Газета Спорт-Экспресс от 11 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 декабря 1996 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ. 1-Й ТУР

КАСПАРОВ ВЫИГРЫВАЕТ У ТОПАЛОВА ЗА ДОСКОЙ, А ИВАНЧУК ДЕЛАЕТ НИЧЬИ С КАРПОВЫМ - В "РУССКУЮ РУЛЕТКУ"

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Лас-Пальмаса

Когда в минувший понедельник я подошел без четверти четыре по полудню к Centra de Iniciativas Culturaes de La Caja de Canarias (в переводе с испанского на русский это что-то вроде Дома культуры Канарского Сбербанка), где проходит исторический турнир, стало понятно, почему организаторы пригласили на него именно шесть игроков. Дело в том, что на фасаде здания - ровно шесть окон, и в каждом из них выставлен огромный портрет одного из супергроссмейстеров. Когда входишь внутрь, по левую руку от тебя - Гарри Каспаров, а по правую - Василий Иванчук, в угловых окнах - Виши Ананд и Владимир Крамник, в середке - Веселин Топалов и Анатолий Карпов.

Ровно в 16.00 по местному времени мэр Лас-Пальмаса сеньор Хосе Мануэль Сориа Лопес в окружении представителей оргкомитета и спонсоров сделал символические первые ходы и символически пустил часы в партиях Топалов - Каспаров, Иванчук - Карпов и Ананд - Крамник. Турнир начался.

Забегу несколько вперед, а именно - на 20 ходов, сделанных в партии-Ананд - Крамник, после чего она закончилась вничью. На пресс-конференции после партии я спросил у Владимира Крамника, чувствует ли он принципиальную разницу между игрой в турнирах 19-й и 21-й категорий. Крамник ответил, что состав последнего, конечно, сильнее. И тут же добавил, что лично он ко всем этим условностям относится совершенно спокойно: ему абсолютно все равно, какая категория - 11-я или 35-я. Есть конкретные трудности, которые ставит перед тобой конкретный соперник в конкретной партии - вот и все.

В конкретной партии Крамника с конкретным Анандом - короткой, но очень напряженной и важной для теории - встретился вариант сицилианской защиты, который постоянно применяет россиянин. В этом году гроссмейстер из Туапсе играл так с Иванчуком в Дос-Эрманасе, с Каспаровым - в Амстердаме, в прошлом году он применял этот вариант против Яна Тиммана в Хооговене, против Петера Леко и Золтана Алмаши - в Любляне. Вариант характерен ранней встречной игрой черных на ферзевом фланге, куда рокирует король белых. Тут обычно все решает, кто кого раньше заматует. Такая игра весьма характерна для верящего в свой далекий расчет Крамника. Тем более что в ней немаловажен домашний анализ, а он у Владимира, по оценке крупнейшего специалиста в этом деле - Гарри Каспарова, очень высокого уровня.

Однако и Вишванатан Ананд - не лыком шит. Он - мастак проводить лихие сицилианские атаки с каскадом жертв. Вот почему была так интересна эта принципиальная дуэль в фирменном варианте Крамника.

Первым применил новинку индийский шахматист. Его 13-й ход центральной пешкой "е", чреватый появлением на этом поле ферзя белых, заставил Крамника погрузиться в почти часовое раздумье. Внешне позиция выглядела для черных крайне опасной, над головой их короля сгустились тучи... - Пока я не нашел парадоксального хода ладьей на поле е8, - рассказывал на пресс-конференции Крамник, - на душе у меня было тревожно. Однако, обнаружив его, понял, что позицию можно удержать.

Ананд тоже это понял, судя по его ответной реакции, - и в партии, и на пресс-конференции. И там, и там Виши согласился с Владимиром.

- Мне нечего добавить к тому, что сказал Крамник, - заметил Ананд. - Его 17-й ход ладьей - просто блестящий.

Да, хорошая это штука - пресс-конференции после партии. Помнится, ввели их в практику больших шахмат Каспаров и Шорт на их матче за мировую корону 1993 года. Были они обязательны и для участников финального матча претендентов РСА, который проходил, кстати, здесь же, в Лас-Пальмасе полтора года тому назад, между Анандом и Камским, Тогда сын и отец Камские пытались торпедировать этот пункт протокола, за что им чуть не выписали солидный штраф, и они вынуждены были подчиниться.

