ФУТБОЛ |
Джованни Трапаттони считается одним из самых успешных тренеров мира. С "Ювентусом" и "Миланом" 57-летний наставник 16 раз завоевывал первые места на крупнейших национальных и международных турнирах. В Италии его называли немцем за то, что раньше, пока Трапаттони не поседел, он был блондином. В июле он подтвердил это прозвище, во второй раз после годичного перерыва став тренером "Баварии"
Джованни ТРАПАТТОНИ
КОГДА ЖЕНЫ БРОСАЮТ МОИХ ФУТБОЛИСТОВ, Я ОБЯЗАН ИГРОКОВ МОРАЛЬНО ПОДДЕРЖАТЬ
-Вы уже однажды были тренером мюнхенского клуба. Удалось ли вам, "немцу", выучить немецкий?
- Я все еще не очень хорошо говорю на этом языке, но всегда спрашиваю игроков: "Вы меня поняли?" Конечно, я допускаю ошибки, но уже не боюсь, как раньше, говорить.
-Вы с удовольствием вернулись в Мюнхен?
- Да. И, кстати, живу в той же квартире. Климат в этих местах мне нравится, он похож на тот, к которому я привык на родине. Если бы у меня было больше времени для размышления, я бы не стал тогда уезжать из Мюнхена.
-Было ли у вас в те дни ощущение, что вы допускаете ошибку, возвращаясь в Италию?
- И в первый мой приезд в Германию я чувствовал себя в этой стране хорошо, но я привык побеждать, а Бавария" проигрывала один матч за другим, это доставляло мне невыносимые страдания.
-Сегодня вы снова вынуждены мириться с неудачей "Баварии" - в Кубке УЕФА.
- Правильно. Однако кое-что за этот период изменилось. Многие молодые игроки повзрослели, команда стала обладателем Кубка УЕФА в прошлом сезоне, а восемь игроков получили места в сборной Германии. Позитивные моменты перевешивают разочарование, которое я испытал, когда мы не смогли пройти испанский барьер.
-Когда вам тяжело, с кем вы делитесь проблемами?
- С моей женой. Она одну неделю проводит в Италии с детьми, а вторую посвящает мне. Однако времени на общение у нас практически не бывает. Недавно она даже обиженно бросила: "Ты со мной абсолютно не разговариваешь, может, мне уже не стоит и приезжать к тебе?" Замечание супруги справедливо. На семью не остается времени в связи с напряженной работой и изучением немецкого языка. Жаль, что в сутках так мало часов. Мне нужно 48, чтобы успевать все, что необходимо.
-Какие изменения произошли в "Баварии" в период вашего правления?
- Я первый итальянский тренер, который решился работать в Германии. Думаю, мне удалось кое-что сдвинуть с места. Например, еще во времена моего первого визита в Мюнхен я спровоцировал дискуссию о необходимых изменениях в тактике и игровой системе "Баварии". Я уехал, а споры все продолжались. И сегодня обсуждение этих вопросов не завершено. Например, я пытался доказать, что "цепочка" из четырех защитников, которую используют у нас в Италии, оправдана. Кстати, некоторые германские клубы уже взяли на вооружение эту систему.
-Однако вице-президент "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге считает, что в Мюнхене вряд ли поймут разницу между цепью от велосипеда и вашей.
- Его ирония мне понятна. Внедрение нового всегда идет с трудом, но я надеюсь, что юные футболисты легче переймут зарубежный опыт. Впрочем, и более консервативное старшее поколение способно оценить преимущества моих предложений.
-Но именно вам принадлежит выражение, что германские профессионалы - очень толстокожие люди...
- И все же я уверен, что и они способны переучиваться. При этом надо действовать чрезвычайно осторожно, чтобы, внедряя новое, не забывать о добрых старых традициях.
-В чем вы видите сильные стороны германских футболистов?
- Они эклектики, что дает им возможность не замыкаться на каком-то одном стиле, а применять и другие. Они думают только о победе, физически очень сильны. Это - те качества, которые и дают возможность германским командам принимать участие во всех крупных турнирах.
-Вам понравился тот стиль, при помощи которого сборная Германии стала чемпионом Европы?
- Победитель всегда прав. Я бы сравнил футбол с искусством: картина XVIII века, написанная рукой старого мастера, мне нравится не меньше, чем полотно нашего современника Пикассо. Разве новое обязательно должно быть лучше старого?
-Часто ли во время тренировок вы прибегаете к тактическим занятиям?
- Я придаю им большое значение: мы занимаемся тактикой один или два раза в неделю по десять минут. Возможно, некоторые считают, что обучение проходит слишком однообразно, но я полагаю, что одно и то же полезно повторять много раз, чтобы довести свои действия до автоматизма. Когда дети изучают язык, они много раз твердят одно и то же слово. Своим футболистам я прописываю такой же рецепт.
-В Италии каждый футбольный матч превращается в спектакль. Вы не скучаете по той удивительной атмосфере?
- Нет. Таких болельщиков, как в Германии, я не встречал ни в одной другой стране мира. Матчи превращаются в народные праздники. Люди, идущие на стадион, очень дружелюбно относятся друг к другу. В Италии такое невозможно. Там фанаты зациклены только на своем клубе. Если я иду по улице в Дортмунде, то прохожие тепло приветствуют меня. На моей родине в чужом городе мне бы пришлось спасаться бегством. Хорошо, если рядом окажется бронированный автомобиль, а то придется туго.
-Если для вас так важно спокойствие, почему вы поступили на работу в самый скандальный клуб бундеслиги?
- А разве в "Ювентусе" или "Милане" было бы тише? Не в этом дело. Главное, чтобы команда была интеллигентной, чтобы ее игроки не паниковали, когда трудно, а могли с достоинством пережить трудные времена. Я считаю, чем интеллигентнее клуб, тем больше очков он может набрать.
-Неужели игроков "Баварии" не за что и критиковать?
- Команда молодая и способная. Однако есть в ней и такие личности, которые останавливаются в своем развитии. Этим футболистам приходится садиться на скамью запасных.
-В этом деле вы не знаете жалости. Вас не смутила реакция Клинсманна, Шолля и Баслера, когда вы их отодвинули в резерв?
- Эмоции игроков не мешают мне в работе. Должен сказать, что даже импонирует, когда под моим командованием находятся люди, негодующие, что им не дают играть.
-Однако ваши профи, когда их обижают, не любят молчать...
- Я бы не советовал им быть слишком откровенными с прессой. Игроки должны говорить о своих проблемах, но решать их следует в стенах клуба. Ведь мы - одна семья.
-От Александра Циклера, Кристиана Циге, Лотара Маттеуса, а теперь и Мехмета Шолля ушли жены. Вы подбодрили их отеческим советом?
- Хороший тренер сразу же замечает, что в семье у футболиста возникли проблемы. И в этот трудный момент я должен быть рядом с этим человеком, чтобы он смог как можно быстрее преодолеть неурядицы в личной жизни. Должен напомнить, что эти проблемы характерны не только для "Баварии". Они распространены по всему миру.
-Когда вы бываете по-настоящему счастливы в футболе?
- Когда я вижу, что мои воспитанники поняли, что я от них требую, используют мои советы, и у них в итоге все получается.
STERN