Газета Спорт-Экспресс № 83 (1224) от 13 мая 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 мая 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК РОССИИ 95/96

РОТОР - ЗЕНИТ - 1:0

POTOР - ЗЕНИТ - 1:0 (0:0)

Гол: Веретенников (Нидергаус), 62.

Саморуков

6,0

Окрошидзе

6,0

Шмарко

5,5

Наумов

4,5

Тищенко

5,5

Кондрашов

5,5

(Бурлаченко, 67)

5,5

Боков

6,0

Геращенко

6,0

Быстров

5,5

Беркетов

5,5

(Брюханов, 46)

4,0

Борзенков

6,0

Бобров

5,0

Корниец

5,5

(Зезин, 46)

4,0

(Илюшин, 80)

б/о

Угаров

4,5

Нидергаус

6,0

Данилов

5,5

Веретенников

5,5

Зазулин

5,0

Есипов

6,0

(Матвеев, 70)

5,5

Зернов

4,5

Кулик

5,0

(Царенко, 59)

6,0

Еремин

4,5

Цацкин

Егунов

Каримов

Коганов

Березовский

Игонин

Удаления

нет

нет

Предупреждения

Тищенко, 26

Кондрашов, 25

Угловые

9

4

Удары (в створ ворот)

8 (4)

5 (1)

Судьи: Иванов. Лукашин, Пышкин (все - Москва).

8 мая. Волгоград. Центральный стадион. 22 000 зрителей (вмещает 40 000). 28 градусов.

Александр КУЗЬМИН

из Волгограда

20 лет назад только что закончившие играть ленинградец Павел Садырин и одессит Виктор Прокопенко практически одновременно поступили в высшую школу тренеров. Одновременно ее и закончили, разъехавшись в новом "статусе" по своим командам. С тех пор в тренерских судьбах обоих было немало общего. Побыв поначалу на вторых ролях, и Прокопенко, и Садырин в начале 80-х вышли из тени и повели свои "Черноморец" и "Зенит" на штурм турнирных высот чемпионата СССР. 1984 год оказался для них счастливым: Садырин принес Питеру золотые медали, а Прокопенко добился наивысшего успеха в "Черноморце", выведя одесситов на высокое четвертое место.

И чем крепче становилась дружба двух честолюбивых тренеров, тем принципиальнее было их соперничество на поле. Поединки "Черноморца" с "Зенитом" всегда отличались особым, "приморским" колоритом. Противостояние двух тренеров продолжилось и позднее, когда Садырин переехал в Москву, а Прокопенко перебрался в Волгоград.

Вот только в российском чемпионате им до сих пор не удавалось "помериться силой". Садырин возглавлял сборную, затем спасал прозябавший в первой лиге родной "Зенит", а Прокопенко тем временем неизменно удерживал ставший ему не менее родным "Ротор" в компании безоговорочных фаворитов высшей лиги и ждал встречи.

...Но вряд ли она получилась такой, какой представлял ее себе Виктор Евгеньевич. "Зенит" прилетел на Волгу в столь ослабленном составе, что Прокопенко уже потом, после матча, признался мне: это известие едва не сыграло злую шутку с его подопечными, решившими было, что обыграют новичка "на одной ноге". Неприятным сюрпризом для Садырина и его помощников стало неожиданное воспаление надкостницы у Зубко, после чего молодой форвард вместо Волгограда отправился в госпиталь. Обескровленной выглядела средняя линия: к давно травмированным Хомухе, Олегу Дмитриеву и не набравшему пока форму Нежелеву присоединился после второй желтой карточки и Попов. Наконец, в довершение всех бед, в предыдущей игре с московским "Локомотивом" сломал нос получивший было место в "основе" "Зенита" защитник Давыдов. Потери "Ротора" - Жуненко, Кривов и Потыльчак - не шли ни в какое сравнение с зенитовскими, хотя Прокопенко, безусловно, рассчитывает на каждого из вышеперечисленной тройки.

А потому перед игрой в стане волгоградцев царило полное благодушие. "Зенит" давно уже интенсивно разминался на отличного качества "поляне" Центрального стадиона, а Нидергаус, Есипов, Зернов, Беркетов и Геращенко, улыбаясь и подначивая друг друга, продолжали незатейливую игру в "собачки" в тесном коридоре у своей раздевалки.

Трибуны между тем медленно, но верно заполнялись, при этом публика выглядела весьма живописно. Так, на глаза мне попался мужчина с аккуратно перевязанной бечевкой связкой саженцев, явно собирающийся прямо с футбола махнуть на дачу.

