ОЛИМПИЗМ |
Atlanta-96 |
До старта - 3 дня |
Лариса ЛУКЬЯНЕНКО
ТРИ ДНЯ. И ЕЖЕДНЕВНО - ВСЕ СНАЧАЛА
Когда мне говорят о немеркнущей славе отечественной школы художественной гимнастики, я вспоминаю первую советскую олимпийскую чемпионку Марину Лобач. Когда я слышу об эстафете, переданной в надежные руки, то на память приходят Маринины слова, сказанные в 96-м:
- А Лариса у нас сегодня - лучшая.
У нас - это в Белоруссии. А если в Белоруссии, то и в мире. Последний уже привык к тому, что чемпионский пирог в 90-х делят четыре гимнастические супердержавы: Белоруссия, Болгария, Россия и Украина. Каждая из этих стран способна выдвинуть своего кандидата на роль примы на предстоящем празднике жизни в Атланте. Лидер белорусской сборной Лариса Лукьяненко - самая опытная из них, ей исполнилось 23. В 92-м было соответственно 19. И в рейтинге лучших гимнасток СНГ она была четвертой.
- Вообще-то запасной в Барселоне должна была быть я. Чемпионат страны в Одессе, по итогам которого отбиралась сборная, у Костиной я выиграла, но на последний сбор и на Олимпиаду поехала Оксана.
-А в силу каких причин?
- Никогда не лезу во все эти разборки. Такова, видимо, была воля судьбы.
-Судьба обычно благоволила к гимнасткам советской школы. Они сменяли друг друга на высшей ступени пьедестала с методичной регулярностью - Лобач, Тимошенко, Скалдина, Костина. Следующей, по логике, должна была бы быть Лукьяненко.
- Возможно. Но после того как распался Союз, резко выросла конкуренция на международной арене. Вдобавок в 93-м я получила очень болезненную травму. Чего стоило восстановиться, знаем только я да главный тренер сборной Белоруссии Галина Крыленко. За время моего отсутствия чемпионкой мира стала болгарка Мария Петрова. Собиралась дать ей бой на первенстве мира 1994 года в Париже. Так и случилось, но в итоге я проиграла Петровой 0,05 и вместе с Аминой Зариповой мы поделили второе и третье места. Но не считаю, что многоборье я проиграла. Так сложились обстоятельства. Компьютер слишком умный попался, который не включил нашего арбитра в список судей, обслуживающих наши соревнования в многоборье, что потом, естественно, сказалось на моих оценках. Во Франции я сильно выступила. Впрочем, как и на недавнем чемпионате мира в отдельных видах в Будапеште, где стала чемпионкой. Так что я в хорошей форме и в будущее смотрю с оптимизмом.
-Я рад, что вы сумели пронести этот самый оптимизм сквозь бесчисленные травмы, которые преследовали вас на протяжении олимпийского четырехлетья. Но признайтесь, бросить гимнастику, наверное, хотелось не раз.
- После самой тяжелой травмы, которую получила в Аликанте, - да. Да и потом после любого крупного турнира. Не важно, как ты выступила, - удачно или не очень. Бывает, сделаешь максимум того, что мог, а тебя все равно опустят на третье место. Вот и задумываешься после соревнований: "А нужно ли мне все это?" Потом ничего, отходишь... Глядишь, ноги снова несут в зал. Цель уж больно заманчивая - Олимпиада.
-А в 23 не тяжело ли к ней готовиться? Для художественной гимнастики, можно сказать, возраст почтенный.
- Ох, тяжеловато. Все дается гораздо труднее, чем в 18-19 лет. Хоть и говорят, что с годами силы должны прибавляться, но я этого как-то не чувствую. Впрочем, есть и свои положительные моменты - опыт, например. Сейчас я знаю: элемент, который у меня не получается на тренировке, будет выполнен на соревнованиях без помарок. В этом уверена.
