Газета Спорт-Экспресс от 3 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 декабря 1996 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига. ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ СЕЗОНА

ЗЕНИТ. 10-е место

Павел САДЫРИН

УХОЖУ С ТЯЖЕЛЫМ СЕРДЦЕМ

В минувшем чемпионате новичок высшей лиги питерский "Зенит" ни разу не поставил под сомнение обоснованность своего пребывания в классе сильнейших. Балансируя между седьмым и одиннадцатым местами, "Зенит" в итоге замкнул первую десятку, расположившись более чем на почтительном отдалении от трех главных неудачников сезона - "Уралмаша", "Текстильщика" и "Лады". И тем не менее Виталий Шевченко, Сергей Павлов и Виктор Тищенко продолжают трудиться в своих командах. А первым тренером, которого клуб высшей лиги поспешил объявить "персоной нон-грата", стал 54-летний Павел Садырин, теперь уже бывший наставник "Зенита".

-После заключительного матча "Зенита" с московским "Спартаком" в чемпионате вы вышли на поле и, повернувшись "трибунам, вскинули руку, приветствуя их. Многие очевидцы посчитали этот ваш жест прощальным. Вы в тот момент уже знали, что контракт Садырина с "Зенитом" не будет продлен?

- Догадывался. К тому моменту даже несколько футболистов команды были информированы о том, что контракт со мной не будет продлен. Ведь неслучайно же члены Совета директоров клуба решили подстраховаться и объявить о своем решении не 1-го, а 4 ноября, уже после матча со "Спартаком". Что же до моего жеста... Нет, я не вкладывал в него никакого "тайного" смысла. Просто хотел поблагодарить от всего сердца наших преданных болельщиков, деливших с нами и радость, и горе.

-Поклонники "Зенита" так и не получили до сих пор внятного ответа на вопрос о причинах вашего ухода из клуба.

- Для меня самого во многом случившееся загадочно. На то, чтобы вывести команду из первой лиги в высшую, мне, между прочим, "положили" два сезона. Я справился за один. На следующий год руководством клуба была поставлена достаточно жесткая задача - быть в восьмерке сильнейших. Чисто формально мы ее не выполнили. "Зенит" оказался в турнирной таблице десятым, хотя до самого последнего момента претендовал на седьмое место. Но ведь по итогам сезона результат был признан Советом директоров ФК "Зенит" удовлетворительным! И никаких претензий на сей счет ни со стороны президента "Зенита" Виталия Мутко, ни со стороны акционеров клуба мне не было высказано.

-Если верить президенту клуба, на вакантный с 4 ноября пост главного тренера команды был устроен своеобразный конкурс: члены Совета директоров просмотрели несколько "концепций развития петербургского футбола", и победил в нем вариант, предложенный Анатолием Бышовцом.

- Мне, не скрою, будет очень любопытно увидеть в деле "концепцию" Бышовца. Хотя бы потому, что еще в начале ноября, насколько я знаю, он и не помышлял о работе с "Зенитом". И не думаю, что Анатолий Федорович заранее разрабатывал эту самую концепцию. Только не ищите в моих словах сарказма. Я искренне желаю новому главному тренеру "Зенита" успехов. Ведь он будет работать с теми футболистами, которые стали мне близки и дороги после двухлетнего общения с ними. Этот тернистый путь в высшую лигу мы прошли вместе. Были минуты торжества, были и неизбежные разочарования. И мне очень горько, что отныне наши пути разойдутся. А между тем эта команда, убежден, способна на многое.

- Наиболее радикально настроенные болельщики "Зенита" ждали в этом году от Садырина чуть ли не повторения "армейского чуда". Я имею в виду чемпионат СССР 1990 года, когда ведомый вами ЦСКА, выйдя из первой лиги в высшую, с ходу завоевал серебряные медали.

- Ну надо же реально смотреть на вещи. В том армейском коллективе был великолепный подбор уже сложившихся, зрелых мастеров. Другое дело, что все они совершенно разуверились тогда в перспективах команды, и мне стоило колоссальных трудов убедить их в обратном. Когда же произошли желанные перемены в психологии футболистов, ЦСКА немедленно заиграл, и заиграл блестяще.

