Газета Спорт-Экспресс от 25 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta 1996

БУНТ НА КОРАБЛЕ

Владимир ГЕСКИН

из Главного пресс-центра

ВМЕСТО ПЯТИ МИНУТ - СОРОК

В понедельник меня и фотокорреспондента "СЭ" Дмитрия Солнцева ждали в штабе российской делегации. Это в жилой зоне олимпийской деревни, и попасть гуда журналистам непросто: в день на делегацию выдают лишь четыре пропуска, а желающих своими глазами увидеть, как живет твоя команда, сами понимаете, много.

Встреча в штабе была назначена на двенадцать, и мы, чтобы не опоздать, отправились в дорогу загодя. До олимпийской деревни от ГПЦ в принципе недалеко, но... Это же Атланта! Сначала мы до потери сознания (в прямом смысле слова, потому что безумно жарко и душно) ждали специальный журналистский автобус, и хотя по расписанию они должны ходить каждые пять минут, мы стояли на остановке минут сорок. Потом нужно было сделать пересадку, и три четверти часа не было другого автобуса.

В общем, опоздали мы безбожно. И как следствие - в российскую команду не попали: время действия пропусков ограничено. Так что, многоуважаемые читатели "СЭ", не будет репортажа из олимпийской деревни. Но мы тут ни при чем. Все претензии - к организаторам Игр.

КАК ГРЕБЦЫ ЗАХВАТИЛИ АВТОБУС

Если бы только у нас были эти претензии! Ропщут все. Спортсмены, судьи, официальные лица, журналисты. То, что здесь творится с транспортом, - не поддается описанию и, кажется, не имеет аналогов в истории Игр.

Мне довелось работать на трех Олимпиадах - в Москве, Сеуле и Барселоне. Везде автобусы ходили как часы. Олимпийскому транспортному расписанию - а это книжка солидных размеров - можно было полностью доверять, и ты мог точно планировать свой график, будучи уверенным, что в нужной точке будешь вовремя.

Книжки выдали нам и в Атланте. Но мало кто в них заглядывает, потому что их содержание - фикция. Автобусы ездят, как хотят и, судя по всему, туда хотят. Корреспондент "СЭ" Елена Вайцеховская рассказала такую историю: она возвращалась с соревнований по плаванию в Главный пресс-центр и вдруг обнаружила, что автобус едет совсем в другую сторону. Оказалось, водитель изменил направление, чтобы подбросить домой свою знакомую. У шоферов - в основном волонтеров - нет навыка работы на таких машинах. В воскресенье один горе-водитель выехал на автостраду, ведущую к озеру Ланьер, где проходят соревнования гребцов, и... испугался! Догадайтесь, что он сделал. Не догадаетесь: заявив, что больше за руль не сядет, водитель бросил автобус. И журналистам, спешившим на состязания, пришлось ждать, когда из Атланты пришлют нового драйвера. Кстати, как сообщила газета USA Today, уже полсотни добровольцев-шоферов прекратили сотрудничество с Оргкомитетом, признав, что не представляли себе ни объема предстоящей работы, ни уровня необходимой для нее квалификации.

О разного рода накладках, задержках, проколах олимпийской транспортной службы каждый из нас уже писал в своих репортажах - по той простой причине, что, пожалуй, нет такой сборной, которая не считала бы себя пострадавшей стороной. Опоздания на тренировки здесь стали нормой, но это еще полбеды. В понедельник гребцы из Украины, Великобритании и Польши чуть было не опоздали на соревнования, потому что автобус, который должен был их забрать, так и не приехал. Когда ситуация стала критической, спортсмены решились на шаг, в принципе недопустимый: они захватили автобус, следовавший по совсем иному маршруту, и заставили водителя изменить курс. А что им было делать? "Шофер страшно перепугался и пытался спорить, но я, как матерый террорист из какого-нибудь детективного фильма, приказал ему нажать на педаль газа и держать язык за зубами", - признался Алиссон Джилл, английский гребец, руководивший "операцией".

