ФУТБОЛ |
Христо БОНЕВ
С ИГНАТЬЕВЫМ МЫ ХОРОШИЕ ДРУЗЬЯ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Христо БОНЕВ
Родился 3 декабря 1947 года в Пловдиве.
Выступал нападающим за "Локомотив", Пловдив (19641980, 1982-1983) и АЕК, Афины (1980-1982).
В составе сборной Болгарии провел 98 матчей (второй результат в стране после Борислава Михайлова), забил 47 мячей (национальный рекорд). Дебют: 22 марта 1967 в Ганновере против Германии (0:1); последний матч: 22 ноября 1979 в Лондоне против Англии (0:2).
Участник финальных турниров ЧМ-70 и ЧМ-74.
В 1969-м, 1972-м и 1973 признавался лучшим футболистом страны.
В 1971 году в Москве в составе звезд сборной мира принимал участие в прощальном матче Льва Яшина.
Тренировал клубы: "Локомотив", Пловдив (1986-1988), "Панатинаикос", Афины (1988-1990), "Лариса" (1990 1991), "Ионикос", Афины (1991-1994), АПОЭЛ, Никосия (1994-1996).
С июля 1996 - главный тренер сборной Болгарии
Когда я приехал на тренировку сборной Болгарии, которая в Лимасоле готовилась к важному отборочному матчу чемпионата мира против киприотов, то не сразу разглядел среди проводивших "двусторонку" игроков их нынешнего тренера - Христо Бонева. Один из символов болгарского футбола, которому в следующем году пойдет шестой десяток, с кромки поля казался мальчишкой. Если его что-то и отличало от своих подопечных, то лишь некоторая грузность, не позволявшая ему носиться по газону столь же стремительно, как двадцать пять лет назад, когда он блистал на мировых первенствах. Несмотря на предстоящую игру, Бонев нашел время для интервью корреспонденту "СЭ".
-Для вас стало неожиданностью предложение стать главным тренером сборной Болгарии?
- В общем, да. Но я посчитал это предложение исключительно заманчивым и, естественно, не мог отказать.
-А трудности, с которыми вам неизбежно пришлось бы столкнуться? Ведь вы приняли команду не в лучшее время.
- Те трудности, которые сейчас существуют в болгарском футболе, носят объективный характер. То поколение, которое принесло нам четвертое место на последнем мировом первенстве, уже миновало свой пик. Сегодня этим игрокам под тридцать лет, а то и больше. Сборная требует обновления, и я собираюсь начать его уже в ближайшее время.
-Однако вряд ли оно пройдет безболезненно...
- Главная проблема заключается в том, что опытные игроки считают себя незаменимыми. Они думают, что могут играть еще десять лет. На самом деле надо смотреть в глаза реальности - через год-другой они уже не будут такими хорошими футболистами, как раньше. Поэтому необходима свежая кровь.
-Однако пока за редким исключением в вашей команде играют ветераны.
- У меня есть молодой Радостин Кишишев.
-Однако Кишишев появился в составе еще при вашем предшественнике - Димитаре Пеневе.
- (Не обратив внимания на мою реплику.) Итак, Кишишев... Потом Георгий Антонов, Костадин Видолов, Ивайло Петков.
-Но ведь Антонов и Видолов уже не так молоды - им по двадцать шесть лет.
- Достаточно молоды. Заиграли у меня и Анатолий Нанков, и Георгий Донков. Достаточно перспективен Даниэл Боримиров. Для того чтобы обновлять команду, нужна смелость, которая у меня есть.
-И все же согласитесь, что молодых талантливых игроков у вас немного.
- В этом виноваты те трудности, которые преследуют сейчас Болгарию. Не только в экономике, но и в политике, и культуре царит полнейший хаос. Пока все это не закончится, люди не будут так интересоваться футболом, как прежде. А откуда должны появляться игроки, когда детей не увлекает футбол?
