Газета Спорт-Экспресс от 21 мая 1996 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 мая 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Шестой этап: "ГРАН-ПРИ МОНАКО"

Вряд ли кто ожидал, что 54-й "Гран-при Монако" закончится так, как он закончился.

Как всегда, накануне старта этой колдовской гонки не было недостатка в прогнозах. В которых, правда, разнообразия было мало. Главными фаворитами называли двукратного чемпиона мира и двукратного же победителя "Гран-при Монако" Михаэля Шумахера и нынешнего лидера чемпионата, двукратного призера монте-карловской гонки Дэмона Хилла. Бенеттоновцев Жана Алези и Герхарда Бергера со счетов тоже не сбрасывали. Главным образом потому, что из двадцати двух действующих пилотов нынешней "Ф-1" у них обоих хорошие отношения с этой узкой и извилистой трассой: Алези в пяти своих предыдущих стартах здесь трижды поднимался на подиум, Бергер - четырежды в десяти.

В принципе можно сказать, что прогнозы были не так уж далеки от истины, но правда жизни в очередной раз оказалась намного замысловатее. Кто мог догадаться, глядя на 1-й результат француза Оливье Паниса в квалификации, что под девятым номером на "Лижье" едет будущий победитель "Гран-при Монако"! Но он им стал. Правда, скажем так, за неимением других кандидатур. Ибо кроме Оливье линию финиша пересекли еще только два гонщика, ставшие призерами, Дэвид Култхард и Джонни Херберт. Даже получивший в итоге 4-е зачетное место Хайнц-Харальд Френтценстал обладателем своих трех очков, так сказать, заочно (к моменту остановки гонки он уже был в боксах "Заубера", куда заехал кругом раньше). До этого дня рекордсменом в данной номинации (по наименьшему числу закончивших гонку автомобилей) был "Гран-при Монако" 66-го года: тогда счастливчиков было четверо.

Короче, гонка вышла достойной пера Гомера. В смысле - гомерическая. Но вернемся к нашим прогнозам. Сбываться они начали в субботу, во время квалификации. Утром 18 мая на свободной тренировке лучшее время (1.21,495 - лучше, чем поул прошлого года) показал Хилл, следом были Култхард (1.22,024), Шумахер (1.22,074) и Хаккинен (1.22,080), Алези и Бергер устроились 6-м и 7-м (1.22,330 и 1.22,613), показав тем самым, что надлежащие для этой трассы настройки найдены. К квалификации приступили в бодром и приподнятом расположении духа, особенно по той причине, что дождя, который шел в пятницу, в субботу не было.

Честно говоря, не припомню, чтобы схватка за места на стартовом поле шла в таком темпе и с таким залихватским настроем. Было дико жалко телевизионщиков, освещавших этот "Гран-при": события развивались с такой скоростью, что они никак за ними не успевали - начинали вести по времени Вильнева, тут же бросали, потому что быстрее начинал ехать Панис, но едва тот одолевал пару поворотов, как камера переключалась на несущегося к первой строке протокола Бергера, пытаясь одновременно подглядеть за гонкой Алези. Но не тут-то было - оказалось, что смотреть надо на Култхарда! Все более или менее пришло в норму, когда на трассу выехал Шумахер и выдал нокаутирующую серию: 1.21,351 (на тот момент лучшим был результат Култхарда - 1.22,151) - и тут же 1.20,912! Показалось даже, что на пит-лайн секунданты других бойцов замахали белыми флагами (Бергер со своими 1.22,385 был 6-м, Алези со своими 1.22,730 - 7-м, Хилл и вовсе только 14-м)...

Но это только показалось, потому что из боксов мгновенно диковинной сине-белой рыбиной выметнулся на трассу "Уильямс" Хилла и спустя круг показал 2-й результат (1.21,667). Дэмон не успокоился, а тут же, с разгона, взял засечку на второй подряд летучий круг, но - увы - аккурат в этот момент возле казино Педро Лами разобрал свою "Минарди" на запчасти да Бодоер решил проверить на крепость конструкцию своей "Форти". Пришлось лидеру чемпионата убираться в боксы несолоно хлебавши.

В этот момент просто-таки попытку публичного самоубийства предпринял на глазах изумленной публики партнер Шумахера Эдди Ирвин: на то, как его "Феррари" чиркала покрышками по бетону отбойников, было страшно смотреть! Но эта безумная езда безумного "Ирландца была весьма красочной иллюстрацией к тому, что такое - атмосфера "Гран-при Монако".

