ОЛИМПИЗМ |
Atlanta 1996 |
КРУГ ПОЧЕТА? ЭТО ЖЕ 400 METPOВ!
Сергей РОДИЧЕНКО |
с Olympic Stadium |
Еще год назад накануне чемпионата мира в Гетеборге, ситуация в женском тройном прыжке была предельно запутана. В элитной группе не было явных фаворитов, все показывали приблизительно одинаковые результаты, и, пожалуй, лишь небольшое психологическое преимущество имела Анна Бирюкова, выигравшая чемпионат мира-93 и чемпионат Европы-94. Но в Швеции все изменилось. Фантастический прыжок Инессы Кравец на 15,50 показал, что теперь не надо очень долго раздумывать, прогнозируя результаты будущей Олимпиады. Впрочем, почти то же самое произошло и в мужском тройном. Мировой рекорд Джонатана Эдвардса отбросил соперников далеко назад. Казалось, что Олимпийские игры не станут для него слишком серьезным испытанием.
А они стали для Эдвардса трагедией. Вот тут-то и пришла пора задуматься о Кравец. Слишком уж похожи они с Эдвардсом. И по стилю прыжка, и даже в чем-то по судьбе в спорте.
В Атланте их пути разошлись. Но обо всем по порядку. Сенсации начались еще во время квалификации. Всего один сантиметр не дотянула до необходимого норматива Бирюкова. Как рассказал главный тренер российской сборной Вадим Зеличенок, на подготовку Анны повлияла непростая ситуация в семье, и Бирюковой не хватило всего двух недель, чтобы выйти на свой оптимальный уровень. А жаль...
Итак, после квалификации все стало предельно ясно. На три медали было четыре претендентки: Инесса Кравец (Украина), Инна Ласовская (Россия), Ива Пранджева (Болгария) и Сарка Каспаркова (Чехия). И более никого - это можно было сказать с абсолютной точностью.
Тренер Кравец Николай Кушнир, с которым мы ждали Инессу после допингконтроля, прокомментировал соревнования достаточно своеобразно:
- Пока все это продолжалось, я выпил шесть таблеток валидола и банок 15 пива - иначе не выдержал бы. Мало того, что еще с утра Инесса мне все нервы вымотала, так еще и вечером такие приключения.
-А что утром было?
- Поначалу все, как обычно, - Инесса трясется: "Они же сильнее меня... Что будет, что будет..." Выходим на стадион в Олимпийской деревне, говорю ей, чтобы сделала пять прыжков в длину с места. Первые три - так себе, в четвертом - 3,12, личный рекорд. "Так чего ж, - говорю, - ты боишься!" Вроде успокоилась.
-А трудно вообще с Инессой работать?
- Трудно? Как вам сказать... Мы работаем вместе полтора года. Первый месяц тренируемся - я для нее чуть ли не фашист, второй - фашист, третий - тоже. А потом - лучшие друзья. И по новой. Не дай Бог характер.
Тренеру, конечно, виднее, но внешне Кравец - самый спокойный человек на свете. Удачно прыгнула - ноль эмоций, неудачно - тоже. Так и в Атланте было. Первый прыжок - заступ. На лице Инессы ни тени. И так вплоть до пятой попытки. А в секторе-то происходили суровые события. Пранджева делает два заступа, но в третьей попытке все же пробивается в финал, показывая одинаковый с Кравец результат - 14,84. Ласовская во втором прыжке улетает на 14,98, а после третьего с ней сравнивается Каспаркова. Чешка впереди - вторая по дальности попытка у нее лучше. Прыгает Ласовская и улучшает... свой второй результат. 14,66 - и она на первом месте. Каспаркова - 14,69, и она - лидер. Ласовская прыгает на 14,70 - и вновь выходит вперед. Так в итоге их и рассудил второй результат.
Но это, как выяснилось, были бои хоть и важные, но все же местного значения. На всех турнирах, в которых участвует Кравец, главный вопрос в том, сколько раз она заступит. В Атланте Инесса, похоже, установила личный рекорд - всего две неудачные попытки, первая и четвертая. А в пятой решилась судьба олимпийского золота. Красивейший полет Кравец - 15,33. При всем уважении к ее соперницам надо признать, что так далеко прыгать они не способны. Просто не могут, как бы ни старались. И стало ясно, что Инесса Кравец становится первой в истории олимпийской чемпионкой по тройному прыжку.
Инесса, конечно, улыбнулась. Но не более того. А круг почета? Его зрители так и не дождались. Кравец вместе со всеми просто отправилась под трибуны. Ласовской передали российский флаг: второе место при такой борьбе - тоже хороший результат. Инесса же лишь помахала трибунам рукой.
Когда я дождался-таки Инессу Кравец, то перво-наперво спросил:
-Почему же вы круг почета-то не побежали?
- А что, надо было?
-Вроде полагается...
- А мне не предложили, вот я и не побежала. Ну ничего, после длины сбегаю. А вообще я рада, что не побежала, - устала очень. Мне ведь с утра снова прыгать - квалификацию в длине. Если бы я еще дополнительные четыреста метров пробежала, то что бы я завтра на секторе делала? Какие круги почета, о чем вы говорите...
-А вам не было немного обидно, что Ласовской передали российский флаг, а вам украинский - нет?
- Не было. До соревнований руководители нашей делегации говорили, что принесут на трибуну, чтобы вручить мне, какой-то огромный флаг метра три на четыре. Так я им сразу сказала: "Флаг забрать и унести куда подальше!" Спортсмены - народ суеверный, а мне тут вроде как победу уже отдали. Лучше я буду без флага, но стану олимпийской чемпионкой. А то я бы все время думала не о том, как дальше прыгнуть, а о том, как я потом с флагом бегать буду...
