Газета Спорт-Экспресс от 7 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 августа 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига. ЛУЧШИЕ В ИЮЛЕ

ИГРОКИ

Ср. балл "СЭ"

И

1. Назим СУЛЕЙМАНОВ

Алания

7,10

5

2. Олег ВЕРЕТЕННИКОВ

Ротор

6,63

4

3. Алексей ГЕРАСИМЕНКО

Ростсельмаш

6,50

6

4. Илья ЦЫМБАЛАРЬ

Спартак

6,50

5

5. Александр МАСЛОВ

Ростсельмаш

6,42

6

КОМАНДЫ

%

О

И

В

Н

П

М

1. РОТОР

75

9

4

3

0

1

7-4

2. АЛАНИЯ

67

14

7

4

2

1

14-8

3. ДИНАМО

67

16

8

5

1

2

14-10

4. ТОРПЕДО

58

14

8

4

2

2

11-9

5. ЗЕНИТ

57

12

7

4

0

3

9-7

Назим СУЛЕЙМАНОВ

БУТЫЛКА "СМИРНОФФ" ЕЩЕ НЕ РАСПИТА

О нем заговорили в 1993 году. Тогда Назим Сулейманов не только блистал в матчах российского чемпионата, но и достойно выглядел в Кубке УЕФА, где его владикавказский "Спартак" встречался с дортмундской "Боруссией". После матча в Германии даже пошли разговоры о том, что якобы на форварда "положил глаз" мадридский "Реал".

Словом, будущее Сулейманова представлялось безоблачным и многообещающим. Однако в следующих двух сезонах он не провел за свой клуб и половины игр, нечасто появлялся в составе и в начале нынешнего года. Стали поговаривать о закате. В 30 лет далеко не каждый способен на возрождение.

Но надо знать Сулейманова, его характер. В июле он словно восстал из пепла, забив 5 мячей в пяти матчах. "СЭ" признал его лучшим игроком месяца. Больше того: Сулейманов реально претендует и на звание лучшего игрока чемпионата по оценкам "СЭ" - всего три сотых очка отделяют его от спартаковца Ильи Цымбаларя, нашего лауреата прошлого первенства.

-Вспомните, с чего начались ваши неудачи?

- С того, что мне не вовремя сделали операцию. Уже в конце 1993 года я играл с болью в ноге. Однако никто на это не обратил внимания. Вернувшись из отпуска и попав на первый сбор - тогда команду только-только принял Газзаев, - приступил к подготовке к новому сезону. И все вроде бы шло нормально, хотя нога немного побаливала. Но заиграть в чемпионате так и не смог. 13 апреля 1994 года, вдень, когда команда отправилась на кубковую игру в Махачкалу, мне сделали операцию.

-Что за травма у вас была?

- Обычный мениск. Если бы я вовремя лег на операционный стол, то этих мучений избежал бы. Мне во время лечения пришлось даже к другому врачу обращаться. Но тот лишь усугубил дело, сделав укол, который, как потом выяснилось, делать было нельзя.

-Восстановление шло долго?

- Я бы не сказал. Вышел на поле уже в июне на первом Кубке президента. И даже гол забил. Но из-за того, что слишком рано приступил к тренировкам - очень уж хотелось играть! - нога вновь стала болеть. В состав попасть уже не получилось. Когда же почувствовал себя лучше, добавилась еще одна проблема - я стал иностранцем.

-И к тому же, помнится, вас крупно обворовали в московской гостинице, а во Владикавказе угнали "Волгу".

- Да. Черная полоса никак не заканчивалась...

-И в довершение ко всему у вас случилось настоящее горе - умер брат, который, знаю, многое для вас значил.

- В последнее время он жил со мной во Владикавказе. Брат и раньше не отличался крепким здоровьем, а в конце 1994 года слег. И больше не поднялся - через девять месяцев умер. Пережитое горе не могло пройти бесследно.

-Чем брат был для вас?

- Он старше меня, а потому я всегда и во всем его слушался. Нас в семье было пятеро братьев, но только он один все время говорил о футболе, старался приобщить нас к игре. Восприимчивым оказался только я один. По сути, стал футболистом благодаря брату. Кстати, в свое время он играл получше меня, но такая уж у него горькая судьба...

-В конце 1994 года вам удалось, наконец, вылечить свою травму. Но почему-то играли нечасто, хотя перед началом сезона-95 Газзаев уверял, что вы находитесь в потрясающей форме?

- Сезон еще не начался, как я вновь получил болезненное повреждение ноги. Случилось это в отборочном матче сборной Азербайджана с румынами, в котором мне удалось забить гол. Пока лечился, во Владикавказ приехал Кавелашвили, а еще чуть позже клуб приобрел у арзамасского "Торпедо" Канищева. В первой же совместной игре Канищев и Кавелашвили сделали многое для того, чтобы "Спартак-Алания" выиграл в Тюмени - 4:0. А какой тренер захочет менять победный состав? От добра добра не ищут. В нападении у нас образовалась наигранная связка Канищев - Кавелашвили.

-А почему она со временем не трансформировалась, скажем, в связку Канищев - Сулейманов?

- Тренеру виднее. Но в любом случае Канищев и Кавелашвили - очень хорошие нападающие.

-Помнится, раньше вы мне говорили, что на позиции "под нападающими" играть даже удобнее, чем впереди. Почему же Газзаев не попробовал вас перевести туда?

