Его можно успешно провести, зная некоторые хитрости.
К общению следует заранее подготовиться, чтобы его результат оправдал ваши ожидания.
У каждого разговора есть цель, даже если мы ее не осознаем. Поэтому, прежде чем начать беседу, нужно разобраться, какого результата вы хотите достичь.
Перед началом общения постарайтесь получить как можно больше информации о собеседнике. Чем больше вы знаете о своей аудитории, тем проще вам будет вести диалог.
Это будет похоже на разговор близких знакомых, которые давно не виделись.
При посещении какого-либо мероприятия поинтересуйтесь форматом его проведения.
Совещание на работе и выступление на корпоративе будут выглядеть совершенно по-разному.
1. Место — не только территориальное расположение, адрес, но и более точные детали. Кабинет начальника, актовый зал, переговорная — разные места для разного рода разговоров.
2. Время — четкое соблюдение обозначенных сроков беседы.
Для встречи, как правило, отводится определенное количество времени на обсуждение значимых вопросов.
Превышать оговоренное заранее время диалога не стоит, как и опаздывать на встречу.
На конференциях TED-спикерам отведено 18 минут для выступления.
При этом пик внимания приходится на 5-8-ю минуты. Слушателю сложно долго концентрироваться на важной информации.
3. Дресс-код — внешний вид имеет большое значение. Сначала вас видят, а потом уже слышат.
Иногда осознанно нарушаются эти правила. На финале конкурса «Лидеры России» все были в деловых костюмах, а сыровар Олег Сирота — в клетчатой рубашке. Цель была — запомниться, и ему это удалось.
«Какой бы ни был дресс-код, нравиться нужно в первую очередь себе, — советует телеведущая Нина Мончинская. — Если необходимо выступать в красном платье, а ваше красное платье совершенно неудобное, найдите другое».
Залог успешного выступления — подготовка. Обязательно нужно проговорить речь вслух. На бумаге или в голове все может выглядеть идеально.
Сложнопроизносимые слова, нескладные предложения и другие огрехи в тексте обнаруживаются при произнесении. Читая вслух, вы понимаете, где поставить паузу и с какой интонацией произносить разные части текста.
Ещё один секрет — знайте больше, чем планируете рассказать. На случай, если сбились или случились технические неполадки, у вас будет информация, которой вы заполните паузу. Она необязательно должна быть по теме — расскажите анекдот, обсудите актуальную мировую новость или погоду. Подготовьте эти подсказки заранее.
Фундамент для доверительных отношений с аудиторией — эмпатия и общение с ней в формате диалога.
Вопросы дают возможность заинтересовать слушателей и увлечь их темой выступления.
До начала выступления установите зрительный контакт с публикой. Осмотрите зал, обратите внимание на слушателей, возможно, среди них найдутся знакомые вам лица. Таким образом создаётся невидимая связь между вами и каждым человеком.
Немаловажную роль играет и психологическое равенство оратора: не стоит ставить себя выше или ниже собеседника. Используйте в разговоре повседневные слова и выражения, избегайте сложной терминологии. Ваше выступление в таком случае будет простым и понятным для слушателей.
При ведении беседы помогайте себе невербальными методами — мимикой и жестами. Движения не должны противоречить словам. Тогда язык, на котором говорит ваше тело, будет соответствовать тому, что вы произносите. Используйте открытые позы — старайтесь не скрещивать руки, ноги во время разговора. Жестикулируя на выступлении, делайте это в меру, не слишком часто.
Искренняя улыбка вызывает расположение и доброжелательное отношение.
Иногда важные беседы могут произойти и незапланированно. При этом даже к такой неожиданной коммуникации можно быть готовым заранее.
Представьте, что вы оказались в лифте с руководителем компании. У вас есть важная информация, которую вы давно хотели сообщить ему, и около 40-50 секунд, чтобы успеть высказаться.
Ваша цель — чтобы начальник не только составил о вас благоприятное мнение, но и заинтересовался разговором.
1. Оказавшись рядом с руководителем, не теряйте шанс.
2. Подумайте, находится ли ваша проблема, с которой вы хотите обратиться, в зоне компетенции начальника.
3. Действуйте — у вас меньше минуты, чтобы заинтересовать его.
Ваша задача — произнести такие слова и в такой последовательности, чтобы руководитель сам предложил обсудить вопрос подробнее.
С волнением перед выступлением можно справиться при помощи нескольких способов.
1. Закрываем одну ноздрю и делаем 10 медленных вдохов и выдохов другой.
2. Повторяем то же самое с другой стороны.
Это дыхательное упражнение поможет снизить уровень стресса.
Есть довольно схожая с предыдущим упражнением дыхательная практика йоги.
1. Закройте правую ноздрю, сделайте вдох левой.
2. Затем закройте левую, делая выдох правой.
3. Чередуйте так несколько раз, вдыхая одной, а выдыхая другой ноздрей.
Постарайтесь прислушаться к собственному дыханию, к внутренним ощущениям. Не обращайте внимания на то, что происходит вокруг.
Отвлекитесь от переживаний, стоя за кулисами, вспомните все известные вам реки или города. Переключитесь на совершенно другую тему, не схожую с темой выступления или беседы.
Когда мы испытываем стресс, наши надпочечники производят кортизол. Этот гормон блокирует нашу способность работать полноценно с какой-либо информацией.
Наиболее эффективный способ снизить уровень кортизола — физические упражнения. Сделайте небольшую разминку незадолго до выступления.
Особенное внимание уделите тренировке мышц спины и шеи — правильная осанка сделает вашу речь более выразительной.
Позаботиться о готовности голоса к выступлению заранее помогут упражнения.
— стоя или сидя, приоткройте рот;
— с выдохом произнесите звук «э»;
— старайтесь увеличить длительность выдоха.
Голосовые связки во время выполнения упражнения вибрируют и расслабляются.
Напряжение мышц лица и шеи сковывает мимику во время общения, ухудшает качество звукопроизношения.
— исходное положение: стоя или сидя;
— наклоните голову слегка к правому плечу;
— левым плечом в это время немного потянитесь вниз;
— затем выполните наклон в другую сторону, потянитесь правым плечом вниз.
Во время наклонов головы растягиваются мышцы шеи и лица, уходит ощущение зажатости.
Подготовка — залог эффектного выступления и успешных переговоров. Этому можно научиться, практикуя упражнения для голоса и речи и используя методики расслабления.