ФУТБОЛ от "СЭ" |
№ 45 декабрь'96 |
Дмитрий ШУКОВ
НАШ ТРЕНЕР - СТРАШНЫЙ КОСТОЛОМ!
В заводской столовой в обеденный перерыв встречаются трое работяг: американец, немец и бельгиец. Каждый разворачивает свой сверток с едой и начинает жаловаться. Американец: "Как же надоели эти гамбургеры! Если и завтра жена их положит - покончу с собой". Немец: "Глаза бы мои на эти сосиски не смотрели. Боюсь, завтра моя мегера станет вдовой". Бельгиец: "Ее бутерброды с сыром у меня уже в печенке сидят. Пойду писать завещание".
На следующий день на кладбище встречаются их жены. Американка рыдает: "Что же он мне не сказал, что ему гамбургеры не нравятся?" Немка платок от слез выжимает: "Почему же ты, милый, о сосисках молчал?!" Бельгийка причитает: "Ну, с вашими все понятно. А мой-то отчего в петлю полез? Он же бутерброды с сыром сам себе делал!"
Этот популярный в городе Арнеме анекдот мне рассказал Дмитрий Шуков, вот уже год постигающий азы голландского юмора в футбольном клубе "Витесс". Правда, сейчас ему не до смеха. Между Шуковым и главным тренером "Витесса" Лео Беенхакером давно идет необъявленная война.
-Из-за чего весь сыр-бор разгорелся?
- Началось с того, что, приняв команду в межсезонье, Беенхакер ввел свою схему: 4-4-2 с двумя центральными нападающими. В прежней расстановке, которой "Витесс" пользовался последние 20 лет, я играл левого инсайда. И все шло как по маслу. В 14 матчах забил четыре мяча, а по итогам сезона имел лучшие оценки в команде. И это при том, что в "Витессе" играл только со второго круга.
-Как я понимаю, это было при другом тренере?
- Его фамилия Тайсон. К американскому боксеру-насильнику никакого отношения не имеет. Он был главным до Беенхакера, а сейчас - его помощник. Так вот, Беенхакер сразу поставил меня в центр нападения. Я ему пытался объяснить, что на этом месте ни разу в жизни не играл. Бесполезно. В тренировочных матчах у меня, естественно, ничего не получалось, но Беенхакер с бычьим упрямством продолжал стоять на своем. А однажды заявил: "Другого места в команде я для тебя не вижу. Не заиграешь - отправлю в запас". С тех пор мы больше не здоровались.
-Но хоть разговаривали?
- Только ругались. Тогда я впервые узнал, что голландский язык для такого "общения" прекрасно подходит.
-После этого Беенхакер окончательно разочаровался в вас?
- Будь его воля, он, наверное, сгноил бы меня в запасе. Но "Витесс" - не "Милан". Держать на лавке легионера - непозволительная роскошь. Поэтому иногда к основному составу все-таки подпускал. Из 17 матчей я выходил на поле в семи, из них четыре или пять отыграл полностью.
-Негусто...
- Другим легионерам повезло еще меньше. Их здесь шестеро. Кроме меня - Евгений Левченко из дубля ЦСКА, бельгиец Хоссен, грек Махлас, мексиканец какой-то да еще австралиец с югославской фамилией. И поначалу Беенхакер вообще никого из них не ставил! Так что в первых матчах сезона скамейка "Витесса" напоминала зал заседаний ООН. Разговор шел на всех языках мира.
- Может быть, эти легионеры в тренерскую концепцию игры не вписывались?
- Как же они могли не вписываться, если австралийца, бельгийца и Махласа Беенхакер сам в клуб притащил!
-Других приобретений он не сделал?
- Добавьте сюда еще двух голландцев - защитника Фирклау из "Утрехта" и Ван ден Брома. Как раз эти двое редко без премиальных оставались. Понятно - они же свои.
-Простите, что значит "свои"?
- Наш главный тренер почему-то на дух не переносит выходцев из Восточной Европы. При виде славянина у него прямо пар из ушей идет. Даже не знаю, чем мы ему так насолили.
-Хорошо. Вы и Левченко четко по "пятой графе" не подходите. Австралиец с югославской фамилией, допустим, тоже. Но чем мексиканец с бельгийцем провинились? Или тот же Махлас?
- А я вам разве не говорил, что Беенхакера и от молодежи трясет? Так что я у него сразу по двум категориям персона нон грата.
