ФУТБОЛ |
Владислав ТЕРНАВСКИЙ
В ПРИГЛАШЕНИЕ ИГНАТЬЕВА СНАЧАЛА НЕ ПОВЕРИЛ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Владислав ТЕРНАВСКИЙ
Родился 2 мая 1969 года. Защитник.
Выступал за команды "Динамо" (Ирпень), "Динамо" (Киев, дубль) - чемпионат СССР. "Динамо-2" (Киев), "Нива" (Тернополь), "Черноморец" (Одесса) - чемпионат Украины. "Спартак" (Москва), "Текстильщик" (Камышин) - чемпионат России.
В высшей лиге чемпионата России провел 41 матч, голов не забивал. Чемпион России 1994 года. По итогам сезона-94 вошел в число 33 лучших. Серебряный призер чемпионата Украины 1994/95.
В еврокубка* провел 12 матчей. Участник Лиги чемпионов 1993/94 и 1994/95.
В сборной России провел 5 игр, голов не забивал. Участник чемпионата мира 1994 года.
Взять интервью у Германского хотелось очень давно. Но вот ведь как получалось: охотно разговаривая "не для печати", Владислав вежливо, но твердо отказывался от официальной беседы перед диктофоном. В конце концов, его удалось уговорить. Благо повод какой: фамилия Тернавского - в списке "сборников". Правда, когда мы встретились, все чуть было не сорвалось
- Чего говорить-то? - огорошил меня Тернавский. - Если ваши коллеги тренера сборной спрашивают: "Как в вашей команде оказался Тернавский?", то, по-моему, не стоит ничего и спрашивать у такого футболиста.
- Лично я считаю, что раз приглашают - значит, достойны. Лучшее доказательство тому - место, которое занимает ваша команда в турнирной таблице. Последний раз чести попасть в сборную из клуба-аутсайдера удостоился Сергей Андреев, легенда футбольного Ростова.
-Может, вы и правы. Просто тот вопрос журналиста немного задел, хотя я уже вроде и привык к этому. Маму жалко - она все вырезки, касающиеся карьеры ее сына, собирает. Я-то переживу. И не такое было...
-Падать с высоты было больно?
- Чем выше поднимаешься, тем больнее упасть - это древние еще говорили. Подняться было непросто. Характер, желание и терпение - вот то, благодаря чему я сумел вернуться в сборную. Хотя в том, как ко мне стали относиться хотя бы ваши коллеги, винить никого не стоит. Дебютировав, я получил прекрасную прессу, место в лучшем клубе страны, попал в сборную. И все это за кратчайший срок. Люди годами играют в дубле, а им так и не выпадает шанс проявить себя на высоком уровне. Мне рассказывали, что некоторые из моих партнеров за моей спиной поговаривали: "Приехал из деревни сельчанин - и сразу все получил". Что ж, я этих людей понимаю. Теперь. А тогда я должен был удержаться на вершине - это требование ко всем, кто посмел на нее забраться. Но мы все люди, и у каждого бывают спады. У меня он случился осенью 94-го. Увы, никто меня вовремя не поддержал, я покатился вниз, и ко мне приклеился ярлык среднего игрока, который из-за необычайного фарта и сложившихся обстоятельств так взлетел.
-Заодно вы были названы едва ли не главным виновником поражения России от Бразилии на чемпионате мира.
- Нет, Садырин меня, наоборот, поддержал. Да и ребята утешали кто как мог. Однако я все равно расстроился донельзя. Хотя сейчас понимаю, что тогда Ромарио не сдержал бы никто - он стал лучшим игроком чемпионата. Но мне на пользу те переживания не пошли. Я слишком долго казнил себя и жил воспоминаниями. Плюс в тот год я просто загнал себя. За сезон вместе с товарищескими матчами провел порядка 30 игр. При этом отдых не давался. Помню, играла сборная. Из "Спартака" поехали я и Цымбаларь. Матч закончился часов в десять вечера, спать легли где-то в час ночи. В пять утра за нами уже приехал автобус, чтобы везти в аэропорт. Перелет, дорога. В итоге мы в Тарасовке появились часа в три дня, жутко уставшие. Но нас отправили на тренировку, как ни в чем не бывало. Я был в шоке...
-А когда вы почувствовали, что не нужны в клубе?
- После домашнего матча с "Баварией", когда Баббель забил из-под меня. А что я мог сделать? Он выше меня на полторы головы. Ребята разобрали всех остальных, а его оставили мне... После этого я сразу перестал попадать в состав.
-Романцев говорил с вами по душам в ту пору? Как-то объяснил резкую перемену в отношении к вам?
