ФУТБОЛ |
Ахрик ЦВЕЙБА
ЯПОНЦЫ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ СВОЕЙ КОМАНДЫ НЕ СВИСТЯТ - ПЛАЧУТ
Япония давно уже обогнала остальные страны по количеству скупаемых звезд. Зико, Линекер, Скилаччи, Литтбарски, Дунга... Появились там в 1993 году и наши. Сначала Алейников, а чуть позже - Протасов и Цвейба. Но через три года "русский ансамбль" в "Гамбе Осака" распался, и там остался один Цвейба.
-Ваше появление в Японии стало сенсацией. Алейников с Протасовым хоть из Италии и Греции туда перебрались, вы же - из скромного "КАМАЗа".
- Еще в Киеве я сам долго занимался поисками зарубежного клуба, но ничего не выходило. Как-то отправился на смотрины в "Карлсруэ". Приезжаю, а мне говорят: мы, мол, еще одного последнего защитника просматриваем. Чуть со стыда не сгорел, когда увидел, что это... Андрей Чернышев. Развернулся и уехал, а чтобы такие проколы не повторялись, решил наконец обзавестись менеджером. Тут как раз меня "КАМАЗ" нашел, ну я и поехал в Челны - все равно в это время без дела болтался.
-Но надолго в "КАМАЗе", как я понимаю, задерживаться не собирались?
- У меня был уговор с Четвериком - если менеджер находит мне за границей клуб, мы расстаемся. И спустя три месяца я узнал о варианте с Японией.
-Вы сразу сказали "да"?
- То, что ни в Испанию, ни в Германию меня не позовут, было уже очевидно. А чем Япония - с Зико и Линекером - хуже, скажем, Австрии или Израиля, на которые только и мог надеяться?
-Полагаю, на ваше решение повлияла и сумма предполагаемого контракта? Известно, в Японии денег не жалеют.
- Отвечу так: на контракт, как у меня, можно рассчитывать лишь в клубах уровня "Милана" и "Барселоны". Когда тебе почти 28 лет, такими предложениями глупо разбрасываться. И поехал я на медицинское обследование во Франкфурт, в котором у японцев профессор клинику держит. Там же вскоре и по рукам ударили.
-Уже обжившийся в Японии Алейников на первых порах вам помогал?
- Да, и первое, что я от него услышал: "Помучиться тебе здесь придется, Ахрик". Дело в том, что я либеро, и, естественно, должен покрикивать на партнеров. А они обижаются. Не принято у них голос друг на друга повышать. Когда я объяснял, что не со зла кричу, а с детства так привык играть, японцы смотрели на меня, как на людоеда.
-А на каком, интересно, языке вы с ним разговариваете?
- Я как приехал - зазубрил с десяток японских слов, необходимых мне на поле. Правда, часто забывал их, путал и тогда от бессилия переходил, извините, на родной мат.
-И вас понимали?
- По крайней мере оборачивались, а там я уже жестами показывал, что к чему. Вообще, я сначала месяца два учил язык, но потом надоело. Переводчик и так всегда под рукой, а общался я все равно в основном лишь с Протасовым и Алейниковым. Мы когда на сборы садились, тут же втроем в "дурака" начинали резаться.
-А японцев к своей компании приобщить не пытались?
- Бесполезно. Они как по номерам разойдутся, так оттуда их только тренер и может вытащить. Интересы у них, на мой взгляд, своеобразные. Один постоянно с собой компьютер возит, врубает в сеть и играет с утра до вечера. Другой детских комиксов наберет, а потом резвится в одиночестве.
-Теперь тоскливо без своих?
- И не спрашивайте... Я так расстроился, когда Протасов и Алейников уехали! С Протасовым вообще некрасивая история получилась. Ни с того ни с сего президент решил от него избавиться, хотя тренер очень хотел оставить Протасова в команде. Это стало полной неожиданностью для всех, ведь Протасов и забивал довольно прилично, да и вообще считался любимцем президента. Теперь он в Греции, у Блохина.
-А с Алейниковым что случилось?
- У него, наоборот, вышел конфликт с новым тренером - хорватом. Разбирали мы однажды какой-то эпизод, и тренер сделал Алейникову замечание: мол, не так нужно было сыграть. А тот давай с ним спорить, доказывать, что не ошибся, и действительно правда была на его стороне. Хорвату это не понравилось, он затаил на Алейникова обиду и вскоре упрятал в глубокий запас. Словом, пришлось ему уехать. У него дела в Италии, но с футболом заканчивать Алейников вроде пока не хочет.
-А кто тренировал "Гамбу", когда вы туда приехали?
- Японец. Его тренировки напоминали мне занятия в школе - такие же нудные и неинтересные. Затем пришел немец Хельд. Его в Японии ждали как Бога. И впрямь, сначала "Гамба" шла в лидерах, но потом повалилась вниз. И Хельд вернулся в Германию. Теперь вот у нас хорват. Он японцев все пытается игре в пас научить. А то они, обычно, как получат мяч, так и бегут с ним вперед, пока не потеряют. Причем вмиг обрезают полкоманды. Защитникам тут скучать не приходится... Ей-богу, я в Японии больше работаю, чем в свое время в киевском "Динамо"! Здесь ведь и матчи еще стабильно два раза в неделю проходят.