К безусловному одобрению двух десятков питерских фанатов и столь же явному неудовольствию многочисленной армии поклонников "Ротора" "Зенит" немедленно перевел игру к воротам Саморукова. Ударить по ним, правда, гости в дебюте так и не сумели, но мяч минут 8 контролировали весьма уверенно. Завершился натиск "Зенита" назначением опасного штрафного в 20 метрах от ворот, но выполнявший его Наумов не сумел перебросить мяч через "стенку" - и рикошетом от нее тот ушел на угловой.

Следующие четверть часа угловые один за другим подавали исключительно волгоградцы. Словно бы убедившись в том, что навесы в исполнении Корнийца не таят особой опасности, питерские защитники без особого стеснения раз за разом после прострела в штрафную отправляли мяч за лицевую линию. Все свои 9 угловых - редкий случай! - "Ротор" заработал до перерыва.

Осознали полную бесплодность своих фланговых атак волгоградцы лишь к середине первого тайма и переместили акцент атакующих действий в центр. На 25-й минуте вспышка активности "Ротора" едва не закончилась голом в ворота Окрошидзе. Вначале абсолютно незаметный до этого Веретенников (заслуга опекавшего его Быстрова) пасом метров на 40 набирающему ход Есипову вспорол зенитовскую оборону - в последний момент Кондрашов в отчаянном "шпагате" выбил мяч из-под ног реактивного Есипова на угловой. Через полминуты после столкновения все с тем же Кондрашовым на самой линии штрафной упал Нидергаус. Либеро "Зенита" отправился к Иванову оспаривать его решение и немедленно получил "горчичник". Следующую встречу - с ЦСКА - единственный игрок "Зенита", отыгравший без замен все матчи в сезоне, будет вынужден пропустить.

А к мячу тем временем под радостный рев трибун подошел, естественно, Веретенников. Лидер "Ротора" тщательно установил мяч и не менее тщательно разбежался, но его страшной силы удар всего лишь отправил в легкий нокдаун зенитовскую "стенку". Почти тут же Тищенко (видимо, с огорчения) ни с того ни с сего борцовским захватом за шею уложил на землю Боброва и, в свою очередь, заработал предупреждение. Через пару минут болельщики требовали от Иванова назначения 11-метрового в ворота гостей, но московский арбитр показал, что ворвавшийся в штрафную Зернов упал в ней по собственной инициативе.

Минуте к 30-й "Ротор" неожиданно сник. И первым перемену в настроении волгоградцев уловил опытный Данилов. Диспетчер "Зенита", поняв, что на помощь нападающих ему рассчитывать сегодня не приходится (Кулика постоянно опекали как минимум два защитника, а второй номинальный форвард Еремин постоянно смещался в глубину поля и к месту развития событий, как правило, не успевал), пошел в атаку сам. Дважды, на 35-й и 42-й минутах, гигант таранил оборону "Ротора" по центру, но в первом случае под него удачно подкатился Шмарко, а во втором эпизоде после острого прострела Зазулина Данилов не сумел укротить неожиданно подскочивший мяч.

В перерыве в раздевалке волгоградцев произошел серьезный разговор. "Я мог бы вам пересказать свой достаточно эмоциональный монолог, - улыбнется после игры Прокопенко, - только на страницы газеты он ведь все равно не попадет. Из цензурных соображений, конечно. Напоследок же я сказал футболистам только одно: ребята, завтра великий праздник - День Победы. Как же вы будете смотреть людям в глаза?"

Последний аргумент Прокопенко оказался, наверное, самым веским. "Ротор" завелся. Уже через 40 секунд после возобновления игры Беркетов лихо прошел по правому флангу и опасно навесил во вратарскую - Окрошидзе был начеку. Почти тут же эффектный затяжной рейд удался Есипову, но после его удара мяч прошел метров на пять выше перекладины. Волгоградцы прочно завладели и территориальным, и игровым преимуществом, а помогли хозяевам в этом... сами гости. После неудачной двойной замены "Зенит" весь второй тайм, без особого преувеличения, провел в меньшинстве. Заменивший Боброва Зезин вчистую проиграл свою бровку, а призванный опекать Веретенникова вместо уставшего Быстрова Брюханов дал лидеру волгоградцев полный карт-бланш.

...Роковой для "Зенита" стала 62-я минута. Только что вошедший (и очень удачно) в игру Царенко стрелой пронесся по правому краю и, заметив в штрафной свободного Нидергауса, выкатил ему мяч. Форвард технично его принял и, выждав секундную паузу, перебросил мяч на дальний угол вратарской абсолютно свободному Веретенникову. 8 метров до ворот, рядом никого из защитников, и мяч "лежит" на любимой левой ноге - что еще нужно лучшему снайперу российских чемпионатов? Бросок Окрошидзе был столь же отчаянным, сколь и безнадежным, - мяч едва не порвал сетку в дальнем углу его ворот.