Когда до конца квалификации оставалось четверть часа, на свою последнюю репризу выехал Хилл. Он проходил круги ровно, но - в пределах 1.21. И вдруг - как выстрел - 1.20,866! А ведь две трети круга англичанин шел медленнее Шумахера! Неужели поул?

Да, это был превосходный - особенно в последней трети - круг. Превосходный. Но - увы - последний из двенадцати, отведенных каждому на то, чтобы показать результат получше. И ответить на финальную атаку Шумахера Хиллу было уже просто нечем. А эта атака началась, когда до флага оставалось пять минут с небольшим хвостиком. Но сначала отстрелялся Алези: 1.20,918 - и тоже больше нет кругов на то, чтобы что-то улучшить. Вот тут-то и рванул Шумахер. Он тоже первые две трети круга шел медленнее, чем при первой попытке, но завершил его за 1.20,356! Последним, кто мог еще вступиться за честь "Рено", был Герхард Бергер. Отсчет последнего летучего круга ему начали за 0.37 до флага. И он шел быстро. Очень быстро. Но вот как точно быстро, мы не узнаем, потому что телекамеры в эти мгновения были заняты триумфальным шествием по лабиринту Монако обладателя поула Шумахера: он размахивал руками, приветствуя трибуны, напрочь забыв о том, что квалификация еще не закончена, и позади него другие гонщики все еще ищут последний шанс. Бергер догнал Шумахера на выходе из тоннеля, на том отрезке трассы, где машина развивает самую высокую скорость - до 280 км/ч. И немец шел по той траектории, которая единственно возможна при входе в медленную петлю после тоннеля. Он увидел Бергера в зеркалах заднего вида, начал тормозить, но с внешней кромки не ушел - и если бы австриец, буквально продавив тормоза сквозь пол, не ушел одновременно внутрь с виража, откуда вписаться в петлю нет никакой возможности, они оба попали бы в аварию с неизвестно каким концом...

Пит-лайн бушевала, обвиняя чемпиона мира в непрофессиональном поведении и неуважении к соперникам. Особенно гневались Флавио Бриаторе (что понятно) и Рон Деннис. По настоянию ответственного за безопасность FIA экс-адмирала подводного флота Роджера Лайн-Нотта Шумахера и Бергера вызвали на разбирательство. Немец был сконфужен и принес свои извинения, отходчивый Бергер их принял и удовлетворился ими. Никаких санкций ввиду согласия сторон применено не было.

- Я шел, безусловно, на свой лучший круг, - сказал позже Бергер. - Не знаю, удалось бы завоевать поул, но то, что я встал бы на первую линию, потеснив Хилла, бесспорно. Обидно.

- Я слишком поздно увидел Герхарда и не успел дать ему необходимого пространства для нормального обгона, - признался Шумахер. - Я виноват и уже попросил у него извинения.

А позже признался, что доволен машиной и тем, что удалось завоевать для "Феррари" первый в Монако поул после мая 79-го (Джоди Шектер). На вопрос - как вам удалось ехать так быстро (результат Шумахера превышает поул Алена Проста 93-го года - 1.20,557, завоеванный на "Уильямсе" с активной подвеской и мотором объемом 3,5 л. - Прим. О.Л.) - он, мило улыбнувшись, ответил: "Потому что у меня хорошая машина".

Наконец-то, подумалось мне. А то надоело слушать, как двукратный чемпион мира на просьбу описать, что в "Феррари" работает не так, отвечает: мол, пресс-конференция слишком коротка... А потом на этой безобразно плохой машине завоевывает поул в Имоле! Никто не спорит, двукратный чемпион мира - гонщик классный, но вряд ли он сам способен бежать со скоростью за 200 км/ч. Да и "плохая машина" так не поедет!

В воскресенье утром, во время нормальной разогревочной тренировки было сухо - и лучший результат показал (внимание!) Панис. Правда, эти 1.23,860 были хуже его же квалификационного времени, которым 29-летний француз был отчаянно недоволен. Но это говорило, что он неплохо настроил машину. Из фаворитов хуже других выглядел Бергер, но "Бенеттон" потом признал, что Герхард по просьбе команды ездил с дождевой настройкой.