-Согласны ли вы, что Мария Петрова - абсолютная победительница последних трех чемпионатов мира - сейчас является безусловным лидером мировой художественной гимнастики?
- Нет, не согласна. Мария нравится зрителям. Поэтому на какие-то ее промахи арбитры закрывали глаза. В том же Париже в 94-м, думаю, не она должна была победить в многоборье.
-Кто же сейчас гимнастка номер один?
- Трудно сказать. Есть семь спортсменок - по две из России, Украины и Белоруссии и болгарка Петрова. Спор за золото будут вести только они. В последнее время практически все выигрывает Катя Серебрянская из Украины. Но я ее тоже не считаю безоговорочным лидером.
Почти полгода в этом сезоне не выступала Петрова. Сейчас она появилась в Будапеште, участвовала в двух видах. Я видела только один, поэтому мне тяжело говорить о ее нынешних возможностях. Думаю, она осталась на прежнем уровне. Осторожненько так прошла.
-С чем связано столь продолжительное отсутствие Петровой на крупных соревнованиях?
- А Бог его знает! Сама же она не говорит. Сейчас все надеются на последний месяц, который проводят на своих тренировочных базах, да на те две недели, что будут перед соревнованиями в США. Когда приезжаешь на место, атмосфера тебя заводит, и ты на все смотришь другими глазами. Когда рядом в зале соперники, то начинаешь требовать от себя больше. В этот период все прибавляют.
-Психологического напряжения не опасаетесь, когда все семеро друг за другом да из вида в вид?
- Тут надо будет отключиться, не обращать внимания ни на соперников, ни на оценки. Ни на публику. Сосредоточиться только на своем упражнении. Тихо сам с собою... Я надеюсь, что смогу. Потому, что в ином случае путь в тройку заказан.
-Тройка - это мечта?
- На Олимпиаде почетны медали любого достоинства. Но если мне достанется золотая, то я от нее не откажусь.
-На Играх будут проводить беспрецедентный эксперимент. К обслуживанию соревнований не допущены арбитры "большой четверки". Как считаете, при условии "нейтрального" судейства гимнастки какой страны имеют больше шансов на успех?
- Это трудный вопрос. Во-первых, я даже не предполагаю, арбитры каких стран будут судить. Наверняка это будут представители тех государств, которые обычно не делают погоду на судейском Олимпе. Аргентина, может быть, какая-нибудь... Нет, не знаю.
-Атланта - это жара за сорок градусов.
- В любой погоде надо искать свои плюсы. Очень жарко - тоже неплохо, в зал приходишь уже наполовину разогретым. А на месте соревнований обещают кондиционеры. Так что режим работы будет привычным.
-Чего не скажешь о графике.
- Да, тут организаторы проявили изобретательность. Вначале из нескольких десятков гимнасток отбирают 26 лучших. Затем из 26 - 10 еще более лучших. А затем из 10 - самых лучших. Все этапы начинаются с нуля.
-Какую же предпочтете тактику?
- Вариант первый: беречь силы до главного финала. Вариант второй, наиболее приемлемый: два предварительных дня работать по максимуму без малейших ошибок и помарок, тем самым зарабатывая авторитет у арбитров.
-Если их мнения разойдутся, вероятно ли, что будет дележка призовой тройки между гимнастками "четверки"?
- Думаю, нет. Если будет дележ мест, то наш вид спорта, страдающий, как известно, от субъективных пристрастий, вообще может исчезнуть из программы Олимпиады. А этого, думаю, никто не хочет.
-Олимпиада будет последним крупным стартом в вашей карьере?
- После Игр я приму участие в нескольких турнирах, а потом, видимо, - деваться некуда, буду заканчивать. А если сказать, что после Олимпиады наступит конец фильма, то это будет не очень хорошим знаком. Кто знает, как все сложится в Атланте? Пусть потом у меня будет хоть один шанс на реабилитацию.
Сергей ЩУРКО |
Минск |