ФУТБОЛ |
Омари ТЕТРАДЗЕ
В "РОМЕ" МЕНЯ ПРИНЯЛИ, КАК НА КАВКАЗЕ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ |
из Рима |
-С новосельем, Омари Михайлович!
- Спасибо, спасибо. Кстати, каким временем вы располагаете?
-У меня целый день выделен для общения с правым защитником "Ромы".
- В таком случае, не поможете ли перевезти на квартиру вот эти веши.
Тетрадзе показывает на несколько сумок с надписью Nike - спонсора владикавказской "Алании", поставленных на выходе из 616-го номера отеля "Ченчероне". Все остальное новобранец столичного итальянского клуба уже перевез на квартиру, в которую собирается вместе с женой и ребенком окончательно перебраться к вечеру.
А с утра - тренировка. Первая после драматической для "Ромы" и прежде всего для моего собеседника развязки воскресного матча с "Реджаной" на "Стадио Олимпико", когда отменно игравший Тетрадзе - и надо же было такому случиться! - при счете 2:1 срезал мяч в собственные ворота. Почему-то уверен: если бы до конца оставалось минут 10, он бы пошел вперед как заправский форвард и искупил свою вину - забил бы сам или помог бы это сделать партнерам. Но в том-то и беда, что время было на исходе, и судья Бонфричо из Монцы уже нервно посматривал на секундомер. В воскресенье поздно вечером я, находясь во Флоренции, раз десять видел по телевизору повтор этого совершенно дурацкого автогола, и рука сама тянулась к трубке, чтобы задать лишь один волнующий меня и еще сотню тысяч римских тифози вопрос: "Омари, как же это произошло?" Но задать его - значит, посыпать соль на свежую рану. И потому я не звонил ему ни в воскресенье, ни в понедельник. И даже во вторник с утра, когда навестил его в Риме, около получаса вел "светский" разговор об испортившейся погоде, о Вечном городе, в котором Тетрадзе абсолютно неожиданно оказался за полтора месяца до начала российского чемпионата, о его предстоящем переезде из гостиницы на квартиру.
- Наверное, руководство "Ромы" специально выбрало для вас отель в центре Рима, чтобы вы сразу ощутили неповторимую красоту итальянской столицы.
- Вы правы. Чудесный район! Десять минут до "Пьяцца Испания" и четверть часа до Ватикана.
-И как вы воспользовались этим обстоятельством - Ватикан успели посетить?
- Это я успел еще в прошлом году, когда мы с женой совершали свадебное путешествие по Италии.
-И через год оказались игроком "Ромы". Вот это совпадение!
- Никакого совпадения - все было задумано заранее.
-А по какому принципу вы подбирали квартиру?
- Я хотел, чтобы она была между центром и Тригорией, где расположена база нашей команды. И после коротких поисков, кажется, нашел то, что надо.
-И что было надо?
- Как выяснилось, нам подошла пятикомнатная квартира на четвертом этаже 5-этажного дома. В ней уже стояла очень хорошая мебель, телевизор. Об этом позаботился клуб. Ну а все остальное - чашки, ложки, вилки, постельное белье - мы с женой покупали сами.
-Вам клуб будет оплачивать квартиру?
- Нет. По условиям контракта я должен это делать сам. Так же, как и машину буду приобретать за свои деньги.
-И на какую марку нацелились?
- Скорее всего это будет "Форд". Во-первых, это неплохая машина, а во-вторых, "Форд" - спонсор "Ромы". Правда, пока покупать ее нет смысла. Полиция должна проверить все документы, дать разрешение, и тогда я смогу сесть за руль.
-А все это время вы пользуетесь такси?
- Нет, клуб, прекрасно понимая, что автомобиль - не роскошь, а средство передвижения, с первого дня выделил мне машину с водителем.
-По-моему, руководство римского клуба не должно жалеть о дополнительных расходах подобного рода. До приезда в Рим я разговаривал в Болонье с тренером Ренцо Уливьери и во Флоренции с его коллегой из "Фиорентины" Клаудио Раньери. И оба они, словно сговорившись, давали вашей игре весьма лестную оценку, прежде всего отмечая то спокойствие, которое вы внесли в действия партнеров по обороне...
- ...Конечно, я внес спокойствие. Вот в воскресенье взял и спокойно забил гол в свои ворота.
-Такое с каждым может случиться.
- Но почему-то случилось в минувшем туре только со мной. Лишь одно утешает: в футболе не ошибается тот, кто сам не играет.
- Догадываюсь, что вам неприятно вспоминать этот эпизод, но все-таки хотелось бы узнать непосредственно от вас, что произошло на последней минуте в штрафной площади "Ромы".