-Японские болельщики, говорят, не похожи ни на каких других в мире.
- Согласен. Они делятся на две группы. Облюбовавшие места по бокам поля наблюдают за игрой тихо, словно в театре, а вот сидящие за воротами беснуются, как и все нормальные фанаты. Им после матча необходимо поклониться в пояс. Но самое странное - это реакция зрителей на поражение команды. Фаны не свистят, как в России, не швыряют монеты в голову, как в Греции, - они просто молчат. В глазах слезы. Мне после таких матчей не раз кошмары снились.
-В Японии сейчас много звезд играет. С кем-то познакомились?
- С немцем Бухвальдом, югославом Стойковичем, который по-русски немного понимает. Вообще легионеры в Японии своим кланом держатся, всем здесь непросто. От каждого ведь чудес ждут. Думают, мы волшебники. Когда капитан сборной Бразилии Дунга приехал, японцы, похоже, сошли с ума. Сразу сняли про него фильм, который долго по сотне местных каналов крутили. Тут, кстати, любят записывать самые смешные моменты игр, а в конце года специальное жюри выбирает лучший. И однажды победил ролик с моим участием.
-Интересно, интересно...
- Играли дома важный матч, уступать в котором нам никак было нельзя. И, представляете, на 90-й минуте я аккуратно выполняю подкат, однако судья усматривает нарушение и назначает в наши ворота липовый пенальти. Я хватаюсь за голову и готов провалиться сквозь землю. Но происходит чудо - вратарь берет 11-метровый. И я, не помня себя от радости, бросаюсь к нему, обнимаю и целую.
А у японцев камера за воротами стояла, и они засняли этот эпизод. А потом в замедленном повторе показывали по телевизору. Этот кадр и признали лучшим. Одно меня удивило. Премию, между прочим, весьма приличную - пять тысяч долларов - вручили почему-то только вратарю. Я к нему подходил потом, шутил: "Поделись деньгами-то".
-Не поделился?
- Что вы, даже не "поставил" за это, хотя мы с Алейниковым и Протасовым намекали. Нет, все-таки странные они, эти японцы.
-Почему в Японии так много бразильцев играет?
- Черт его знает, здесь все на них помешаны! Понимаю, игроков приглашать, тренеров, но зачем с другого конца света за бешеные деньги звать завхозов, которые только поле охраняют и обувь чистят, - убей Бог, не пойму. Кстати, я слышал и в России на бразильцев мода пошла?
-Да. А к японской кухне вам долго привыкать пришлось?
- Уж больно она специфическая. Едят там в основном полусырые продукты - мясо, рыбу, креветки. Первый раз, помню, зашли с Протасовым в ресторан, и меню нам подали на японском. Переглянулись мы и ткнули пальцем в первое попавшееся блюдо. Приносят. Смотрим, что-то морское. Попробовали... Бр-р-р! Но постепенно привык и к пище.
-А к сакэ-то не пристрастились?
- Попробовал однажды ради интереса - не понравилось. Кому теплая водка может понравиться? Я красное вино люблю.
-Как в свободное время развлекаетесь?
- Пока нас трое было - брали семьи и отправлялись к вершине горы. Там нами полянка была облюбована, готовили на ней милый моему сердцу шашлык.
-В Японии, говорят, землетрясения едва ли не каждый день случаются. Это правда?
- Да, маленькие толчки. Представьте, лежите вы на кровати и вдруг она начинает трястись, словно ее кто-то раскачивает. Мы сначала с женой с криками выбегали из дома. Страшно, не знаешь, что делать. Но затем успокоились - японцы заверили, что дом у нас крепкий. Я никогда не забуду, как в 95-м приехала "Гамба" играть в Кобу, а там как раз незадолго до этого жуткое землетрясение произошло, много людей погибло. И вот, подъезжаем мы к роскошной гостинице, а вокруг - одни руины. Оказывается, это новое суперсовременное здание, которое могут прошибить толчки только в 10 баллов. А рядом с ним стояли ветхие домишки, их-то и стерло с лица земли.
-У вас, знаю, скоро контракт заканчивается. Какие планы на будущее?
- Продлить мне его не предлагали. Может, это и к лучшему. Если честно, устал я от японского футбола. Клуб у нас самый молодой в лиге, успехов никаких и матчей, которые бы мне доставили удовольствие, за три года можно назвать на пересчет. Хочется чего-то большего. Ведь мне еще и 30 нет. Но я ые жалею о том, что подался в Японию. Хотя бы потому, что здесь у меня родилась дочка. Кстати, первая в мире абхазка, появившаяся на свет в Стране восходящего солнца.
Александр КРУЖКОВ