Газета Спорт-Экспресс от 11 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 июля 1996 | Гольф

ГОЛЬФ

Мо НОРМАН

Я БОГАЧЕ САМОГО Уэйна ГРЕТЦКИ

Фамилия Норман сейчас на устах у всей гольфической общественности. Только зовут этого игрока не Грег, а Мо. До недавнего времени он был известен лишь в узких кругах специалистов, да в Канаде, откуда он родом. Однако избрание Мо Нормана в Зал славы, которое произошло весной 1995 года на ежегодном собрании Королевской ассоциации гольфа Канады в Оттаве, круто изменило его жизнь. Это событие подвело черту под почти сорокалетним забвением - Мо наконец-то официально признали одним из лучших специалистов по свингу в мире. Одновременно с избранием Нормана членом канадского Зала славы гольфа стал великий американец Джек Никлаус - первый иностранец, допущенный в святая святых канадского гольфа.

65-летний Мо Норман уже давно признавался специалистами одним из наиболее "точных" игроков в мире. Питер Доберейнер, известный на Западе спортивный журналист, писал в 1981 году, что "лучшие гольфисты Северной Америки произносят имя Мо с уважением и восхищением, а иногда и с завистью, потому что Бог наделил Нормана удивительным талантом посылать мяч на дальние расстояния с поразительной, почти неестественной точностью".

Зимбабвийский гольфист Ник Прайс, звезда первой величины, наблюдая за игрой Мо во Флориде, воскликнул: "То, что он делает, просто феноменально! Норман - потрясающе талантливый гольфист". Американец Ли Тревино вторил своему коллеге: "Когда дело доходит до гольфа, Мо превращается в настоящего гения". Знаменитый Пол Эйзинджер впервые увидел Нормана, будучи зеленым новичком, и на него произвело неизгладимое впечатление то, как канадец исполняет удар. "Я не мог поверить своим глазам, - говорит он, - когда увидел Мо в действии. Выла невыносимая жара, и я прилагал неимоверные усилия для удара - руки были как ватные. А Мо словно ничего не чувствовал: мячи из-под его клюшки летели, как из пращи, метров на 230, уходя в сторону от центра не больше, чем на 7 - 10 метров".

"Если бы гольф-турниры проводились ночью, я был бы единственным участником. Меня одного, наверное, так слушаются мячи", - говорит Норман, к слову, застенчивый и скромный в жизни человек. Именно эти качества его характера долгое время оставляли Мо на обочине мирового профессионального гольфа, хотя в свое время он дважды побеждал на чемпионатах Канады среди любителей и семь раз был триумфатором канадского чемпионата профессионалов. Норман - большой домосед, и в своей длинной биографии он лишь раз выбрался за океан, чтобы принять участие в турнире Carling World Championship в Англии. Та вылазка оказалась первой и последней - Норман больше всего в жизни не любит самолеты. Ко всему прочему, Мо - домовитый хозяин. Когда в 50-е годы у него были проблемы с финансами, он без колебаний продал свои спортивные трофеи, чтобы принести деньги в дом.

Королевская ассоциация гольфа Канады не раз предлагала Норману переквалифицироваться в профессионалы, а получив отказ, в отместку не включила его в состав сборной страны на матч со сборными США и Мексики. Официальные лица ассоциации обосновали свое решение тем, что Мо не желает общаться с их представителями, однако уже тогда было ясно, что романа Норман - Ассоциация не получится - слишком натянутые отношения складывались между талантливейшим спортсменом и официальной организацией.

"Ассоциация хотела, чтобы я танцевал под ее дудку, - вспоминает Норман. - Но такой уж у меня характер - я никогда никому не подчинялся".

И только весной 1995 года Королевская ассоциация скрепя сердце приняла Нормала в свой Зал славы. Спортсмен узнал об этом во Флориде, в Royal Oak Club, где он обычно играет зимой и весной, но особой радости по этому поводу не испытал. "Я никому здесь еще об этом не рассказывал и, наверное, не расскажу, - признался Мо. - Во-первых, они все равно сами узнают, а во-вторых, меня это в общем-то и не волнует".

Сказав это, Норман все-таки, наверное, слегка покривил душой: признание заслуг никогда не проходит незамеченным, к тому же Мо начинает приобретать все большую популярность в США, что, несомненно, льстит его самолюбию. Недавно пятичасовая тренировка уникального канадца была заснята на пленку, которую вмонтировали в специальный учебный фильм для школы подготовки гольфистов-профессионалов в Новом Орлеане. Titleiat, крупнейшая компания, специализирующаяся на производстве гольф-принадлежностей, заключила с Норманом контракт, по которому он будет получать ежемесячно по пять тысяч долларов до конца жизни. Фирма также обеспечивает его пятью сотнями мячей и восемью парами гольф-туфель в год, а также планирует записать видеокассету его игры для коммерческого распространения. "Мы не хотим, чтобы Мо забыли, - говорит президент Titleist Уэлли Юилейн, - его имя должно звучать среди лучших гольфистов современности". Статьи о феномене Нормана стали появляться в популярнейших западных изданиях "Уолл стрит джорнэл" и "Менс джорнэл", а американская фирма по производству гольф-клюшек Natural Golf заключила с Норманом, как с представителем компании, договор, по которому спортсмен получает по 30 тысяч долларов в год. "Я заслужил все это, - говорит Норман о своей теперешней известности, - и уверен, что мою фотографию должны были повесить в Зале славы канадского гольфа еще 20 лет назад".

Мо наконец-то получил всеобщее признание, но звездная болезнь ему не грозит. Он продолжает играть в Канаде и во Флориде, где живет в скромном номере в мотеле рядом с гольф-клубом, ездит в родной Онтарио и обратно на машине, так же панически боится самолетов и не любит дальних переездов.

"В детстве у меня было две мечты, - говорит Мо, - водить "Кадиллак" и носить кожаные туфли. Теперь у меня есть возможность иметь и то, и другое. Однако ничто и никогда не заменит мне поле, клюшку и мяч. Эта игра - смысл моей жизни".

Мо Норман - доселе неизвестный пожилой гражданин Канады, любящий гольф, стал сегодня звездой, его признали лучшим специалистом по свингу в мире, его игру снимают на пленку, ему предлагают контракты, им восхищаются, ему завидуют.

"Приятно осознавать, что ты - лучший среди 40 миллионов гольфистов во всем мире, - делится Норман впечатлениями с журналистом GOLF MONTHLY, - это не купишь ни за какие деньги. Мое имя на устах у такого количества человек! Я богаче самого Уэйна Гретцки. Нет, не по деньгам, а по чувствам. Ведь он лучший из 100 тысяч, а я - из 40 миллионов. Это действительно прекрасно!"

Андрей КУЧМИЙ