Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 октября 1996 | Формула-1

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФОРМУЛА-1

"БЕНЕТТОН": ГОД ПРОВАЛА - ИЛИ ГОД РОЖДЕНИЯ?

Два титула чемпиона мира подряд, Кубок конструкторов... Когда команда с таким послужным списком за сезон не одерживает ни одной победы, а два ее пилота-новобранца, рекрутированные взамен ушедшего чемпиона, буквально вымучивают подиумы, так и тянет найти этому самое простое объяснение. Какое?

В футболе в пропущенном мяче почти всегда виноват вратарь. Правда, в "Формуле-1" та часть прессы, которая не слишком утруждает себя попытками понять причины происходящего, всегда выдвигает на эту роль того, что наилучшим образом укладывается в образ. Михаэль Шумахер - великий гонщик. Значит, "вратарь" - "Феррари". В "Уильямсе" - наоборот: там "на "воротах" - Дэмон Хилл, ходячее недоразумение, и не вратарь даже, а дырка натуральная! С "Бенеттоном" и вовсе все просто: все "голы" - на совести Жана Алези и Герхарда Бергера. Правда, с ними некий арифметический казус получается: где это видано, чтобы вратарей два было?!

Впрочем, во всем, происходившем в этом сезоне с "Бенеттоном" и его пилотами, в некотором роде, и вправду, повинна арифметика. Михаэль Шумахер присоединился к "Бенеттону" осенью 91-го года. И с тех пор команда четыре года училась удовлетворять все самые незначительные потребности своего лидера. И научилась. Причем настолько безупречно, что второй пилот "Бенеттону" времен Шумахера был просто-напросто не нужен: шасси проектировалось в расчете на Шумахера, программа тестов составлялась в расчете на Шумахера, гоночная стратегия и тактика строились в расчете опять же на Шумахера! Это был классический симбиоз, так сказать, в рафинированном виде, когда жизненные циклы двух особей настолько тесно переплетены между собой, что разрыв может грозить гибелью обоим. Разрыв произошел, но гибели, по счастью, не случилось. Меньшая и соответственно наиболее подвижная составляющая этого союза - Шумахер - приспособилась к новым условиям существования быстрее и легче: "Феррари" на глазах превращается в аналог "Бенеттона" (не полный, конечно, ибо история у Скудерии куда как длиннее, корни глубже, а традиции прочнее - у "Бенеттона" же, по сути, их до прихода в команду Шумахера просто не было), причем главная заслуга в этом даже не двукратного чемпиона мира, а тех колоссальных денег, которые "Феррари" в него вкладывает. Когда за овчинку платят десятки миллионов, эта овчинка должна стать золотым руном - и оплатить свою выделку! А вот основная, громоздкая, да к тому же многосоставная часть продуктивного симбиоза - команда, ее инженерные и проектировочные службы - перестраивается болезненно и с трудом.

Спору нет - кпд системы "Шумахер/"Бенеттон" был потрясающим. И, естественно, тем, кто эту систему создавал, она казалась безупречной и эффективной. И как трудно было признать, что в новых условиях она нефункциональна и от нее придется отказываться! Причем чем быстрее, тем безболезненнее. Но "Бенеттону" и его патрону Флавио Бриаторе казалось (и их легко можно понять), что задача перед ними предельно простая: выпал "сердечник" - заменим! Причем сразу на два. Но только выяснилось, что ни Алези, ни Бергер, а уж тем более они вместе на роль тривиальных запчастей не годятся: не входят они в оставшиеся после Шумахера "пазики" - потому как оба не конвейерного, а штучного производства. Ручной, так сказать, работы. А за долгие годы пребывания в "Формуле-1" у каждого из них выкристаллизовался свой собственный, неповторимый стиль. К которому "Бенеттону", не готовому враз отказываться от наработанных схем, пришлось приспосабливаться на ходу. И разве так уж просто за несколько месяцев отвыкнуть от того, что вырабатывалось годами?

Шумахер - уникум. Его требования к автомобилю настолько индивидуальны, что, как сказал Джон Барнард, машину, спроектированную под немца, не сможет пилотировать больше никто. А "Бенеттон" BI96 был, как ни крути, спроектирован именно для Шумахера: еще в середине прошлого года никому и в страшном сне не могло присниться, что Михаэль уйдет из взлелеявшей его команды! Конечно, когда стало ясно, что вместо Шумахера приходят другие, в конструкцию B196 были внесены некоторые изменения. Но они не могли носить глобального характера, были чисто косметическими (к примеру, под нестандартный по меркам "Ф-1" рост Бергера пришлось удлинять кокпит) и на суть концепции никак не повлияли. Однако же этой машиной, которой, если верить Бернарду (а не верить опытнейшему и много чего в своей жизни поведавшему конструктору причин вроде бы нет), невозможно управлять, Бергер и Алези худо-бедо управляли. И даже при этом поднимались на подиумы, которые были и в самом деле вымученнуми, но только эта вымученность - не вина пилотов, а, я бы сказала, их заслуга.

Так был ли сезон-96 провалом для "Бенеттона"? Четырехкратный чемпион мира Ален Прост так прокомментировал ситуацию в конюшне Флавио Бриаторе: "Четыре года команда работала только и исключительно на Шумахера, теперь ей приходится работать на двоих, причем классных, гонщиков. А функционирование команды с расчетом на двух топ-пилотов - это уже совсем другая "Формула"! Так что исходя из всего вышеперечисленного лично мне гораздо симпатичнее другой вывод: в минувшем сезоне на наших с вами глазах в муках рождалась (а роды - это всегда процесс мучительный) новая команда. Новый "Бенеттон", который учился работать так, как только и должна работать команда, претендующая на звание "топ".

Однажды Флавио Бриаторе признался, что мечтает примерить на себя ту шкуру, в которой два года - 88-й и 89-й - ходил патрон "Макларена" Рон Деннис. Что ж, будем считать, что первая примерка (со швами, наметанными белыми нитками - и на глазок) состоялась. "Бенеттон" и его босс на себе прикинули, каково это: проектировать шасси в расчете на двоих равных, программу тестов составлять в расчете опять же на двоих, гоночную стратегию разрабатывать с учетом интересов обоих гонщиков! Да что там говорить - "Бенеттону" ведь, как признался Бриаторе, даже штат пришлось увеличивать в два раза!

Конечно, велик соблазн повернуть все вспять и восстановить старую, так хорошо зарекомендовавшую себя схему (совершенно уверена, что, если бы в "Бенеттон" из "Феррари" перешел один лишь Алези, у команды в этом сезоне был бы реальный шанс если не выиграть корону чемпиона, то хотя бы побороться за нее!), но говорят, что прогресс и эволюцию остановить невозможно. А "Бенеттон", работающий на двух пилотов вместо одного, это безусловный прогресс. Пусть его первые плоды оказались далеко не такими сладкими, как грезилось еще зимой 96-го.

Ольга ЛИНДЕ