-Послушать вас, так получается, что Беенхакер - просто монстр какой-то!
- Монстр не монстр, а тренер, считаю, весьма посредственный. До "Витесса" он в Саудовской Аравии на солнышке жарился, там шейхи через месяц поняли, что это за фрукт. Я удивляюсь, как ему здесь удавалось почти полгода мозги руководителям клуба пудрить.
-Что это вы о нем в прошедшем времени заговорили?
- Потому что недолго Беенхакеру осталось в тренерском кресле сидеть. После первого круга он уходит.
-Сам уходит или его "уходят"?
- Сразу и не определишь. С одной стороны, весной Беенхакер обещал, что сделает "Витесс" чемпионом. А что мы к концу первого круга имеем? 4-е место в таблице с катастрофическим отставанием от первой тройки - "Эйндховена", "Фейеноорда" и "Твенте".
-Но все-таки 4-е место - это как минимум Кубок УЕФА.
- Так ведь еще три команды отстают всего на очко, имея по игре в запасе. В общем, не видать нам золотых медалей как своих ушей. То, что Беенхакер фактически развалил команду, только слепой не видит. Мы же не играем, а вымучиваем очки. За наше 4-е место нужно двум людям спасибо сказать: вратарю, который все берет, и нападающему Макаю. С 12 мячами он второй снайпер чемпионата. Без этих двух игроков "Витесс" ничем бы не отличался от аутсайдеров. За такую работу Беенхакера давно следовало бы гнать в шею. А он остается в "Витессе". Только уже в другом качестве - как член совета директоров.
-Значит, попьет еще вашей кровушки?
- Ой, не знаю. Уже хорошо, что с тренерской должности его убирают. Таких людей нельзя на пушечный выстрел к командам подпускать! "Костолом" проклятый.
-Почему "костолом"?
- По-голландски "беенхакер" означает "костолом". Вот уж угадал Бог с фамилией.
- А что скажете, например, насчет "Витесса"?
- С французского название клуба переводится как "скорость". Кстати, тут много фамилий в переводе очень забавно звучит. К примеру, Де Бур - "крестьянин", Блинд - "слепой".
-Чувствую, что с языком у вас все в порядке?
- На бытовом уровне - да. А вот голландские фильмы смотреть без переводчика пока не могу. Мне помогает Павел, наш соотечественник. Он студент, учится в Амстердамском университете. В основном ему с моими письмами приходится работать.
-Что, много пишут?
- Бывает. Недавно из Германии письмо пришло. Девушка просит фотокарточку выслать с автографом. А у меня с немецким совсем плохо. Хорошо, рядом полиглот Паша. Без него пропал бы.
- А просьбы посерьезнее, чем фото с автографами, встречаются?
- Если вы намекаете на признания в любви - разочарую: этого нет. Зато какой-то чудак из Украины умолял прислать футболку. Объяснил, что он давний поклонник "Витесса".
- Пока с Беенхакером воевали, не возникало желания поменять клуб?
- Мой менеджер нашел несколько вариантов на случай, если Беенхакер останется главным тренером. К счастью, это практически исключено. Будет теперь свои проповеди читать на совете директоров.
-Он еще и проповедник?
- Скорее местечковый философ. Каждая тренировка начинается с того, что он битый час рассказывает, какое у "Витесса" большое будущее с его новой схемой 4-3-3. Несет полный бред, а спорить, возражать бесполезно.
-Преемник Беенхакера на посту главного уже известен?
- Позвоните в первых числах января, и я назову фамилию. Пока не знаю.
-Случайно, не Тайсон?
- Нет. Он с Нового года уезжает в шведский "Мальме". Так что на тренерском мостике "Витесса" грядет полная смена караула.
-Что местные журналисты о команде пишут?
- Критикуют. Игры-то нет. Так, на везении выезжаем.
-А вот у Аякса даже на везении не получается. Ван Галю здорово достается от прессы?
- Вы посчитайте, сколько людей теряет "Аякс" каждый год. А Ван Галь тем не менее уже в двух подряд финалах Лиги чемпионов участвовал. И в этом году постарается то же самое сделать. Тем более это его последний сезон в "Аяксе".
- Лихорадит не только "Аякс". Другие лидеры - "Эйндховен и "Фейеноорд" спотыкаются теперь куда чаще, чем раньше.