-В разговоре с вами трудно обойти ситуацию со Стоичковым.
- Это, наверное, первый случай в мире, когда игрок хочет самолично сменить руководство футбольной федерации. Я сам для себя не могу объяснить такое положение вещей. Но это его личное дело.
-Вы будете еще пытаться привлечь его в команду?
- Если он сам изъявит желание помочь сборной Болгарии, то у него есть мой номер телефона. Я же с ним связываться больше не буду.
-В каких вы отношениях с опытными игроками сборной?
- В нормальных, рабочих.
-А с вашим предшественником Димитаром Пеневым?
- А какие могут быть отношения между двумя старыми партнерами по сборной, которые знакомы уже тридцать лет?
(Как мне сказали болгарские журналисты, с не столь давних пор Бонев и Пенев не поддерживают никаких отношений. Они не то чтобы плохие - их просто нет. - Прим. "СЭ".)
-Как вы относитесь к тому положению, которое сейчас сложилось в Футбольном союзе?
- Я - профессиональный тренер, а не функционер. На вопросы, не имеющие прямого отношения к сборной, мне бы не хотелось отвечать.
-Вы поддерживаете занимающего президентский пост Ивана Славкова?
- Я считаю его опытным руководителем.
-Следовательно, на этой почве у вас возникают проблемы в отношениях с некоторыми игроками?
- Никто из них не выступает лично против меня. Они выступают против Славкова.
-Но согласитесь, что с Любославом Пеневым руководители БФС поступили крайне некорректно, даже принимая во внимание тот факт, что чемпионат Европы оказался для него провальным? Одно дело лишить премии и совсем другое - пожизненно отлучить от сборной.
- Соглашусь. Так поступать по отношению к игроку было нельзя. Это сделали под впечатлением от крайне неудачной игры Любослава на Еиго-96, но в любом случае ничто не оправдывает такого жесткого подхода. Однако на самом деле "пожизненная" дисквалификация долго не продлилась - уже через несколько месяцев я пригласил его в команду. Любослав вроде бы согласился прибыть в тренировочный лагерь и даже приехал в Софию, но после разговора со Стоичковым решил также бойкотировать сборную.
-Почему вы отказались от услуг Йордана Лечкова?
- Лечков не в форме и даже не попадает в состав своего клуба. И никто не вправе советовать мне, кого брать в команду, а кого нет. Это исключительно моя компетенция.
-Что вы можете сказать о вашем основном сопернике по группе - сборной России?
- Это очень хорошая команда. Тот факт, что практически все ее игроки выступают в ведущих европейских чемпионатах, говорит сам за себя.
-Вы знакомы с главным тренером сборной России Борисом Игнатьевым?
- Это мой хороший друг. Мы регулярно перезваниваемся.
-Вы допускаете мысль, что кто-либо еще может вмешаться а борьбу болгар и россиян за выход в финальную часть чемпионата мира?
- Об этом смешно даже говорить. Когда в конце отборочного турнира мы будем дважды встречаться с Россией, то и мы, и вы уже обеспечим себе место в группе не ниже второго. Останется бороться за первое, что стопроцентно гарантирует путевку на ЧМ во Францию.
-Вы хорошо помните те чемпионаты мира, в которых сами принимали участие как игрок?
- Конечно. В Мексику в семидесятом году мы пробились из очень сильной отборочной группы, в которую входили, например, сборные Голландии и Польши. А ведь через несколько лет эти команды стали задавать тон в европейском футболе... Голландцев мы обыграли в Софии - 2:0, я в той игре реализовал одиннадцатиметровый. Удалось мне забить и в ответном матче в Роттердаме, который мы свели вничью. А встреча с поляками на "Левски" до сих пор считается одной из самых ярких в истории болгарского футбола. Мы разгромили Дейну, Любаньски и их партнеров - 4:1, а я тогда открыл счет в матче. Правда, в ответном матче в Польше мы расслабились и крупно проиграли, но это уже не могло помешать нашему продвижению в финал.
