне журналистами, оказалось небольшим. Наверное, бывают такие дни, когда каждый раз находишься в нужном месте в нужный момент. До этой встречи мы провели несколько неудачных матчей, поэтому в тройках сделали перестановки: раньше со мной выходили Селянне и Ткачук, которых в моем звене заменили на Королева и Дрейка. Я и раньше говорил главному тренеру Джону Паддоку, чтобы нас поставили вместе с Игорем.
Игоря Королева перед сезоном, который стартовал только во второй половине января, «Виннипег» взял с уэйвера у «Сент-Луиса». В интересующем нас матче на его счету четыре голевые передачи. Как и у канадца Далласа Дрейка.
Жамнов забивал на любой вкус — после классной атаки с ходу, после добивания, щелчком от души с приличной дистанции, после выхода «один в ноль». Три гола пришлось на долю вратаря «Лос-Анджелеса» Келли Хруди. Еще два достались знаменитому Гранту Фюру. Пятую шайбу россиянин забросил красивейшим приемом, обманув голкипера на перемещении и аккуратно завезя ее за «ленточку» одной рукой. В истории он известен как финт имени Петера Форсберга, поскольку швед именно таким образом реализовал решающую попытку в серии послематчевых бросков в финале Олимпиады-1994 в ворота канадца Кори Хирша.
— Для меня гол «Лос-Анджелесу» не был первым, забитым в таком стиле, — вспоминает Жамнов. — В первом своем сезоне в НХЛ я забросил аналогичную шайбу «Хартфорду», причем в меньшинстве, когда убежал один на один с вратарем. Сам прием подсмотрел у Александра Мальцева, когда занимался в динамовской школе. На катке в Петровском парке сначала тренировались мы, а после нас на лед выходила взрослая команда «Динамо». Нас обычно быстрее гнали на занятия в обычную школу, но я тогда задержался, чтобы посмотреть, как работают известные игроки, и потом уже сам начал отрабатывать этот финт.
Тот сезон был укороченным и стал для Жамнова лучшим в карьере. Он стал третьим бомбардиром регулярного чемпионата с 65 (30+35) очками в 48 матчах, отстав только от Эрика Линдроса и Яромира Ягра. У обоих было по 70 баллов за результативность. Кроме того, россиянин установил личный рекорд по заброшенным шайбам. Даже в полноценных сезонах он никогда близко не подбирался к цифре «30».
В 1995 году Жамнов уступил по голам только Петеру Бондре и Ягру. Нападающий «Виннипега» также был включен во вторую пятерку звезд по итогам чемпионата, хотя команда заняла последнее место в Центральном дивизионе и не попала в плей-офф.
— Чувствовал себя более рискованным, чаще бросал, но я совру, если скажу, что готовился к тому сезону как-то усиленно, — говорит Жамнов. — Я остался в Канаде, тренировался вместе с несколькими ребятами, тоже никуда не уехавшими. Два-три раза в неделю выходили на лед. Еще, помнится, мы в мини-футбол играли с местной командой.
Рекомендовать нынешнему поколению российских звезд брать пример с Жамнова в плане подготовки к сезону, наверное, не стоит. С тех пор был сделан огромный шаг вперед в плане усовершенствования тренировочного процесса, появлении более эффективных восстановительных средств, создания безопасных фармакологических препаратов. Но пять шайб никто, кроме еще Федорова, так и не забил. Успеют ли до конца карьеры повторить результат Жамнова Панарин, Кучеров или, может, Овечкин?