- Да, в этом году класс команд подравнялся за счет того, что очень прибавили "середняки". "Твенте", например. Кстати, Петров там играет постоянно. Аюпов пока выходит чаще на замену, потому что не набрал форму после травмы.
- Дебюта Демченко в "Аяксе" мы когда-нибудь дождемся?
- По-моему, у Андрея конфликт с тренером второй команды "Аякса'. Но подробности лучше узнать у него самого.
-Как дела у Корнеева в "Херенвене"?
- Честно говоря, мы почти не общаемся. А в газетах его фамилия особенно не мелькает. Самая популярная личность у репортеров сейчас - Вим Йонк из "Эйндховена". Однозначно - это самый яркий игрок сезона. Кстати, и с чемпионом почти все ясно. У "Эйндховена" нет реальных конкурентов.
-У этого клуба солидные спонсоры. А как с этим у "Витесса"?
- Нас поддерживает энергетическая компания "Нюон" и телевизионная - "Телекабель". На выезде в футболках "Телекабеля" играем, дома надеваем форму с рекламой "Нюона".
-Город Арнем чем-нибудь знаменит?
- Единственная достопримечательность - это мост имени академика Сахарова. Больше тут смотреть нечего. Кроме футбола, конечно.
-Но хоть какие-то развлечения есть?
- А как же... Недавно матч-тест организовали. Молодые легионеры против голландских "стариков", которым чуть за 30. Правила очень интересные: угловые с разных точек, пенальти с 16 метров. Главный судья электронной аппаратурой обвешан. Положение "вне игры" с помощью компьютера определяется.
-Это как?
- Если спорный момент, лайнсмен по телефону связывается с компьютерным центром, где специальная машина фиксирует офсайды.
- Машина не ошибается?
- Если только сбой случится в программе. Другое дело, что судья редко с ней консультируется. Та игра со счетом 3:2 в нашу пользу закончилась - и три мяча, как позже выяснилось, были из "вне игры" забиты. Боковой арбитр эти моменты проглядел, а звонить "наверх" почему-то не стал. Вот так мы отдыхаем. Почаще бы такие матчи-тесты придумывали.
-А когда их нет - скучно?
- Мы с Левченко в свободное время на машинах наперегонки гоняем. Потом, правда, штрафы за превышение скорости по почте приходят. Самый большой - 180 гульденов (это около 130 долларов).
-Правда, что в Голландии можно и нетрезвым за руль садиться?
- Допустимая норма - два бокала пива. Но лично я судьбу не искушаю.
- С дорожной полицией часто конфликтуете?
- Тут вместо людей кругом радары понатыканы. Эти ни одного нарушения не пропустят. Живым людям хоть объяснить можно, что, мол, я из "Витесса", опаздываю на тренировку. Глядишь, отпустят. К сожалению, полицейские на дороге редко попадаются.
-Были ситуации, когда профессия выручала?
- Когда только начинал машину водить, одной даме фару разбил - припарковался неудачно. Она из магазина выскочила, руками машет, кричит. Чувствую, еще чуть-чуть - и бить начнет. На плохом голландском объясняю, что я - футболист, из "Витесса". Вижу - подобрела, но все равно смотрит с подозрением. "Ты что, в школе не учился?" - спрашивает. Видимо, мое произношение ей не понравилось. "Я из России", - отвечаю. Тут она окончательно успокоилась, попросила автограф и укатила.
-Какие у жителей Арнема представления о России?
- Да какие-то допотопные. Типа "у вас круглый год холодная зима, по улицам бандиты с автоматами ходят, а люди забитые и голодные". Боюсь, здесь и через пятьдесят лет то же самое будут о России говорить. Народ темный.
-Вы сами-то в Арнеме надолго?
- Контракт до 2000 года. Есть время местных жителей к русскому юмору приучить. А то рассказываешь им анекдот про поручика Ржевского, а они сидят как на поминках.
-Из ЦСКА вы уехали по-английски, ни с кем не попрощавшись.
- Почему же. С близкими людьми я попрощался. И вообще, кто хотел мне руку на прощание пожать - сделал это.
-А что, были и такие, кто не захотел?
- Были.
-Эти люди работают в ЦСКА?
- Скрывать не стану - с Александром Федоровичем Тархановым расстались так, как будто накануне случайно встретились на улице.
-Кроме "Витесса" других любопытных звонков в тот момент не было?
- Звали "Крылья", "Ростсельмаш". Но условия, предложенные голландцами, были гораздо интереснее.
Юрий БУТНЕВ