-А почему в Мексике команда выступила столь неудачно?
- Неправильно был построен тренировочный процесс накануне турнира. Очень много внимания уделялось тактике и отработке стандартных положении в ущерб упражнениям для повышения физических кондиций с учетом жаркого мексиканского климата. И в результате мы в каждом из матчей вели в счете - а со сборной Перу даже с разницей в два гола, но ни в одном из них не удержали преимущества, поскольку во вторых таймах едва передвигали ноги. От немцев и перуанцев мы пропустили после перерыва по три мяча, не смогли выиграть и у слабой команды Марокко.
-В игре против Перу вы забили один из голов.
- Это был во многом случайный успех. Я ударил со штрафного, и мяч полетел прямо в руки вратарю, который непостижимым образом ухитрился отбить его прямо в ворота. И вообще все пять мячей на том чемпионате мы провели со стандартных положений.
-В отборочном турнире ЧМ-74 вы вместе с Йоханом Кройфом из Голландии и Йоахимом Штрайхом из ГДР стали с 7 мячами лучшим бомбардиром.
- В тот период я находился в самом расцвете сил. Меня два года подряд признавали лучшим футболистом страны, избрали капитаном сборной. А в отборочном турнире ЧМ-74 я забивал почти в каждом матче. Между прочим, и тогда Болгария, как и сейчас, оказалась в одной группе с Кипром. Но в те времена на выезде с киприотами мы играли не в Лимасоле, а в маленьком городке Личи, который сейчас находится на территории, оккупированной турецкими войсками. Мы легко выиграли - 4:0, а я провел последние два гола. Но основными нашими конкурентами в группе были сборные Северной Ирландии и Португалии. Североирландцам в Софии я забил два гола с пенальти, и мы победили 3:0, а знаменитого Джорджа Беста тогда удалили с поля за оскорбление судьи. С португальцами, в составе которых помимо знаменитого Эйсебио выступали мои нынешние коллеги на тренерской ниве Артур Жорже и Тони Оливейра, матч на стадионе "Василь Левски" сложился очень непросто, однако мы добились победы - 2:1, и я снова отличился. В гостях мы заработали во встрече с тем же соперником по очку, и в четвертый раз подряд прорвались в финальную стадию "световнего первенства".
-И что же помешало вам достойно сыграть в тот раз?
- После жеребьевки Болгария оказалась в "группе смерти" - со шведами, уругвайцами и, самое главное, голландцами. В игре против Швеции мы обязаны были побеждать, создав уйму моментов. Однако их вратарь Ронни Хелльстрем был просто неподражаем - неспроста его потом назвали лучшим голкипером турнира. С уругвайцами получилось еще хуже - мы опять большую часть матча давили, и минут за пятнадцать до конца я открыл счет. А потом что-то непонятное стряслось с нашими защитниками - у них задрожали колени, хотя южноамериканцы ничего, кроме примитивного навала, в последние минуты предпринять не смогли. Подвел голкипер Румен Горалов, за три минуты до свистка пропустивший совсем легкий мяч. Эта неудача выбила нас из колеи, и в последнем матче против команды Йохана Кройфа мы уже не смогли оказать должного сопротивления. Впрочем, в любом случае голландцы были намного сильнее нас, и поражение со счетом 1:4 не стало для Болгарии наихудшим исходом.
-Ваш гол в ворота сборной Уругвая был признан на ЧМ-74 одним из самых красивых...
- Это был действительна хороший гол. Кто-то из наших - по-моему, Войн Войнов - выцарапал в середине поля мяч у уругвайца, пронесся по флангу и хорошо прострелил. Я на высокой скорости выпрыгнул наперерез мячу и головой отправил его в сетку - у Мазуркевича не было шансов. Эффектно получилось.
