Газета Спорт-Экспресс от 6 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 марта 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Жан АЛЕЗИ

В ЭТОМ СЕЗОНЕ О "БЕНЕТТОНЕ" БУДУТ ГОВОРИТЬ ВСЕ!

В канун прошлого чемпионата, почти сразу после того, как Жан Алези оказался пилотом "Бенеттона", пресса повела на него настоящую психологическую атаку. Не было, кажется, ни одного автоспортивного издания, которое бы перед началом сезона ни украсило свою обложку портретом Жана со словами: "Чемпион мира 1996 года".

Алези - человек вспыльчивый, но искренний, впечатлительный и... доверчивый. Он поверил громогласным прогнозам прессы. Сделать это было легче легкого, ведь эти прогнозы так совпадали с его мечтой! Но вместо триумфа 47-й чемпионат мира принес французу только боль и разочарование.

Впервые за последние пять лет "Бенеттон" не одержал в сезоне ни одной победы, в чем все те же журналисты (видимо, раздосадованные тем, что не сбылся их такой красивый и такой смелый прогноз!) спешно обвинили новых пилотов команды - чемпиона мира. И Алези в первую очередь.

Минувший год стал для француза мучительным уроком. Который он усвоил, как кажется, очень крепко. И теперь не поддается ни на какие провокации. Даже со стороны своего партнера и друга Герхарда Бергера, который не побоялся провозгласить: "Чемпионом мира-97 станет пилот "Бенеттона"!"

-Как вы думаете, Жан, этот год будет лучше предыдущего?

- Уверен в этом. Самое важное отличие этого года от предыдущего - это то, что мы получили машину для тестов гораздо раньше, чем год назад, а значит, сумели поработать над ее доводкой в несколько раз больше. Честно говоря, впервые за все время моего пребывания в "Формуле-1" я так рано сел за руль новой машины.

-Создалось впечатление, что основную тестовую работу при подготовке "Бенеттона" к нынешнему чемпионату провел ваш партнер Герхард Бергер...

- Это и в самом деле так. Но это - вопрос склонностей и опыта, которого у Герхарда несравненно больше, чем у меня. Я же этой зимой решал другую задачу - для того, чтобы у нас в предстоящем чемпионате не возникали те же проблемы, что и в прошлом, я учился работать с данными телеметрии. Словом (смеется), на 33-м году жизни снова в школу пошел!

-Ваши впечатления от нового двигателя Renault RS9?

- Очень мощный, но в то же время легкий и компактный, и это последнее - лучшая новость для наших конструкторов, потому что, опираясь на характеристики нового мотора, они смогли спроектировать более компактное и легкое шасси, что, в свою очередь, здорово сказалось на управляемости В197. Естественно, в лучшую сторону.

-Прошлогодний "Бенеттон" В196 вы и Бергер называли чрезвычайно нервным...

- Немножко не так. Все проблемы шли из-за того, что прошлогодняя конструкция не позволяла нам тормозить в поворотах максимально поздно, а это характерная черта пилотирования, общая для нас с Герхардом.

-За зиму вы сумели разрешить все мучившие вас год назад проблемы?

- Наши проблемы не были связаны только с машиной. Они были гораздо более личными, если так можно сказать. Если ты - новичок в команде, какими были мы с Герхардом в "Бенеттоне"-96, случается, что путаешь имя механика, с которым разговариваешь. И это создает трудности: они же такие же люди, как мы, и обижаются. И трудно бывает иногда такую вот обиду забыть сразу. Человеческие отношения между гонщиком и его командой гораздо важнее, чем кажется со стороны. Именно они-то и были главной проблемой для нас год назад, но сейчас все изменилось. Герхард, я и команда понимаем друг друга намного лучше.

-В прошлом году вы как-то обмолвились, что ни разу за весь сезон не получили удовольствия от гонок, а самым тяжелым воспоминанием назвали "Гран-при Монако", где, будучи лидером, сошли вы, и "Гран-при Германии", где за два круга до совершенно реальной победы сошел ваш друг Бергер. Удалось расстаться с этими воспоминаниями?

- Такие поражения выбросить из памяти очень трудно, хотя и нужно бы. Ни я, ни Герхард ничего, конечно, не забыли, просто эмоции улеглись, а сами события чуть-чуть ушли в тень. Хотя Герхард, надо сказать, с трудом отошел от немецкой гонки (за два крута до финиша на машине Бергера, лидировавшего в гонке, без всякой причины загорелся двигатель. - О.Л.) - неделю после Хоккенхайма он прятался от всех на своей яхте где-то в Средиземном море...

-Год назад "Бенеттону" не досталось ни одной победы, но ваши результаты были намного лучше результатов вашего партнера. В этом сезоне это даст вам в команде какое-то преимущество перед ним?