На пресс-конференцию после партии Топалов - Каспаров, которую выиграл чемпион мира, явился только побежденный, а Каспаров не пришел. На вопрос: "Почему?" - был дан интересный ответ: "Не пришел - и все!" Так что Топапову пришлось отдуваться за двоих - ведь он подолгу живет в Лас-Пальмасе и не мог не уважить чувства и просьбы организаторов. Веселин отвечал на вопросы сначала на испанском, потом - на английском и, наконец, на русском языках. Сказал, что ничью он имел, но, соблазнившись цейтнотом соперника, пошел на обострение - и проиграл...

Так все и было. Пойдя 23. е4, болгарин явно не учел Всех последствий, в частности, блестящий ход 28... Фf7 Каспарова. К тому же Топалов не извлек ничего существенного из своего права выступки, коим располагают белые фигуры. Он довольно непритязательно разыграл каталонское начало и уже после 15 ходов должен был проявлять изобретательность, дабы избежать планомерного зажима со стороны черных. Большим дебютным достижением это никак не назовешь. Возможно, Каспаров и не смог бы усилить свою позицию, если бы Веселин не решил убить одним выстрелом двух зайцев: и от грозившего зажима избавиться, и попытаться использовать цейтнот соперника. Допускаю, что в остром ладейном эндшпиле у белых еще была защита - при точной игре, конечно. Но эту часть партии чемпион мира провел изобретательно и в высшей степени спортивно. Вызывают восхищение его изящные фехтовальные уколы 45... а4, 47...а3! И напоследок - ход-приговор 51...с3!

Игра Каспарова в этой партии свидетельствует о его приличной форме. Коль это действительно так - его конкурентам придется нелегко. Ведь если Крамник и Ананд продемонстрировали пока лишь изящные балетные па, легкие прыжки и взаимные реверансы, то чемпион мира в игре с Топаловым предстал безжалостным и свирепым шахматным Тайсоном после отсидки - с таким мускулистым атлетом справиться непросто. Впрочем, истинная форма Каспарова станет более ясна после его встречи с Василием Иванчуком во втором туре.

Трудно пока судить и о форме чемпиона мира ФИДЕ Анатолия Карпова, как и делать какие-то выводы из его партии с Иванчуком. Насторожило, правда, что Карпов, как и Топалов, не смог ничего извлечь из преимущества белого цвета. Впрочем, возможно, это не вина Карпова, а заслуга Иванчука, который очень свежо и нестандартно трактовал причудливый вариант староиндийской защиты. Достаточно сказать, что из 12 дебютных ходов четыре черные сделали ферзем. Сама по себе такая вольность, да еще черными, да еще с Карповым, выглядит форменным безумством. Но тут необходимо учитывать особенности данной позиции. Карпов попытался использовать раннюю вылазку ферзя черных, однако получилось это у него - как ни странно звучит подобное применительно к такому искушенному шахматисту - чересчур прямолинейно. Вдобавок, играя на цейтнот соперника, Карпов допустил промах: 40-м контрольным ходом (40.f3?) он оставил свою пешку е3 без защиты. Иванчук уже на падающем флажке это увидел и использовал, причем весьма уверенно и хладнокровно.

Кстати, украинский гроссмейстер дважды побывал в этот вечер в ужасающих цейтнотах. Перед первым контролем у него оставалось что-то порядка минуты на восемь ходов. А перед вторым контролем цейтнот у Василия был еще кошмарнее. Тренера Иванчука Александра Сулыпу это едва не довело до нервного срыва. Когда флажок на часах его подопечного принял горизонтальное положение (тут на мониторах показывают крупным планом реальный циферблат реальных шахматных часов), а надо было сделать еще 14 ходов, бледный, с искаженным лицом Сулыпа сказал прерывающимся голосом: "Все, не могу больше на это смотреть..." - и побрел в бар выпить чего-нибудь серьезного, чтобы не свихнуться.

А садист Василий вот еще что придумал. Когда остается меньше пяти минут, то разрешается не вести запись партии. Иванчук же писал партию даже тогда, когда казалось, что его флажок вот-вот рухнет... Карпов, сам - азартнейший человек, игрок до мозга костей, с жестокой улыбкой поглядывал на решившего сыграть в "русскую рулетку" соперника: пробьет пуля висок Василия или будет осечка?

Иванчук держался до последнего, 60-го хода. Он записал 59-й, и только делая 60-й, не стал искушать судьбу, после чего легким движением кисти перевел часы... Этот 60-й, контрольный ход Василий почему-то записывать не стал, хотя теперь у него времени было навалом. И знаете - у него не дрожали руки, он был абсолютно спокоен! Давно знаю Иванчука, но что-то новое открылось в нем для меня после этой партии.