ХОККЕЙ |
Михаил ШТАЛЕНКОВ
НА СЕЗОН МНЕ ХВАТАЕТ ОДНОЙ ПАРЫ ЩИТКОВ
Алексей ЖУК |
из Детройта |
Наверное, никогда еще в сборной России не было сразу трех вратарей такого класса. И можно только посочувствовать Борису Михайлову, которому скоро придется сделать нелегкий выбор и назвать основного голкипера на первый матч Кубка мира с канадцами. Пока же Трефилов, Хабибуллин и Шталенков провели по одной игре. И ни к кому из них у главного тренера не было претензий. О том, как обстоят дела во вратарской "команде" рассказывает Михаил Шталенков, отстоявший последний контрольный матч с немцами.
- Вратари в любой команде - это немного особый коллектив, считает Михаил. - Они всегда стоят немного особняком от других игроков. И это легко объяснить. Среди тренеров ведь практически нет бывших голкиперов. Поэтому очень часто профессиональных советов лам ждать не от кого и в подготовке приходится полагаться прежде всего на самих себя и партнеров. Тренеру же остается только наблюдать за нами и делать выводы.
-Я слышал, что в нынешней сборной есть негласный договор: до качала турнира вратари стоят по очереди.
- Никакого договора нет, Только Михаилов перед каждым конкретным матчем решает, кто будет стоять. Играть по очереди - это, мне кажется, несерьезно. Я уверен, что основной вратарь должен быть в любой команде. Такое у меня сложилось мнение после трех лет, проведенных в НХЛ, Думаю, что даже если все голкиперы в клубе или сборной одинакового класса, кто-то из них должен быть, лидером. Это правильнее, на мой взгляд, с психологической точки зрения. Будет, уверен, основной вратарь и в нашей сборной.
-Я не раз видел вас троих вместе вне площадки. Что вы обсуждаете?
- Ничего особенного - чаще всего разговариваем на обыкновенные житейские темы. У нас нормальные отношения. Мы одновременно и друзья, и профессиональные хоккеисты. Конкуренция между нами неизбежна - ведь каждый из нас хочет быть основным вратарем, но каких-то пакостей друг другу никогда не сделаем.
-Где вам легче играется - в сборной или "Анахайме"?
- Очень трудно ответить, между прочим, на этот вопрос. "Анахайм" - команда оборонительного плана. Чаще всего от ее защитников не требуется эффектного паса "под красную линию", какой у нас в сборной может отдать любой игрок обороны. Для американцев самое главное - сыграть надежно. У нас в клубе защитники чаще всего выбрасывают шайбу по борту из зоны и быстро покидают ее. Для меня это в принципе не так плохо - меньше непредсказуемых ситуаций. У наших ребят в сборной и мастерства побольше, и задачи другие. С ними и проще, и тяжелее. Наша сборная ведь всегда делала ставку па атаку.
- Поэтому нашаоборона играет в контрольных матчах, мягко говоря, не без ошибок?
- Мы сыграли пока только три матча. Все еще наладится, в этом нет сомнений. Ребята сейчас просто хотят восстановить прежние связи, почувствовать друг друга. Кроме того, все игры пока проводились на больших площадках. На Кубке мира, когда те же канадцы и американцы побегут вперед сломя голову, все будет по-другому. Там будет уже значительно труднее сыграть эффектно, и мы будем просто вынуждены действовать проще, чем в контрольных матчах в Европе. Все ребята прошли школу НХЛ, и больших проблем я в этом плане не предвижу.
- Что означает длявас участие в Кубке мире?
- Скажу честно: когда я узнал год назад, что состоится Кубок мира, сразу поставил перед собой цель сыграть на нем. В свое время - когда, скажем так, не все хорошо складывалось в моей хоккейной жизни, - у меня была заветная мечта попасть в сборную и принять участие в каком-нибудь крупном турнире. И таким турниром стал Кубок Канады-91. И пусть я был тогда только третьим вратарем, но не был уверен, что мне дадут сыграть хоть один матч, я чувствовал себя счастливым уже от того, что меня взяли в сборную. И вот это чувство у меня сохранилось до сих пор. Мне нравится атмосфера этого турнира. Для хоккеиста Кубок мира, наверное, что-то вроде крупного фестиваля для артиста. Мне было бы просто обидно смотреть его по телевизору.
-Что вам больше всего запомнилось из первого Кубка?
- Это, повторю, было мое первое крупное соревнование, и, наверное, поэтому у меня в памяти осталось прежде всего то, что происходило вокруг турнира - толпы болельщиков, переполненные трибуны, огромный интерес к нам... Ну и, конечно, для меня это была первая встреча со многими легендарными хоккеистами - теми же Гретцки, Мессье... Я ведь сыграл все-таки тогда в матче против канадцев. Который, правда, уже ничего не решал и завершился вничью - 3:3.
- Мнение о канадцах у вас изменилось за те годы, что вы провали в НХЛ?
- Раньше я только слышал, читал в газетах, что канадцы всегда сражаются от первой до последней минуты. Не очень верил в это, считал - штамп. Но за годы, проведенные в НХЛ, убедился на собственном опыте, что так оно и есть, что жажда борьбы у североамериканцев на самом деле чуть ли не в крови. Теперь я знаю, что они не уступают нам в силе характера.
-Поговорим о вратарях, которые будут играть на Кубке мира. Но качнем с Гашека, которого не будет. Вас не удивляет его отказ?
