Газета Спорт-Экспресс от 24 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 января 1997 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

НОСТАЛЬГИЯ ПО КЕНТАВРУ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Парижа

Совеем недавно парное катание было самым выигрышным для России видом (не говорю уже о бывшем СССР) и наиболее интересным в программе любого чемпионата. Победы русских, естественно, вдохновляли западный мир несильно. Однако, во-первых, преимущество, как правило, было подавляющим, а во-вторых, лидеры демонстрировали такую сложность и такой класс, что остаться равнодушными не могли даже самые ярые злопыхатели.

И как-то незаметно парного катания в мире почти не стало. Чемпионские медали выигрывали одни, другие, третьи, но практически ни на одном турнире в парном катании нельзя было увидеть дуэт, состоящий не из двух, пусть даже блистательных фигуристов, а дуэт-кентавр, где партнеры чувствовали и понимали бы друг друга с полудвижения, полувздоха.

Можно по-разному относиться к выступающим до сих пор в коммерческих турнирах олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову, разменявшим седьмой десяток лет, но они были именно таким кентавром, где невозможно представить одну половину без другой. Столь же органично (хотя и в совершенно ином стиле) смотрелись на льду Ирина Роднина - Александр Зайцев, Катя Гордеева и Сергей Гриньков, Елена Валова и Олег Васильев. Последними из могикан были, наверное, Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, чья пара распалась после Олимпийских игр в Лиллехаммере. Наташа не захотела продолжать выступления, устала. Артур нашел новую партнершу - Оксану Казакову, и дуэт под блистательным руководством Тамары Москвиной, что называется, с хода выиграл чемпионат Европы. На последующем чемпионате мира выступление обернулось неудачей. В этом году фигуристам не удалось даже попасть в сборную России.

А еще раньше, на первом турнире серии "Гран-при" в Америке, где Казакова и Дмитриев выступили столь же невзрачно, я впервые услышала тревогу в голосе главного тренера российской сборной Елены Чайковской. Она, как никто другой, понимала, что выступать на главных соревнованиях сезона тремя равнозначно сильными парами (как это было почти всегда) или биться за медаль в одиночку - это, как говаривали в Одессе, "две большие разницы". Кто из российских фигуристов займет эту одиночную лидерскую роль в Париже, Чайковская не бралась даже предсказать: была надежда, что Казакова и Дмитриев сумеют набрать форму, что успеет восстановиться после тяжелой травмы плеча Вадим Наумов (чемпион мира-94 в паре с Евгенией Шишковой), что не потеряют набранных кондиций действующие чемпионы мира Марина Ельцова и Андрей Бушков...

После короткой программы стало ясно, что в одиночестве осталась именно последняя из названных пар. Выше всяких похвал, о чем я уже написала в прошлом репортаже, выступили Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, но для специалистов, вкус которых за много лет наблюдений за лучшими образцами оказался безнадежно "испорченным", было очевидно, что до понятия "Пара" Бережной и Сихарулидзе предстоит расти еще не один год.

Естественно, что между двумя российскими дуэтами моментально вклинились еще два - экс-чемпионы Европы Мэнди Ветцель и Инго Штойер, выступающие за Германию, и французы Сара Абитболь и Стефан Бернади.

Кстати, немцы оказались в столь же трудном положении, как и лидеры: они тоже были вынуждены драться в одиночку. Пегги Шварц и Мирно Мюллер после "короткого" проката занимали лишь восьмое место.

Ничего удивительного в таком положении вещей нет. Когда те же немцы из Восточной и Западной Германии оказались в одном котле, о равенстве позиций не могло быть и речи. Запад диктовал восточным соотечественникам свои условия, в результате чего первыми оказались не у дел восточные тренеры. И традиции, создававшиеся годами, начали медленно умирать. Удержаться в обойме удалось лишь Монике Шайбе, у которой тренировались практически все сильнейшие немецкие дуэты. Ветцель, катавшаяся с Акселем Раушенбахом, сменила партнера, потом - еще раз и в итоге осталась с Инго Штойером, с которым, судя по всему, и закончит свою карьеру. С их уходом, который фигуристы планируют после Игр в Нагано, учеников у Шайбе не останется. Тренеры такого класса не могут себе позволить начинать все с абсолютного нуля.

То же самое можно сказать и о России. Если в Санкт-Петербурге благодаря наличию трех представляющих Россию пар и титаническим усилиям их тренеров - Москвиной, Натальи Павловой и Людмилы Беликовой - сохранилось подобие основной школы страны, то ведущий тренер московского армейского клуба Владимир Захаров, который еще в Лиллехаммере выводил на лед олимпийских чемпионов Гордееву и Гринькова, в Париже представлял сразу две мини-команды - "азербайджанцев" Ингу Родионову - Александра Анищенко и "армян" Марию Красильцеву - Александра Честных. По фамилиям легко понять, почему национальную принадлежность фигуристов я решила взять в кавычки. Это еще одна беда бывшесоветского фигурного катания. Бегут все, у кого есть хоть какая-то зацепка в близлежащих государствах. Бегут по той причине, что дорога в российскую сборную для большинства закрыта наглухо.