Делегации Великобритании вообще "везет" с транспортом - не случайно англичане направили официальный протест президенту МОК Хуану Антонио Самаранчу и президенту Оргкомитета Игр Билли Пейну, потребовав навести порядок с транспортом.

Порядок действительно пытаются навести. В понедельник состоялось совещание руководителей МОК и Оргкомитета, вызвали и мэра Атланты Билла Кэмпбелла. Совещались 11 часов, обещали принять меры.

Но какие? И когда?

ТЕПЕРЬ У БОКСЕРОВ 4 РАУНДА

Транспортные беды - не единственные. Еще хуже дело с информационным обеспечением Игр. И тут даже больше протестов, чем по поводу транспорта.

Олимпиада еще не началась, но весь мир уже знал, что это будут не только спортивные, но и электронные Игры. Гигантская компьютерная система, созданная целым рядом компаний во главе с IBM, стоила многие десятки миллионов долларов и должна была принести славу ее разработчикам. В результате же - все наоборот. По той простой причине, что система эта работает из рук вон плохо.

Во-первых, она действует чрезвычайно медленно. Во-вторых, то и дело ломается. В-третьих, лепит такие ошибки, что голова кругом идет.

Так, в понедельник боксерские поединки, по мнению электронного мозга, состояли из четырех раундов. Рост одного боксера из Уганды был всего... 57 сантиметров. Зато его противник из Танзании был сверхгигантом: с ростом 6 метров 35 сантиметров он мог претендовать на титул самого высокого человека всех времен.

Технические протоколы - хлеб журналистов. Без них не напишешь качественного отчета, не проведешь по-настоящему интересный телерепортаж. Увы, здесь, в Атланте, протоколы либо отсутствуют, либо появляются с невероятным опозданием.

В офисе агентства Reuter, который в Главном пресс-центре находится рядом с офисом "СЭ", не знают, что делать. Агентство заключило с IBМ контракт, по которому все результаты соревнований из компьютеров информационной службы Оргкомитета должны мгновенно перекачиваться в электронную память Reuter. Но происходят многочасовые задержки, а кое-какие результаты, как сказал мне руководитель спортивной редакции агентства, приходят лишь на следующий день. Значит, и тысячи подписчиков Reuter (газеты, журналы, теле- и радиостанции по всему миру) получают их с опозданием. По словам английского коллеги, он всерьез подумывает о том, чтобы потребовать от IBM компенсации ущерба. То же самое намерены сделать и в агентстве France-Press. "Нам приходится работать со скоростью, которая была двадцать лет назад или даже того больше, - сказал мне французский коллега. - Причем бывает, что результатов соревнований по штанге или борьбе мы вообще не получаем".

Руководители Европейского телерадиовещательного союза (EBU) направили в понедельник письмо Оргкомитету и МОК, в котором настаивают на том, что им должна быть возмещена часть убытков, являющихся результатом "информационного хаоса". EBU, членами которого являются 88 теле- и радиостанций, и в их числе такие гиганты, как ВВС, ZDF и RAI, заплатил за право показа Игр в общей сложности 456 миллионов долларов. "Условия для работы, созданные в Атланте, столь отвратительны, что у членов нашего союза нет возможности готовить качественные программы, и, значит, страдают наши слушатели и зрители, - говорится в письме. - Оргкомитет потратил на создание информационной службы несколько лет. Но если вам не удастся качественно изменить ее работу в ближайшие дни, это будет означать полный провал Игр в Атланте".

Что к этому добавить? Лишь одну маленькую деталь. В понедельник соревнования по плаванию, последнему "медальному виду программы, закончились в девять часов вечера. Листок бумаги со списком стран, завоевавших награды Олимпиады, мы получили лишь спустя два с половиной часа. Не знаю, как считал эти медали компьютер, но вручную - столбиком - было бы намного быстрее.

...Америка гордится своими достижениями. Гордится своим величием и могуществом. Американцы надеялись, что будут гордиться и своей Олимпиадой. Тем более что это не просто Игры, а юбилейные.

Соревнования действительно очень хорошие. А вот организация скверная. Нет, скажу иначе - пока скверная. Потому как надеюсь, что многое еще все-таки можно поправить.