-Вы что-то уж слишком спокойно реагировали на прыжки соперниц. Скажем, на последнюю попытку чешки.
- Что касается Каспарковой, то это чудо, что она столько-то прыгнула. Ее я в общем-то не боялась. Опасалась, скорее, Ласовскую и Пранджеву - они действительно могли довольно далеко улететь.
-Когда вы прыгнули на 15,33, то наверняка подумали, что уже выиграли?
- Если честно, то да. Но все же Олимпиада - это особенное соревнование. Вот Инна Ласовская - человек опытный, а все время ходила и уговаривала себя: "Выйди, сделай нормальный старт, ты уже давно выступаешь, не переживай..." Все переживают. Я тоже, конечно, совсем спокойной быть не могла, хоть и прыгнула далеко.
-О чем, кстати, вы говорили с Ласовской после того, как все закончилось? Как я заметил, вы довольно долго беседовали.
- Сказали друг другу что-то вроде: "А ну их к черту, эти прыжки!" Устали мы, головы чугунные, ноги не слушаются.
-Как вы отреагировали на то, что Бирюкова не выполнила квалификацию?
- А как я могла отреагировать - мы же подруги все, еще в юниорской сборной Союза вместе выступали. Мне было искренне жаль, что Аня не попала в финал, я ведь знала, что она очень серьезно готовится. И тут такая неудача.
-Год назад на чемпионате мира вы обыграли Бирюкову с мировым рекордом, и эта победа стала вашим первым серьезным успехом...
- Это почему первым?! Я еще в 90-м выиграла Игры доброй воли в Сиэтле - это была очень престижная победа. К тому же не забывайте, что тогда еще была сборная команда СССР и попасть в нее было неимоверно трудно. Не то что сегодняшняя халява. Были у меня и другие успехи - серебро в прыжках в длину на прошлой Олимпиаде, например.
-Но не золото же...
- Так я два сантиметра всего проиграла.
-Вас часто сравнивают с Эдвардсом. В Атланте вы видели, как он прыгал?
- Да, и ужасно расстроилась, что он не выиграл. На мой взгляд, Эдвардс прыгал лучше. Но не повезло.
-Что вы подумали, когда узнали, что Джекки Джойнер-Керси снялась с семиборья из-за травмы? Это только теперь выяснилось, что в длину она все-таки будет прыгать.
- Ничего я не подумала. Выйдем на сектор и будем прыгать.
-Вы железный человек!
- Да не железный! Я расстроилась, конечно. Для меня было бы лучше, если бы она прошла семиборье полностью. А раз она снялась, то, значит, делает ставку на прыжки и выйдет свежей, в хорошей форме.
-Но и вы уже не та, что были еще несколько часов назад. Теперь вы олимпийская чемпионка, и воспринимать вас соперницы, видимо, будут уже немного по-другому.
- Джойнер-Керси - очень сильный человек, и не думаю, что мой новый титул произведет на нее хоть какое-то впечатление. Психологическое давление ее совершенно не затрагивает.
- А вас?
- Меня - тоже.
-А вот ваш тренер говорит, что иногда все-таки бывает.
- Бывает, бывает, я же не каменная.
-Вам бы сейчас не к длине готовиться, а победу отмечать...
- Пусть руководители наши отмечают. Я о торжествах каких-то стараюсь даже не думать - чтобы настроение не портить. Что поделать - расписание очень неудачно составлено.
-Вам сегодня поскорее заснуть надо.
- Не знаю, получится ли, но постараюсь.
В конце я хочу вновь вернуться к разговору с тренером Кравец Николаем Кушниром.
- Когда мы только начинали работать вместе, я предложил Инессе сосредоточиться исключительно на прыжках в длину, но она отказалась, - рассказал он. - Несмотря на все сложности совмещения двух видов, Инесса не захотела бросать тройной. Однако все же в этом сезоне основное внимание мы уделяли именно длине. И ничего плохого в этом нет. Как говорит Инесса, если она готова прыгнуть в длину на 7,20, то тройным за 15 метров она уж как-нибудь улетит даже без специальной подготовки.
Почти все прыгуньи тройным мечтают стать чемпионками в длине. Что поделать, прыжки в длину - более коммерческий вид легкой атлетики. Но ведь можно выиграть и оба вида. Уже можно. Теперь и у женского тройного есть своя олимпийская история. А вдруг Инесса Кравец сделает то, что потом можно будет только повторить?
P.S. Премиальные украинским спортсменам, победившим на Олимпиаде в Атланте, составляют 65 тысяч долларов.
Olympic Stadium. 31 июля. Тройной. Женщины. 1. Инесса КРАВЕЦ (Украина) - 15,33 (0 - 14,40 - 14,84 - 0 - 15,33 - 14,75). 2. Инна Ласовская (Россия) - 14,98 (0 - 14,98 - 0 - 14,66 - 14,70 - 14,21). 3. Сарка Каспаркова (Чехия) - 14,98. 4. Ива Пранджева (Болгария) - 14,92. 5. Ашиа Хансен (Великобритания) - 14,49. 6. Ольга Васдеки (Греция) - 14,44. 7. Жень Жупин (Китай) - 14,30. 8. Родица Матеску (Румыния) - 14,21. 9. Елена Блажевица (Латвия) - 14,12. 10. Олена Говорова (Украина) - 14,09. 11. Шейла Хадсон (США) - 14,02. 12. Олена Хлусович (Украина) - 13.81.