В "Зените"-96 ситуация была совсем иная. Да, две трети игроков команды обладают хорошим потенциалом, и перспективы для дальнейшего роста у ребят несомненны. Но всем им для этого необходимо определенное время. И я надеялся, что оно будет в моем распоряжении. Но - увы...

- Кому из своих, теперь уже бывших, подопечных вы прочите большое будущее?

- Да я вам могу сейчас чуть ли не всю команду перечислить! Особо скажу о Березовском. По моему глубокому убеждению, Роман - один из лучших, если не лучший, вратарь чемпионата. Злополучную для него последнюю игру со "Спартаком" я отбрасываю - черные дни случаются у каждого. Главное, что несомненный талант парня следует помножить на его колоссальную самоотдачу как в игре, так и на тренировках. Березовский, что называется, "упертый" футболист. Именно такие игроки достигают в футболе значительных высот.

Далее наши "сборники" - Боков и Зубко. Конечно, приглашение обоих в команду Бориса Игнатьева - это аванс. Его еще надо будет отработать, и отработать на совесть. Но сам факт, что на обоих положили глаз тренеры сборной, говорит о многом.

Кстати, раз уж зашла речь о национальной команде. Лично мне обидно, почему раз за разом вне поля зрения ее наставников остается Володя Кулик. Как мне кажется, наш капитан вполне заслужил приглашение хотя бы на один из ее сборов. Может быть, Кулик в этом году забил не так много, как хотелось бы, но не будем забывать о том, что в ряде матчей он - в интересах команды - играл в глубине поля, на совершенно несвойственной ему позиции разыгрывающего. И все равно его коэффициент полезного действия оставался очень большим.

Идем дальше. Процентов на 40 своих истинных возможностей, никак не более, отыграл Зазулин. Способен резко прибавить Бобров. Великолепные данные у Угарова и Лепехина. Словом, в "Зените" есть с кем работать, и в этом плане я даже чисто по-человечески завидую Бышовцу.

- В ходе сезона вы неоднократно заявляли, что место "Зенита" в турнирной таблице не соответствует его возможностям. Готовы ли подтвердить сейчас эти слова еще раз?

- Безоговорочно. 7-е место было бы для нас более справедливым. Да мы его, по сути, весь год и занимали. Но на самом финише не хватило трех-четырех очков. Даже могу точно сказать, каких именно. Двух, потерянных в домашней игре с "Балтикой", когда из-за непростительного промаха наших защитников на 95-й минуте мы позволили сопернику отыграться. И плюс к этому - плачевный для нас итог уникального матча в Тольятти. Имея колоссальный перевес, мы пропустили дурацкий гол и проиграли. Зато теперь "Зенит" владеет российским рекордом, правда, весьма сомнительным. Четыре попадания в перекладину за матч! Не думаю, что в скором времени его кто-нибудь превзойдет.

-Вот мы и подошли вплотную к самой уязвимой, наверное, позиции "Зенита"-96. В выездных матчах команда набрала всего 9 очков. При 3 победах и 14 поражениях. Почему же "Зенит" столь бледно выглядел на чужих полях?

- Психология, психология и еще раз психология. У моих футболистов, хоть их мастерство уже вполне соответствовало уровню сегодняшней высшей лиги, оставался менталитет игроков первого дивизиона. И "вытравить" его в полной мере мы так и не смогли. Как все это выглядело на практике? Футболисты отправлялись на выездные матчи, изначально не веря в себя, в возможный успех. Почему, спросите вы? Да потому, что за три года пребывания в первой лиге ребята привыкли к мысли, что на выезде их непременно будут "душить", "сплавлять" и т.д. Похоже, даже вид чужой раздевалки оказывал на них угнетающее действие. Я обращаюсь, допустим, на предматчевой установке к игрокам и вижу, что глаза-то у них не горят. То ли дело на родном "Петровском"! Тут мы - короли, одолеем любого. Потому-то и зарекомендовал себя "Зенит" в этом сезоне чисто "домашней" командой. Чтобы застолбить за собой твердое место в середине таблицы, этого вполне хватило. Чтобы решить задачи помасштабнее - уже нет.

-Почему же вам не удалось ни разу на выезде "достучаться" до игроков?

