ОЛИМПИЗМ |
Atlanta 1996 |
РЫДАНИЯ ПОД "ДОН КИХОТ" И "СПАРТАК"
Валерия МИРОНОВА |
из Новогорска |
Поспев на подольскую олимпийскую базу к вечерней тренировке сборной по художественной гимнастике, мы увидели до боли знакомую - во всяком случае по воспоминаниям четырехлетней давности - картину. Яна Батыршина. отрабатывавшая элементы своей композиции с мячом, сбившись, вдруг зарыдала - ну точь-в-точь, как перед Барселоной Оксана Скалдина, у которой тогда то и дело падали из рук булавы. Потом, когда очередь дошла до второй участницы личного турнира - Амины Зарпновой, сцена повторилась. Тренеры - Ирина Винер и Вера Шаталина - не давали подопечным спуска, девочки обижались - то ли на них, то ли на себя... Вот уж точно: красота рождается в муках.
Первыми 15 июля в Атланту улетают участницы личного турнира. Ирина Винер, улаживавшая в Москве какие-то последние технические проблемы, чуть опоздала к тренировке, и обвешенная кошелками, как заботливая мама, не заходя в свой номер, сразу же из машины устремилась в зал.
- Каких результатов вы ждете в Атланте от своих учениц - Зариповой и Батыршиной?
- Обе прошли очень серьезный отбор - сначала в России, а затем на чемпионатах Европы и мира. Яна на Европе выступила просто замечательно, отстав от победительницы на какие-то смехотворные 16 тысячных балла. Думаю, все поняли, что она реальный претендент на золотую олимпийскую медаль. Что касается Амины, то, к моей радости, она выступает в последнее время очень стабильно, красиво и эмоционально. Похоже, девочка повзрослела. Я всегда знала, что она - не акселерат. Ведь в отличие, скажем, от Батыршиной, Серебрянской, Витреченко, начавших заниматься художественной гимнастикой в 5 лет, Амина пришла в зал в 11! Вот и стала раскрываться только сейчас, в 20. Может, к 50 раскроется окончательно? Шучу. Не хочу загадывать, но пока она очень хорошо настроена на подготовку к Играм, и работать с ней сейчас стало намного приятнее. У нее абсолютно новая программа. Пожалуй, только одно упражнение, с мячом, Амина исполняет в классическом стиле - на музыку из балета "Спартак". Ее композиция с лентой - на музыку Нино Рота, со скакалкой - под регтайм, а с булавами, с которыми она уже выиграла на чемпионате мира золотую медаль, - под танго.
Яна же, родившаяся в Ташкенте, неизменно вызывает восхищение своей композицией с мячом. Ее "Шахерезада" насыщена восточным колоритом, что выглядит очень естественно, идет из глубины ее натуры. Не менее красив танец с лентой под заводную то ли румынскую, то ли, может быть, еврейскую мелодию. Со скакалкой - танец мавританский, а с булавами она Китри из "Дон Кихота".
-Последний чемпионат мира в Будапеште показал, что как минимум шесть гимнасток - по две из России, Украины, а также по одной из Белоруссии и Болгарии - практически с одинаковыми шансами претендуют на единственное олимпийское золото в личном зачете...
- Борьба будет жуткая! Никогда еще в истории Олимпийских игр на первое место не было столько претенденток. Утешает одно - в Атланте личный турнир не будут судить ни российские, ни болгарские, ни украинские, ни белорусские арбитры, которые здорово проштрафились на международных соревнованиях, выставляя нужные оценки. Так что судьбу олимпийского золота будут решать независимые люди и нервы самих участниц. Ушли с ковра одиночницы, на их место заступили девушки, готовящие групповые упражнения, а кресло, в котором только что сидела Винер, заняла тренер Марина Фатеева.
-Насколько мне известно, Марина, Олимпийский комитет весьма рассчитывает и на ваш золотой вклад.
- Да, хотя в равной степени на первое место в групповых упражнениях претендуют еще сборные Болгарии, Белоруссии и Испании. На последних двух чемпионатах мира нашей сборной откровенно не везло. Вот и в Будапеште мы заняли общее 4-е место. Причина - все тот же пресловутый сговор судей. Как ФИЖ ни пытается урегулировать эту проблему, ничего не получается. Хотя, каюсь, все-таки в Будапеште одна из наших допустила маленькую ошибку, а там, где счет идет на тысячные балла, такое не прощается. Так или иначе, на данный момент все четыре основные команды примерно на одном уровне. Малейший срыв - все, прощай медаль.
-Назовите тех, кого мы увидим в Атланте.
- Это волгоградки Ольга Штыренко, Елена Кривошей, Юлия Иванова, Ирина Дзюба, москвичка Ангелина Юшкова и Евгения Бочкарева из Перми.
-Отличается ли подготовка к олимпийскому дебюту в групповых упражнениях от обычной?
- Разве что подсознательно каждая из нас понимает, какой груз ответственности несет. Опять же отдаем себе отчет и в том, что уровень олимпийских соревнований все-таки иной, нежели, скажем, на чемпионатах мира.
-Намереваетесь ли вы удивить публику и судей какими-то необыкновенными костюмами?
- Костюмы играют огромную роль. Но мало кто из неспециалистов знает, что задолго до Олимпиады международными правилами нам было запрещено использовать ткани с блестками, золотом и т.д. Логики в этом запрете нет никакой - нельзя, и все. Потом, после Олимпиады, - пожалуйста.
-Как же вы вышли из этого положения? Ведь костюмы, полагаю, у сборной все равно потрясающие?
- Даже уж не сомневайтесь. Упражнения с обручами на попурри из всем известных русских мелодий девочки будут выполнять в ярко-красных купальниках с разноцветным орнаментом. На второй вид - композицию под "Очи черные" - они выйдут в блестящих белых комбинезонах с темно- и светло-розовой отделкой.
-Давно ли вместе выступает этот состав?
- Где-то 11 месяцев. С тех пор, как к тем, кто работает вместе уже три-четыре года, присоединилась Ангелина Юшкова. Отмечу, что Ольга Штыренко и Лена Кривошей - уже пятикратные чемпионки мира и семикратные - Европы в групповых упражнения. Звучит? А ведь средний возраст олимпийской сборной - 17 лет.
-По какому принципу девочки отбираются в групповые упражнения? Быть может, из неудачниц-индивидуалок?
- Глубочайшее заблуждение. Действительно, еще не так давно считалось, что в группе стоять легче. Жизнь, однако, это опровергла, да и уровень выполнения групповых упражнений вырос на порядок. Далеко не каждая гимнастка подходит для них. Во-первых, продолжительность наших упражнений в два раза больше индивидуальных - 2 - 2,5 минуты против 1 - 1,5 соответственно, а, во-вторых, не каждая гимнастка умеет работать в коллективе, то есть видеть партнерш, действовать с ними абсолютно синхронно.