Газета Спорт-Экспресс от 20 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 февраля 1997 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Александр ИВАНОВ

"ПЯТАЧОК" - ЭТО МОЯ СТИХИЯ

Не так уж много хоккеистов переходило в последнее время из благополучной тольяттинской "Лады" в другие клубы. Одним из этих немногих стал Александр Иванов - лучший снайпер волжан за четыре года существования МХЛ. Однако и в своей новой команде - "Рубине" - форвард продолжает немало забивать: 13 января в игре с московским "Спартаком" Иванов забросил 700-ю шайбу за свою карьеру в элите российского хоккея и получил право на членство в бомбардирском "Клубе 100".

-Долгим был ваш путь до "Лады"?

- Начинал я в Электростали, где и играл до 1983 года во второй лиге за родную команду. Затем два года служил в армии, выступая за калининский СКА МВО. Демобилизовавшись, попробовал свои силы в столичных "Крыльях" - в сезоне-85/86 сыграл шесть матчей, однако по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Электросталь, где до 1991 года играл в одной тройке с Леоновым и Никоноровым, которые до сих пор верны "Кристаллу". А затем пришло приглашение из Тольятти - "Лада- тогда впервые вышла в высшую лигу.

-И вы сразу стали ведущим игроком команды?

- Меня поставили в первую пятерку, в которой мне пришлось переквалифицироваться в центрального нападающего - на этом настоял Цыгуров. Непривычно было, конечно, но через год в Тольятти подъехало много хороших игроков - Свинцицкий, Шайдуллин, Якубов, Кофтун, и я вернулся на свой законный край, играя вместе с Емелиным и Свинцицким. В следующем сезоне партнеры вновь сменились: выходил на лед с Безукладниковым и Горбачевым - и, по-моему, картины не портил.

-Почему же в канун нынешнего сезона вы решили перейти в "Рубин"?

- Появились разногласия с Цыгуровым. Он посчитал, что Иванов больше не нужен "Ладе", которая, дескать, обновляется, хотя многие игроки этого мнения тренера обо мне не разделяли. А почему Тюмень? Да просто выбора особого не было. Как-то разговорился с бывшим нападающим "Лады" Владимиром Зоркиным, играющим за "Рубин", и спросил его в шутку, не пристроишь ли, мол, к себе. А он воспринял это серьезно, и через какое-то время я уже беседовал с главным тренером "Рубина" Александром Кузьминым. Любопытно, что Кузьмин до самого старта чемпионата России никак не мог поверить в мой переход и все время переспрашивал: "Нет, ты точно приезжаешь?"

-Но ведь "Рубин" - это в каком-то смысле шаг назад.

- Мне понравилось, как тюменцы в прошлом сезоне в "плей-офф" "пошумели". Значит, есть у них потенциал. Конечно, требования к игрокам там несколько ниже, чем в Тольятти. Но за пять лет в "Ладе" Цыгуров научил меня профессионально относиться к делу, и я не считаю, что в Тюмени должен тренироваться и играть вполсилы.

-Могли бы вы сформулировать, чем Цыгуров отличается от других наставников?

- Прежде всего он - очень хороший стратег. Скажем, во имя достижения результата может против ведущей пятерки соперника выпустить своих лидеров: пусть они не забьют, но зато и не дадут этого сделать противнику, а остальные звенья "Лады" тем временем обеспечивают победу.

-А каков Кузьмин?

- Больших задач он пока перед командой не ставит. Говорит так: "Мы будем идти потихонечку, каждый год на место выше поднимаясь".

-В финансовом отношении "Рубин" - благополучный клуб?

- На бумажке все нормально, а на самом деле уже два месяца игроки не получали премиальных. Однако ребята не ропщут, бунтов не устраивают, верят, что все будет нормально.

-Тюмень - хоккейный город?

- Если вы имеете в виду зрительский интерес - безусловно. Как бы ни играла команда - дворец спорта всегда битком. А вот с детско-юношеским хоккеем ситуация просто плачевная. Детской школы попросту нет, как нет и хороших детских тренеров. А будь все это - "Рубин" бы резко прибавил. Ведь сибиряки - крепкие, здоровые люди.

-Вы ощущаете себя лидером команды?

- Я никогда не считал себя лучшим, даже когда больше всех забивал в Тольятти. Меня отец так воспитал, чтобы не зазнавался. Я, кстати, не люблю шумных компаний, привык к одиночеству. В хоккее же для меня авторитетов не существует - перед игрой все равны.

-Подметил одну особенность: вы иногда забрасываете три шайбы в одном матче, а затем несколько игр проводите вхолостую.

- Вы прямо как Цыгуров говорите! Согласен, была бы стабильность в моей игре, может, до сих пор играл в "Ладе". Вроде забиваешь, отдаешь, а потом - бац, и как заклинило. Не знаешь, что думать: то ли сглазил кто, то ли еще что...

-Вы суеверны?

- До чертиков. В Казани на днях свой талисман, фигурку быка, из сумки не вытащил - и гол с линии ворот не забил.

-Но вот в чем вас не упрекнешь, так это в недостаточной самоотдаче в матчах "плей-офф".

- Да, я могу настроить себя на самые важные игры, когда решается судьба чего-либо.

-Любитель побороться на "пятачке" - это про вас?

- Конечно. Часть площадки возле самых ворот противника - моя стихия, большинство голов забиваю именно оттуда. Сейчас редко увидишь, чтобы кто-то полез в эту гущу, я же всегда стремлюсь на "пятак".

-Там же больно!

- Зато сколько удовольствия получаешь: борешься, обманываешь защитника, вратаря!

-Не задумывались еще над тем, чем займетесь после окончания хоккейной карьеры?

- Больной для меня вопрос - ведь больше-то, откровенно говоря, я ничего делать и не умею. Поэтому и стараюсь задержаться в спорте.

-То есть вам все равно, за какую команду и в какой лиге играть, - лишь бы продлить хоккейное существование?

- Если сам почувствую, что не тяну, или услышу, как за спиной говорят: Иванов, мол, сдал, - сразу закончу. Но, надеюсь, такие времена наступят не скоро.

- Что, по-вашему, может продлить хоккейную жизнь Александра Иванова?

- Не что, а кто - моя жена первая помощница и советчица. Она для меня - главный тренер. Бывает, придешь домой после неудачного матча на душе муторно, а жена скажет: ничего, все у тебя еще получится, - и легче становится. Сложно мне сейчас без нее и сына, который занимается хоккеем в Электростали. Если останусь на будущий год в Тюмени - обязательно перевезу их к себе.

Владислав УТКИН