-Третьего чемпионата мира у вас уже не было...
- А ведь мы были близки к тому, чтобы пробиться в Аргентину! Я, правда, принимал участие только в двух отборочных матчах - против Франции. Игру в Софии мне неприятно вспоминать. Мы еще в первом тайме проигрывали два мяча - один из которых забил, если не ошибаюсь, молодой Платини, однако усилиями моими и Павла Панова мы счет сравняли. А на предпоследней минуте судья назначил в ворота французов пенальти. Я ударил плохо и промахнулся. Так по моей вине Болгария упустила такую важную победу, хотя, если говорить по справедливости, пенальти не было. И это был единственный случай, когда мы "отпустили" французов на своем поле - мы всегда удачно играем с ними на "Левски".
-И как выяснилось три года назад, не только на "Левски"...
- На самом деле та легендарная победа осенью 1993 года стала исключением - обычно мы на "Парк де Пренс" проигрывали. Так, в решающем матче отборочного цикла аргентинского "мундиаля-78" нас устраивала в Париже ничья, однако мы уступили, причем без шансов, - 1:3. А через шестнадцать лет в схожей, но куда более сложной ситуации наши последователи взяли у "трехцветных" настоящий реванш!
-Ваше поколение в болгарском футболе оставило заметный след. Но все же почему ему не удалось добиться на международной арене действительно серьезных успехов?
- Все очень просто - у нас не было возможности уехать за границу, где в более серьезных чемпионатах, чем болгарский, мы могли бы повышать свой уровень. Так и варились в собственном соку. Это - единственная причина, не позволившая сборной Болгарии шести десятых-семи десятых годов и ее футболистам занять причитающееся им место в истории.
-Когда вы начинали играть в сборной, там блистал Георгий Аспарухов...
- Гунди, как мы звали его, был уникальным футболистом, рядом с которым по таланту можно поставить разве что Стоичкова. К сожалению, в последние годы своей карьеры он выступал не так ярко, как в ее начале, но все равно оставался игроком экстракласса. Аспарухов мог еще принести болгарскому футболу неоценимую пользу, но судьба распорядилась по-иному: летом 1971 года он погиб в автокатастрофе. Ему не исполнилось даже двадцати восьми...
-Вы уникальны еще и тем, что всю свою карьеру игрока провели в провинциальном клубе, тогда как все без исключения ваши партнеры по сборной непременно представляли одну из софийских команд.
- Естественно, меня также настойчиво пытались переманить и ЦСКА, и "Левски-Спартак", и столичный "Локомотив". Но я безумно люблю свой родной Пловдив, и для меня не существовало никаких альтернатив.
-Затем вы с успехом работали тренером в Греции и на Кипре.
- Когда мне исполнилось тридцать три года, то, учитывая мои заслуги перед болгарским футболом, меня в виде исключения отпустили поиграть в Грецию. Там я выучил язык, завел друзей, и затем мне предложили поработать в "Панатинаикосе". При мне этот клуб становился чемпионом страны. Затем я несколько лет провел в других греческих клубах, а в прошлом сезоне привел кипрский АПОЭЛ к победе как в чемпионате, так и в Кубке страны. И вот теперь получил шанс проявить себя в сборной Болгарии.
...Когда мы разговаривали с Христо Боневым в холле одной из гостиниц Лимасола накануне матча Кипр - Болгария, он уже наверняка знал, что ведущие игроки его команды составили ультиматум, в котором они сообщили о том, что отказываются играть в составе руководимой Боневым сборной в случае переизбрания Ивана Славкова президентом Болгарского футбольного союза. Позавчера уже сам Бонев заявил о своем уходе в отставку, если Славков будет забаллотирован. Чрезвычайный съезд Футбольного союза, на котором, возможно, решится дальнейшая судьба сборной Болгарии, состоится в Софии сегодня.
Иван МОСКАЛЕНКО
Лимасол - Москва