- Олег Иванович редко практиковал такие беседы. Бывало, конечно, но я не попал к нему на "прием". Нет, никто ничего не объяснил. Я сам подошел к Романцеву после матча с ПСЖ, который мы проиграли в Париже 1:4 и который я смотрел с трибуны - не попал даже в число 18, - и прямо сказал: "Если вы не нуждаетесь в моих услугах, то давайте расстанемся". Но услышал в ответ: "Нет, я хочу продолжать работать с тобой".
-Что-то после этого изменилось?
- Ничего. Меня опять раз, другой не поставили на игру, потом не взяли на сборы. Я понял - все. Собрал вещи и уехал в "Черноморец".
-Это было ваше собственное решение?
- Да. А чего было оставаться, если 2 января 1995 года команда вышла из отпуска, 4 января уезжала на сбор, а меня в списке отъезжавших не было. При этом никто не сказал, чем я должен заниматься в отсутствие команды. Нет, я все правильно сделал...
-Вы на все, судя по всему, имеете свою точку зрения. С такими футболистами тренеры на слишком любят работать...
- Я хорошо воспитан своими родителями. Поэтому если у меня есть мнение, отличное от суждений главного тренера, то я оставлю его при себе.
-Говорят, что однажды вы позволили себе резко покритиковать "Спартак" в частной беседе, заявив, что тот футбол, который демонстрирует клуб, несовременен.
- Да, я сказал: "Что-то у нас не так, раз нас рвут в клочья - 1:5. Мне кажется, что надо играть более атлетично, больший упор делать на "физику". Если мы обыгрываем Нижний и "Уралмаш" по 5:0, то это еще ни о чем не говорит". Но, во-первых, я эту свою точку зрения никому не навязывал, а, во-вторых, я никогда не скрывал своих взглядов на футбол. Да, как воспитанник киевского "Динамо" я больше тяготею к атлетичному стилю игры, основанному на движении с мячом. В "Спартаке" иной футбол, но я играл там так, как говорили тренеры. Кстати, в "Черноморце" я месяца два втягивался в работу. У Буряка киевская школа, и она отличается от спартаковской модели.
-Придя в "Черноморец", вы думали о возможности возвращения? Ведь вас отдали в аренду.
- Все зависело только от меня. Буряк хотел меня выкупить, но мне не слишком хотелось оставаться на Украине. Меня в Одессу отдали на год. Поиграв там, я лишний раз убедился в том, что уровень украинского чемпионата нельзя сравнивать с российским. Он ниже во всем - в классе команд, организации соревнований, интересе к турниру со стороны зрителей и спонсоров, в объеме средств, вкладываемых в футбол...
-И как вы возвращались в "Спартак"? Вам что, позвонили? Может, кто-то приезжал в Одессу на просмотр?
- Я приехал в Москву сделать загранпаспорт, заехал в клуб и встретился с Романцевым, попросил взять меня в команду или куда-нибудь продать в России. А он мне ответил, что теперь главный тренер Ярцев - все вопросы к нему. Я потренировался два месяца с дублем и понял, что Ярцеву не подхожу. Мной заинтересовался Павлов, и я решил ехать в Камышин.
-Опять в аренду?
- У меня контракт со "Спартаком" до конца этого года.
-По моей информации, руководство "Спартака" желало видеть вас в команде после первого круга.
- Лично мне никаких предложений не поступало. Может, разговор был с начальством клуба Камышина.
-А что вы испытали, когда увидели свою фамилию в списке приглашенных в сборную?
- Был очень рад, но думал, что это ошибка.
-Вы теперь станете уникальным футболистом сборной России - с украинским гражданством.
- Да, меня упрекнули в том, что я не поменял гражданство. Но я просто не успел это сделать за год. Да и разве мое это дело - по консульствам бегать и паспортным столам? Я игрок - поездки, игры, база, гостиница... Теперь проблемой с моим гражданством администрация сборной заниматься будет.
-С каким чувством вы приедете в Новогорск?
- С огромной радостью - что, наконец, увижу старых знакомых, друзей, что переступлю порог этой базы. Очень жду этого дня. Хотя я и не самообольщаюсь. Приглашение это одно, а играть в сборной - совсем другое. Буду работать, доказывать, что достоин. Игнатьев меня знает неплохо, мы с ним постоянно перезванивались. Главное, что он верит в меня.
-Ваш контракт со "Спартаком" заканчивается. Если он захочет продлить соглашение, то будут ли забыты обиды, которые, я уверен, есть?
- Продлить контракт, чтобы меня снова отдали в аренду? На такие условия я не соглашусь.
-"Спартак" был честен перед вами в выполнении условий контракта?
- Абсолютно. Все выполнено.
-Моральное удовлетворение от того, что вам удалось вернуться из небытия, есть?
- Это нормальное чувство каждого спортсмена.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Нижний Новгород - Саратов