Как в воду глядели: Потому что за полтора часа до старта этой самой воды на трассе старо, как в заливе - хлынул ливень. Гонщикам разрешили выехать на предусмотренную в таких случаях четвертьчасовую адаптационную разминку, которую выиграл Хаккинен, а за полминуты до ее конца буквально пополам сломал свой "Макларен"! Снова, в третий раз подряд, Мика вынужден стартовать в гонке на запасной машине!

Когда гонщики начали выстраиваться на стартовом поле, дорога была еще мокрой, но сверху почти не капало. В таких условиях нашелся один безумец, а именно Йос Ферстаппен, который надел на свой "Эрроуз" слик. И тут же поплатился, не закончив даже одного круга.

Хилл выиграл старт у Шумахера, который... закончил гонку в "Вираж дю портье" еще до исхода первого круга! - Это была моя ошибка, - хмуро сказал Шумахер. - И команда вправе гневаться на меня за это.

Гневайся - не гневайся, толку чуть. Хилл же ко въезду напрямую "старт/финиш" уже вез шедшему осторожно вторым Алези почти 10 секунд. Первый круг гонщики прошли под желтыми флагами, ибо на нем остались развалины сразу пяти машин (включая и "Феррари" Шумахера). Честно говоря, наблюдая за тем, как ехали трое лидеров (Хилл, Алези и Бергер), показалось, что с этого момента (с момента схода Шумахера) гонка приобретает чисто академический интерес: трое не стремились форсировать события, напротив, как бы не обращали друг на друга никакого внимания, дабы не принуждать к опасному на такой скользкой дороге риску. На 9-м круге стал отставать, а потом заехал в боксы, да там и остался Бергер. Стало совсем... м-м-м... печально, ибо борьба шла только позади, где упрямый Ирвин закупорил за собой не только не менее упрямого Френтцена, но и весь остальной уцелевший пелетон. Но если Френтцен на собственном опыте проверял истинность своего же постулата о живучести Ирвина (и проверил, получив на 18-м круге после нескольких кряду атак в "Левc" по носу - Ирвин дальше поехал, а Френтцену обтекатель в боксах меняли), то остальные вынуждены были попусту отсиживаться за их спинами до причине невозможности обгонов в Монте-Карло. А этими остальными были Култхард, Вильнев, Сало, Херберт, Хаккинен, Брандл и Панис (именно в этом отрезке гонки Панис и совершал свои обгоны).

Еще один момент несколько оживил общую пасмурную (в полном смысле слова - по причине нависших над княжеством облаков) картину - это когда после первого пит-стопа Хилл оказался позади Алези и приготовился француза обгонять. Этот маневр прошел без сучка и задоринки при полной согласованности действий, хотя в первый момент, когда Хилл приблизился к Алези, перед моим внутренним взором мигом пролетели все их прежние рандеву (особенно на Нюрбургринге минувшего года).

Это был 30-й круг. До схода Хиллу оставалось еще десяток. Он шел их легко, спокойно и уверенно, не форсируя события, но его мотору отчего-то нездоровилось, и на 41-м круге он, пустив на прощанье облачко тумана в тоннеле, издох.

- Еще кругом раньше я заметил сигнал опасности на бортовом табло, а потом мотор заглох, - сказал Хилл. - Я, конечно, предвидел проблемы, но никак не с мотором! Не могу вспомнить, когда мой "Рено" отказывал последний раз. Это так обидно, потому что я удерживал Алези на дистанции и вполне мог рассчитывать на победу! Я ведь чувствовал, что все идет как надо. Но мало утешения в том, что тебе не в чем обвинить себя, а победа достается другому...

До конца гонки для Алези оставалось примерно три десятка кругов.

- Это страшное разочарование, особенно после того, как победа была так близка! - сказал Алези. - Машина шла прекрасно, и я не предвидел никаких проблем, как неожиданно почувствовал, что задний мост ведет себя как-то странно. Я заехал на стенд, чтобы проверить, в чем дело, и сменить резину. Но на трассе снова понял, что подвеска испорчена... После всего этого ровно ехавшему Панису (исключение - лишь его короткая схватка с Ирвином, закончившаяся заездом в боксы "Феррари" с поврежденным передним спойлером) осталось лишь, не наделав ошибок, завершить гонку на первом месте. Что он и сделал.

Ольга ЛИНДЕ