- Что произошло? Навесная передача. Сутолока в штрафной неимоверная. Я стоял спиной к воротам. После единоборства мяч отскочил ко мне. Я разворачивался, хотел его отбить, мяч угодил в щиток и полетел в сторону ворот. Наверное, на какую-то долю секунды как раз в тот момент, когда поворачивался лицом к воротам, я их потерял. Очень обидно! Тем более что мы вели в счете - 2:0 - и умудрились пропустить два мяча, а имели столько выгодных моментов, сколько иной раз бывает в пяти матчах.
-После игры в раздевалке вас упрекнул кто-нибудь за этот промах?
- Нет, никто не посмел. Может быть потому, что у меня был такой расстроенный вид, что вряд ли кому-то хотелось еще произносить в мой адрес какие-то нелицеприятные слова. Наоборот, все ребята меня успокаивали. Они, конечно, тоже были огорчены. Ведь если бы мы выиграли, то с 33 очками прочно входили бы в лидирующую группу. Можно было, как говорится, смело смотреть в будущее. Впрочем, и сейчас ничего не потеряно.
-И тренер тоже вам ничего не сказал?
- Ничего. Наверное, потому, что я все остальное время играл нормально. Если бы не этот досадный эпизод, то я мог бы вам, положа руку на сердце, признаться: в матче против "Реджаны" я выглядел лучше, чем в двух предыдущих.
-А как выглядел ваш бывший одноклубник нападающий "Реджаны" Игорь Симутенков?
- Отлично выглядел. Не хочу обидеть его партнеров, но Симутенков был лучшим игроком в "Реджане". И свой гол забил он вовсе не случайно.
-"Рома" следующий матч проводит на "Сан-Сиро" с "Миланом". Вы сможете выставить сильнейший состав?
- Трудно сказать. У Фонсеки по-прежнему побаливает нога. Он потянул связки. Потом, правда, играл за сборную Уругвая. Вернулся и перед отъездом в Геную на матч с "Сампдорией" на тренировке снова получил травму. Конечно, для "Ромы" это потеря.
-Интересно, а как к российскому легионеру относятся латиноамериканские?
- Точно так же, как итальянцы. Я сразу почувствовал себя в "Роме" так, будто играл в ней всю жизнь. Очень тепло ребята меня приняли. Как принимают у нас на Кавказе. Они, по всей вероятности, понимали, насколько сложно мне без специальной серьезной подготовки в разгар итальянского чемпионата войти в него. И такие тяжелые дни у меня будут до конца первенства. Но внутренне я готов к этим испытаниям и скидки для себя никакой не делаю.
-А какие еще проблемы стоят перед вами?
- Нужно привыкнуть к новому образу жизни, а главная задача - выучить итальянский. Без языка и на поле, и за его пределами ощущаю себя глухонемым.
-Итальянцы по своему темпераменту, по жестикуляции похожи на грузин...
- Может быть, и похожи. Но итальянский язык похож на грузинский в той же степени, как русский на английский.
-Но к итальянской кухне вы, надеюсь, уже привыкли?
- С первой минуты пребывания на итальянской земле. Особенно мне нравятся спагетти со сметаной и ветчиной. Вот и сегодня после тренировки я заказал себе это блюдо.
-А сколько тренировок сегодня?
- Во вторник всегда одна, в среду - две, в четверг, пятницу и субботу - по одной. А в воскресенье, как вы знаете, игра.
-За сколько дней до игры вас забирают на сбор?
- Мы собираемся вместе в Тригории в пятницу в 8 часов вечера. Время до матча пролетает незаметно. У "Ромы" отличная база. Шесть футбольных полей, бассейн, тренажерный зал, гостиница с отличными номерами. В общем, для футболистов здесь созданы все условия - только играй!
-А за сборную России с югославами вы сыграть собираетесь?
- Обязательно. Приглашение из Москвы наш клуб уже получил. И все же позвоню Борису Петровичу Игнатьеву, чтобы уточнить, когда нужно приехать. А визу в югославском консульстве я в понедельник уже поставил.
...Омари Тетрадзе смотрит на часы. Стрелка приближается к половине девятого утра. - Пора спускаться вниз. Там наверняка уже ждет машина. За 30 минут до начала тренировки я должен быть на базе.
Мы налегке спускаемся на лифте. Тетрадзе не берет с собой ни одну из спортивных сумок с надписью Nike. Во-первых, у "Ромы" не тот спонсор, что у "Алании", а во-вторых, все вещи, вычищенные и отутюженные, необходимые для тренировки, ждут Тетрадзе в раздевалке на базе в Тригории, где в 10.00 начинается очередной рабочий день российского легионера в итальянском столичном клубе.