- Мы с Герхардом партнеры по команде уже пятый год. И мы не просто партнеры, мы друзья. И никогда не искали каких-то искусственных привилегий друг относительно друга. Я искренне люблю Бергера и уважаю. Когда плохо ему, я работаю на него, когда плохо мне, он работает на меня. Это хранит нас обоих от громадного количества неприятностей. Но, несмотря на это, наше соперничество в гонках отнюдь не кажущееся - мы всегда сражаемся друг с другом отчаянно, но и предельно честно и чисто. И именно это для меня важнее всего, ведь гонки сами по себе занятие опасное, а если гонщики не исповедуют принципов "фэйр-плэй", то могут стать и смертельно опасными. Кстати, одна деталь, раз уж вы спросили о наших с Горхардом отношениях. Недавно на тестах мы с ним пришли к мысли, что неплохо было бы вместе написать книгу.

-О чем же могла бы быть написана такая книга?

- Она поведала бы миру обо всех забавных приключениях, случившихся с нами с тех пор, как мы стали партнерами по команде - и в "Феррари", и в "Бенеттоне".

-Техническая группа "Бенеттона" за зиму здорово изменилась - в "Феррари" ушли Росс Браун и Рори Бирн...

- Зато у нас есть Пэт Симмондс! Все, что я хотел бы сказать по поводу смены инженеров: новая машина чувствует себя хорошо, значит, и команда тоже.

-Вы высокого мнения о новой машине. Может быть, она напоминает вам "Феррари" 1995 года, о которой вы тогда сказали: "Это - лучшая "Феррари" в моей жизни"?

- Да. В чем-то - да.

-Вам по-прежнему не хватает "Феррари"?

- Уже нет. Я провел пять лет в этой команде и сохранил фантастические воспоминания. Но теперь мне хорошо там, где я сейчас.

-А где вы можете оказаться через год? Вы уже разговаривали с Аленом Простом на эту тему?

- Мы разговариваем с ним довольно часто и на разные темы, потому что мы друзья. Это он убедил меня купить потрясающий велосипед - теперь мы катаемся вместе. В этом деле я целиком полагаюсь на него - Ален в велоспорте настоящий профи! Правда, с тех пор, как он стал хозяином команды, мы видимся гораздо реже. У него появилась масса разных проблем, и на велосипедные прогулки я вынужден отправляться в одиночестве.

-И все-таки - будете ли вы выступать за "Прост-Пежо" в 1998 году?

- Я не знаю, что случится через год. И никто не знает. Нужно подождать и посмотреть.

- Говорят, нынешней зимой вы, помимо тестов, занимались общефизической подготовкой по специальной программе и чуть ли не по восемь часов в день (в тренажерном зале часа три-четыре, потом лыжный кросс, а вечером еще и скалолазание на специальном имитаторе - часа два)?

- Почему только нынешней зимой? Или вы всерьез считаете, что фитнессом занят один Шумахер? Каждый из нас зимой занимается ОФП. И должен признаться, что выдерживать эти нагрузки гораздо труднее, чем в гонках. Герхард, например, каждый день пробегал на лыжах километров по 20 - 30. Я вместе со своим тренером тоже. В Курмайере, в Италии, где мы с Кумико и дочкой жили зимой. Удивительное место - тихо, людей мало, снег белизны необыкновенной... Правда, однажды я чуть под лавину не угодил. Большего страха в жизни не испытывал! Примчался домой, схватил Кумико и дочку в охапку, запихал в машину - и ходу оттуда! Хотя дня через три вернулся обратно.

-Ваша дочь, Елена Моино, родилась 19 ноября. Это что-то изменило в вашей жизни?

- Я теперь очень хорошо понимаю Герхарда, который говорил, что у него роман с собственной дочерью. Она... Она потрясающая! И в отличие от меня очень спокойная - ночью спит, не плачет. Наверное, у нее характер от Кумико.

-Жан, а мысль о том, что вы - один из пяти самых возрастных гонщиков нынешней "Формулы-1", часто приходит вам в голову?

- Иногда я в самом деле вспоминаю об этом. Когда вижу парней, с которыми еще вчера гонялся на одних трассах, без комбезов и шлемов. Это немного странно. И заставляет почувствовать себя старее, что ли. Но я еще не настолько стар, чтобы отказаться от желания побеждать. Мне в конце концов только 32 года!

-Мы увидим вас на подиуме в этом году?

- Я буду стараться сделать все, что могу. И реально ощущаю, что, если дела пойдут так, как мы планируем, смогу подниматься на подиум в каждой гонке!

Ольга ЛИНДЕ