- Действительно, из глубины атаковать мне как-то сподручнее. Но на этом месте у нас есть Касымов. В современном футболе шестьдесят - семьдесят процентов голов забивают со стандартных положений. А Касымов как раз мастер штрафных. Ну и, конечно, меня подводило правило "лишнего иностранца".

-Вы по-прежнему считаетесь легионером, хотя живете во Владикавказе уже шестой год. Почему никак не попадете в категорию "ассимилированный иностранец" - ведь по правилам УЕФА должны были стать им с начала этого года?

- Мне это тоже непонятно. Надеюсь, что клуб сделает все возможное, чтобы справедливость восторжествовала.

-Сильно переживаете, когда, чувствуя себя здоровым, не попадаете в состав?

- Конечно. Больше всего расстроился, когда не вышел на поле в домашнем матче с "Ливерпулем". Хорошо, что хоть в Ливерпуле в ответном матче играл.

-У вас не возникало мысли уйти из команды, где не всегда удается попасть в состав из-за перебора иностранцев?

- Не возникало. Хотя предложения от других российских клубов были. Я привык играть в команде, ставящей перед собой большие задачи.

-Но на испанскую "Мериду", когда она возникла на горизонте, вы вроде бы согласились, хотя это далеко не самый сильный клуб в Испании.

- Расчет был такой: меня отпускают для начала на два-три месяца. Если бы там получилось, то интерес ко мне проявили бы и более известные клубы. Если нет - возвращаюсь обратно. Чемпионат Испании - это большая футбольная ярмарка.

-Недавний гол в ворота "Спартака" на 90-й минуте можно назвать одним из самых счастливых моментов вашей футбольной жизни?

- Конечно. Если бы мы проиграли матч, который должны были выиграть, то пропустили бы "Спартак" вперед. Пусть даже и по потерянным очкам. Это в наши планы не входило, так как мы хотим снова стать чемпионами России. Кстати, "Спартаку" на 90-й минуте я уже забивал и раньше - в 92-м году. Правда, тогда с пенальти, который ничего не решал, - мы проиграли 2:5.

-Какие еще голы в вашей карьере дороги вам?

- Например, гол в ворота тбилисского "Динамо" в 87-м году, когда я играл за "Нефтчи". Вдвоем с Джавадовым мы с помощью "стенки" дошли от своей штрафной до тбилисской, и я головой забил третий мяч в ворота "Динамо". Этот мяч занял тогда третье место в конкурсе "Лучший гол месяца". Другой памятный гол также приходится на встречу "Нефтчи" с тбилисским "Динамо", только годом раньше. Мне тогда едва исполнилось 20 лет, и один из моих точных ударов по воротам Габелия спас "Нефтчи" от поражения. Сыграли 2:2, а наши ворота, между прочим, дважды поразил тогда Валерий Газзаев.

-Вы техничны, а потому многие голы получаются красивыми. В российском чемпионате вы становились победителем конкурса "Лучший гол месяца"?

- Да, это было два года назад. В награду за гол в Москве "Локомотиву" мне вручили бутылку водки "Смирнофф". До сих пор стоит дома непочатая.

-Почему сборная Азербайджана, располагая такими сильными нападающими, как Сулейманов и Касумов, никак не может добиться хоть каких-то заметных успехов?

- Все дело в психологии. Когда мы выходим играть в составе сборной Азербайджана, то почему-то всегда считаем, что соперник заведомо сильнее нас. Такие мысли противопоказаны футболисту. В "Алании" Газзаеву их удалось вытравить из сознания игроков.

- И теперь думаете только о чемпионстве?

- Абсолютно верно. А еще пару лет назад мечтали попасть хотя бы в зону УЕФА.

-Во время каждого матча во Владикавказе по стадиону "Спартак" проносится раскатистое: "Суля, Суля!" Вы слышите это?

- Конечно. И это добавляет сил. Я словно получаю дополнительную энергию и всегда стараюсь показать то, чего от меня ждут.

-Каковы ваши планы?

- У меня с "Аланией" контракт до конца сезона. Дальше все будет зависеть от руководства команды. Я хотел бы остаться во Владикавказе.

-А если проявите себя в Лиге чемпионов, куда, надеюсь, попадет "Алания", и вами вновь заинтересуется "Реал"?

- В последнем - сильно сомневаюсь. Возраст у меня уже не тот, чтобы витать в облаках и строить иллюзии.

-Может, просто в себя не верите?

- Если бы не верил, то вряд ли прошел бы через то, что пришлось испытать за последние два с половиной года. Многие болельщики, наверное, уже позабыли, что есть такой футболист - Сулейманов.

-Сейчас по оценкам "СЭ" вы совсем немного проигрываете Цымбаларю. Для вас важно его обойти?

- Кто же не хочет быть первым?

-В споре бомбардиров всего два гола отделяют вас от второго места. И здесь еще поборетесь?

- В оставшихся тринадцати матчах хотелось бы забить еще голов восемь. Всего получится пятнадцать за сезон - по моему, неплохой показатель. Однако мои бомбардирские претензии не идут ни в какое сравнение с главной целью "Алании" - снова стать чемпионом. Только при выполнении этой задачи буду доволен нынешним сезоном.

Дмитрий ДЮБО

Владикавказ