- Я бы так не сказал. Ближе к концу сезона наметился несомненный сдвиг к лучшему. Мы провели, считаю, весьма содержательные матчи в Москве с "Локомотивом", в Самаре с "Крыльями". Да, уступили, но продемонстрировали совсем неплохой футбол и смотрелись при этом ничуть не хуже соперников.

Особняком стоит, естественно, матч в Москве со "Спартаком". Позволю себе напомнить, что будущий чемпион России из немосковских клубов проиграл только "Балтике" и "Ротору", причем на чужих полях. Нам же он уступил в столице, причем уступил по делу. Конечно, тот матч я вспоминаю с удовольствием. Мы ведь полностью навязали москвичам свой план на игру. Спокойно и грамотно обороняясь в первом тайме, мы заставили полностью выложиться спартаковцев и после перерыва уже диктовали им свои условия.

-В той игре ярко дебютировал за "Зенит" Лепехин...

- Я считаю Костю самым удачным нашим приобретением в сезоне. Был по-настоящему удивлен, насколько органично и быстро он сумел вписаться в коллектив. Какие-то матчи Лепехин провел блестяще, какие-то - чуть хуже, но его стабильность и культура игры ни разу не позволили усомниться в "законности" его места в основном составе.

Примерно тех же, самых добрых слов заслужил и Игорь Данилов. Кстати, заметьте, его я точно так же "с листа" поставил на игру в Новороссийске с "Черноморцем". И он, как и Лепехин в Москве, забил там победный гол. Пример Данилова наглядно доказывает, что, даже выступая несколько лет во второразрядной, скажем так, футбольной стране (Данилов играл в Финляндии. - А.К.), при известной требовательности к себе можно сохранить мастерство. И даже придать ему какие-то новые грани.

Вообще мы ни в одном из приглашенных в команду по большому счету не ошиблись. Разве что от Сергея Попова я ожидал немного большего. Поэтому никак не могу принять в свой адрес обвинения в том, что я проводил "неправильную" политику приобретения игроков. Да, в начале сезона мы расстались с большой группой футболистов, но в их числе были те, кто неплохо, быть может, смотрелся на уровне первой лиги, но уже ничем не мог помочь нам в высшей.

-Скажите честно, а все ли оставленные вами в команде футболисты заслуживали подобной участи?

- Нет.

-В ком же вы ошиблись?

- Я до последнего момента надеялся, что заиграют наконец два Олега - Дмитриев и Еремин. Начну с последнего. Приглашая Еремина в команду, мы всерьез рассчитывали, что его физическая мощь, умение, как мы говорим, "хорошенько потолкаться" в чужой штрафной очень пригодятся "Зениту". И по большому счету претензий по самоотдаче у нас к Еремину не возникло. Только вот забивать мячи Олег так и не научился. А ничего худшего для нападающего и придумать невозможно.

Теперь о Дмитриеве. Количество "душеспасительных" бесед, которые мы с ним провели, не поддается исчислению. Наверное, проще всего - и, может быть, правильнее - было бы его из команды отчислить. Но у меня просто рука не поднималась это сделать. Свой, плоть от плоти зенитовский футболист, интересный, думающий на поле игрок. И как же бездарно растрачивающий отпущенный ему природный талант! Мне так и не удалось коренным образом изменить отношение Олега к режиму и тренировкам. Быть может, мой последователь решит эту проблему успешнее.

-Вы покидаете "Зенит" с тяжелым сердцем?

- А как вы думаете? Взяться за тяжеленный воз, выполнить многое из задуманного, с оптимизмом смотреть в будущее и вдруг в одночасье оказаться на обочине. Самое обидное, что мне не дали завершить работу и создать из "Зенита" клуб европейского уровня. Конечно, я не хочу уезжать из города, где живут десятки тысяч преданных футболу и "Зениту" людей. Не хочу покидать своих друзей, которых у меня в Питере тысячи. Но что поделаешь, второй раз я оказался в своем родном клубе лишним. Наверное, такой уж я невезучий. Без работы, конечно, не останусь. И "пахать" стану на совесть на любом поприще. Так уж воспитали. Но душою я все равно буду с "Зенитом". И его болельщиками, конечно.

Александр КУЗЬМИН

Санкт-Петербург