Газета Спорт-Экспресс от 11 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 декабря 1996 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ. 1-Й ТУР

ПЕРВЫЙ ТУР КОММЕНТИРУЕТ ЧЕМПИОН МИРА СРЕДИ СЕНЬОРОВ ГРОССМЕЙСТЕР Алексей СУЭТИН

Первый тур начался без разведки. Все три партии, как показало уже развитие их дебютов, отличались полнокровной и отнюдь не шаблонной игрой. Общеизвестно, что белый цвет фигур, особенно в руках выдающихся шахматистов, является серьезным козырем в борьбе равных. На сей раз, однако, владевшие им не сумели воспользоваться этим преимуществом. Более того, в двух партиях (Карпов - Иванчук и Топалов - Каспаров) уже в стратегической стадии миттельшпиля черные смогли перехватить инициативу.

Начнем с самой короткой и вместе с тем очень насыщенной тактической борьбой партии Ананд - Крамник. Здесь была разыграна хорошо известная и уже десятки тысяч раз встречавшаяся на практике атака Раузера в сицилианской защите с 6. Cg5. Замечу, что Раузер был не только выдающимся теоретиком, но и фанатиком начала 1. е2-е4. Он утверждал, что именно этот ход выигрывает (!) партию.

В хорошо изученном варианте на 12-м ходу Ананд применил коварную новинку: 12. Лd3. Введя в бой почти все фигуры, белые обрушились на короля противника. 14-й ход черных был, по сути, вынужденным. В случае 14... Ф:е5 15. fe5 Kd5 16. С:е7 К:е7 17. Л1d1 черные проигрывали. Плохо было и 15... Ф:с4 16. C:f6 C:f6 17. Ф:f6 g6 18.h4. Но Крамник удачно проходил риф за рифом. Наиболее опасным представляется момент на 17-м ходу. И здесь Крамник снова на высоте. Хладнокровно сыграв 17... Лfe8!, он решил угостить противника пешкой h7, однако поразмыслив, Ананд предпочел отойти назад - и ситуация тут же разрядилась. Отбив натиск, Крамник предложил ничью на 20-м ходу - Ананд не возражал. А самой длинной оказалась партия Карпов - Иванчук. Вероятно, белых смутил необычный вариант, избранный Иванчуком. Отказавшись от традиционного Kb8-d7 и е7-е5, он в известном варианте староиндийской защиты на 7-м ходу неожиданно сыграл 7... Фb6!? Вероятно, Карпову следовало спокойно продолжать развитие: Фс2, Лd1 и т.д. Но он решил немедленно использовать положение ферзя на b6, сыграв 8.с5 и 9.Ка4, и в итоге ничего не добился.

Более того, черные получили отличную контригру на ферзевом фланге. Желая ослабить давление соперника, Карпов прибегнул к упрощениям. Сначала с доски исчезли ферзи, а затем и ладьи. И все же пешечное превосходство черных на ферзевом фланге при более активном расположении их фигур оставляло за Иванчуком позиционное превосходство. Карпов вынужден призвать на помощь все свое искусство защиты. Поучительным представляется момент, где белые сыграли 44.е3-е4!

Выправив свои пешки на королевском фланге и создав себе здесь защищенную проходную, Карпов наконец-то мог свободно вздохнуть. Ничья на 61-м ходу.

Единственной результативной оказалась партия Топалов - Каспаров. Каспаров тонко провел в каталонском начале дебютную стадию и активными действиями на ферзевом фланге добился на этом участке определенных плюсов. В соответствии со своим агрессивным стилем игры, да и в силу необходимости на 23-м ходу Топалов завязал острую контригру в центре. Началась тактическая перепалка, завершившаяся благоприятным эндшпилем для черных. Несмотря на многочисленные размены и малое число оставшихся на доске сил (по две ладьи, коню и четыре пешки), трудностей у Топалова оказалось предостаточно. Возможно, у белых все же было достаточно ресурсов для обороны. Так, вместо импульсивного 40. Кb5? лучше было 40. Kpg2, подтягивая короля. Но давно известно, что ахиллесовой пятой сильнейших является оборона в трудных, хотя внешне простых позициях. Так и на сей раз, думается, Топалов не заметил, как оказался в безвыходном положении.