Пока защитники "Зенита" упрекали друг друга, "Ротор" едва не забил второй гол. Есипов, Веретенников и Нидергаус вышли втроем к воротам, но Есипов пожадничал и бил по ним уже с неудобной позиции. Затем у Беркетова вышла невероятная срезка на 50 метров - и мяч едва не влетел в "девятку". Почти тут же разыгравшийся Нидергаус выверенным пасом вывел практически один на один Есипова. Тот бил без помех метров с 13 - Окрошидзе в броске накрыл мяч.

Стремясь спасти игру. Садырин бросил в бой засидевшегося на лавке Матвеева. Пожалуй, это стоило сделать пораньше. Серьезных угроз воротам Саморукова Матвеев создать попросту не успел, но паника на левом фланге обороны "Ротора" несколько раз образовывалась весьма приличная. А за три минуты до конца после острейшего прострела Матвеева "Ротор" спас лишь самоотверженный бросок Саморукова в ноги Еремину.

Несколько моментов забить второй мяч, который мог бы снять все вопросы относительно исхода матча, имел и "Ротор". Однажды метров с 35 убойно пробил Веретенников - Окрошидзе с трудом поймал мяч. За полторы же минуты до финального свистка головой с расчетливого паса Нидергауса едва не забил Царенко. Дальний же выстрел Данилова - удар отчаяния - на 90-й минуте легко забрал Саморуков. Это был единственный удар зенитовцев в створ ворот за весь матч...

ИГРОК МАТЧА. Версия "СЭ"

Владимир НИДЕРГАУС,нападающий "Ротора"

-Почему "Ротор" так бледно выглядел в первом тайме и только во втором зашевелился?

- За короткий промежуток времени мы сыграли уже 6 или 7 игр, так что накопилась усталость. Но не это, наверное, главное - больше проблем с настроем. В перерыве внесли коррекцию, поговорили серьезно, по душам, и второй тайм более или менее удался.

-Также, как и ваша голевая передача, которая получилась отменной.

- Сыграв в "стенку" с Царенко, мы обыграли на фланге двух защитников, тут я заметил набегавшего по центру Есипова и свободного Веретенникова. Послал ему по дуге мяч - получилось удачно, и к тому же Олег здорово пробил. Мяч лег ему под левую ногу. У нас были еще моменты забить, а вот "Зенит" ничем нам не угрожал.

ПОСЛЕ МАТЧА

Павел САДЫРИН,главный тренер "Зенита":

- Лучше бы мы проиграли не в один мяч, а в три - но команда при этом боролась бы. Было бы не так горько. Невыносимое зрелище - половина игроков бьются, а остальные стоят и хладнокровно наблюдают, чем все это кончится. Терпеть подобное дальше попросту невозможно. Думаю, с пятью-шестью игроками нам придется расстаться - и в самом ближайшем будущем.

Виктор ПРОКОПЕНКО,главный тренер "Ротора":

- Первый тайм в нашем исполнении был ужасным, вялым, и игрокам я сказал, что его надо записать в пассив и вычеркнуть из своей спортивной биографии. Тайм был провальным, и конечно, это можно связать с усталостью, ведь за 10 дней провели 4 игры. Все это понятно, но после перерыва нашли же силы. Второй тайм, был диаметрально противоположным. Может, он и не был блестящим, но там уже была игра,

-Чем можно объяснить, что в первом тайме ваши игроки вообще не били по воротам соперника?

- Я сам себе задаю такой вопрос и не могу ответить.

-Забив гол, игроки "Ротора" решили сберечь зыбкое преимущество?

- Нет, просто "Зенит" выпустил Матвеева, и у нас на фланге наметился разрыв; - Корниец устал и уже не успевал за Матвеевым, поэтому мы выпустили нападающего, а Есипова перевели на левый фланг.

-Эта победа должна как-то воодушевить команду?

- Знаете, в Ростове мы, значительно лучше играли оба тайма, и там был результат. Со "Спартаком" добротная игра была, но не было результата. Здесь я не скажу, что "Зенит" был лучше нас. В первом тайме была равная, невыразительная игра, а во втором мы сумели все-таки заиграть и забили победный гол.

-Первым же ударом, пришедшимся в створ ворот.

- Разве это плохо?

Александр МЕЛЬНИКОВ