- А что, он не будет играть? Вы меня удивили. Он же был в составе... Даже не могу ничего сказать по этому поводу. Что касается других вратарей, то мне лучше других знакомы, разумеется, канадцы с американцами. Все они очень сильны, и выделить кого-то очень трудно. В сборной Канады, мне кажется, основным вратарем будет Кертис Джозеф. Лично я его не знаю, во мне немного рассказывал о нем партнер по клубу Ги Эбер, который был у Джозефа запасным в "Сент-Луисе": это, мол, парень с железными нервами, может играть без срывов по семьдесят игр, очень силен физически. Похож на него и Бродер. Он тоже стабилен, хладнокровен и уверен в себе. Мне они нравятся, откровенно говоря, больше Рэнфорда, которого очень любят болельщики. У него размашистые движения, он может сыграть очень эффектно. Считается, что Билл сочетает в себе новую и старую вратарские школы. У американцев я не очень хорошо знаю Джима Кори. Какого получилось так, что мы с ним на льду встречались всего раза два. Но, говорят, именно он сейчас в своей сборной сильнее других - не зря же его признали лучшим вратарем лиги. У Эбера, с которым, как я уже сказал, мы вместе играем в "Анахайме", тоже много сильных качеств. Прекрасная техника, например. Кроме того, он быстр и тоже очень устойчив психологически - всегда в хорошем настроении, вывести его из себя очень трудно. Ги не смутит никакая обидная шайба.
-Вы с ним друзья?
- Между нами проблем никогда не было, мы можем вместе сесть и обсудить что-то, но скорее все же мы партнеры и коллеги, нежели друзья.
-Вы вместе готовились к Кубку мира?
- Нет, его же включили в американскую команду в последний момент - после того, как отказался Ванбисбрук. Писали даже, что эта новость застала его на каком-то озере чуть ли не с удочкой в руках - Ги большой любитель рыбалки.
-Вы не сказали ничего о третьем американском вратаре - Майке Рихтере.
- V Рихтера огромный опыт. Он выступал еще на том самом Кубке мира-91. И потом, если вратарь стабильно отыграл десять лет в лиге, это уже о многом говорит. Майк хорошо выбирает позицию, любит действовать в воротах стоя, предпочитает использовать свои габариты, поэтому всегда надевает высокие щитки.
-К слову, какой стандарт на вратарские щитки в НХЛ?
- По ширине - кажется, 12 дюймов, а по высоте, но моему, ограничений нет, все зависит от желания и физических данных вратаря. Хотя разница обычно невелика - в пределах одного-двух дюймов. В очень высоких играть просто неудобно.
-Сколько у вратарей пар щитков?
- У меня - одна. Щитки сделаны очень качественно, с каким-то незначительным их порезом или другим повреждением всегда можно доиграть матч. А вообще если что-то случается или я хочу попробовать какое-то новшество, то мне тут же подбирают новые щитки - за счет команды или фирмы, которая их производит. Кстати, почти все фирмы, поставляющие экипировку для НХЛовских вратарей, находятся в двух часах езды от Детройта - неподалеку от Торонто.
-Сколько пар щитков вы изнашиваете за сезон?
- Мне хватает обычно одной.
-Вы можете пользоваться щитками любой фирмы или у вас есть рекламный контракт?
- У меня есть устная договоренность с одной фирмой, но соглашение между нами неофициальное, и я могу в любой момент воспользоваться услугами другого поставщика. Хотя у некоторых вратарей с именем в лиге есть контракты с фирмами.
-Кубок мира, как мне кажется, станет еще и соревнованием вратарей. В лиге они играют в разных по уровню командах, а тут все будут в равных условиях. И кто сильнее, решит действительно статистика. Согласны?
- Может быть... Хотя тот же Кертис Джозеф стоит в "Эдмонтоне", слабой команде, но у него все равно прекрасная статистика, и он в сборной. Класс вратаря не зависит от того, в какой команде он играет.
-Можете объяснить, что входит в понятие "классвратаря"?
- Прежде всего стабильность. Все может быть, конечно, но девять игр из десяти хороший голкипер должен проводить на соответствующем уровне. А стабильность основывается, наверное, на психологическом состоянии вратаря, которое, в свою очередь, является результатом его готовности. Уже по тому, как себя ведет вратарь в ответственные моменты, можно что-то сказать о нем. Кто-то теряется, кто-то, наоборот, проявляет себя с лучшей стороны.
-Вы будете советовать партнерам по сборной, как играть против того или иного вратаря соперника?
- Зачем? Я же не полевой игрок и не знаю, как им лучше действовать в каком-то конкретном эпизоде. Я мог бы сказать, конечно: вот этот вратарь часто садится на колени, поднимайте шайбу. Но игроки и сами такие вещи знают. И потом, любой классный вратарь способен быстро перестраивать свою игру во время матча.
-У вес есть приметы?
- Есть. Но такого рода секреты мне раскрывать не хотелось бы - я достаточно суеверный человек. Какие-то вещи, которые я делаю перед игрой, я не делаю в другие дни, и наоборот.
-У Эбера какие приметы?
- Я не замечал как-то и, разумеется, никогда не спрашивал его об этом. Иногда мне кажется даже, что примет у него и вовсе нет. Во всяком случае, он готовится к игре не так, как я,
-А есть вратари, которые не верят в приметы?
- Я думаю, псе хоккеисты суеверны, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Очень многое в нашей профессии зависит от удачи. Кубок мира, между прочим, тоже без нее не выиграешь.