Я отнюдь не хочу сказать, что какая-либо из упомянутых пар могла бы сегодня соперничать с сильнейшими российскими. Но еще в прошлом году стала свидетельницей того, как на чемпионате Европы в Софии, где серебряным призером впервые стал Игорь Пашкевич, президент Российской федерации фигурного катания Валентин Писеев сказал фигуристу, что места в команде, выезжающей на чемпионат мира, для него не будет - стар и бесперспективен. В Париже Пашкевич представлял Азербайджан. Так же, как и Юлия Воробьева, которую "отстегнули" от сборной годом или двумя ранее на собрании федерации (я там присутствовала лично) сразу после отборочного чемпионата России, где Юля выполнила все необходимые условия для того, чтобы быть в команде. Президент Азербайджанской федерации Виктор Белоусовский (он же сейчас тренирует Воробьеву) обмолвился, что ему предложили заплатить энную сумму в качестве отступного за бывших российских фигуристов, если, мол, он не хочет ссориться с Москвой. Видимо, консенсус достигнут не был, поскольку за день до открытия чемпионата стало известно, что в Международный союз конькобежцев (ИСУ) поступил официальный протест от российского руководства с требованием отстранить от участия в чемпионате Родионову, Анищенко и одиночницу Анастасию Ефимову, поскольку (по утверждению Писеева) эти фигуристы не имеют азербайджанских паспортов. Последовала официальная разборка, на которой присутствовал и консул Азербайджана в Париже. И очень быстро выяснилось, что все документальные формальности смены гражданства были соблюдены полностью, паспортов же действительно у спортсменов пока не было, но лишь в связи с тем, что в Азербайджане на данный момент физически отсутствуют необходимые бланки и корочки.

Не мне разбирать, кто прав, а кто виноват, но суть в другом: спортсмены, которые только начинают свою карьеру, все чаще предпочитают начинать ее не в России.

По существу, подниматься на трибуну из пресс-центра стоило лишь перед заключительной группой выступающих, которая состояла из четырех сильнейших пар, трем из которых было суждено стать призерами чемпионата.

Французская публика подготовилась к выступлению своих неслабо: флаги и трещотки на трибунах имелись в изобилии. Год назад, когда Абитболь - Бернади завоевали вторую в истории французского фигурного катания бронзовую медаль европейского первенства, они выглядели на льду куда менее уверенно. Но тогда у французов было иное преимущество - терять им было абсолютно нечего. В Париже было. Две трети программы фигуристы продержались более чем достойно, затем последовало несколько ошибок. Впрочем, комментировать соревнования, зная, что большинство любителей этого вида спорта уже посмотрели репортаж по телевизору, занятие малоблагодарное. Ошибались все, в том числе и ставшие чемпионами Ельцова и Бушков. Может быть, именно они ближе других подошли к состоянию, когда два фигуриста становятся единым целым, но чего-то все же не хватало. Думаю, самым черным моментом в спортивной биографии питерской пары стало не какое-либо из поражений, коих хватает у всех, а предолимпийское возвращение в любительский спорт в 1994 году двух выдающихся профессиональных пар-чемпионов: Гордеевой - Гринькова и Мишкутенок - Дмитриева. На Игры в Лиллехаммер Марина с Андреем так и не попали. В спорте же пройти через Олимпиаду (пусть даже и не став победителем) равнозначно тому, как в обычной жизни люди проходят через войну и становятся взрослее и опытнее не на годы - на поколение.

В Париже и Ельцова, и Бушков сделали все, что могли. В самом конце года Андрей потянул внутренние связки колена, несколько дней не мог нормально ходить, и тренировки, оставшиеся до начала чемпионата, можно было легко пересчитать по пальцам. Естественно, и спортсмены, и тренер были абсолютно счастливы. Но после награждения Бушков вдруг сказал:

- Когда мы впервые стали чемпионами Европы в 1993-м, мне казалось, что это - предел мечтаний. Я был страшно удивлен, впервые приехав в Америку, тем, что американцы не имеют ни малейшего понятия, что такие соревнования существуют. Так, мелочь - средний турнир. Там ценят первых, но в том случае, если речь идет об Олимпийских играх или по крайней мере о чемпионате мира. Сейчас у нас с Мариной по два европейских золота, и мы прекрасно понимаем, что победа в Париже - очень тяжелый, но тем не менее проходной этап.

Чемпионат Европы. Париж. "Берси". 22 января. Парное катание. 1. Марина Ельцова - Андрей Бушков (Россия) - 1,5. 2. Мэнди Ветцель - Инго Штойер (Германия) - 3,0. 3. Елена Бережная - Антон Сихарулидзе (Россия) - 5,0. 4. Сара Абитболь - Стефан Бернади (Франция) - 5,5. 5. Евгения Шишкова - Вадим Наумов (Россия) - 7,5. 6. Пегги Шварц - Мирко Мюллер (Германия) - 10,0. 7. Дорота Загорска - Мариуш Шудек (Польша) - 10,0. 8. Елена Белоусовская - Станислав Морозов (Украина) - 13,0. 9. Лесли Роджерс - Майкл Олдред (Великобритания) - 13,5. 10. Илейн Асанаки - Джойл Маккивер (Греция) - 15,5. 11. Евгения Филоненко - Игорь Марченко (Украина)... 13. Инга Родионова - Александр Анищенко (Азербайджан). 14. Светлана Плаченина - Дмитрий Каплун (Белоруссия). 15. Екатерина Некрасова - Валдис Минталс (Эстония). 16. Мария Красильцева - Александр Честных (Армения).