Газета Спорт-Экспресс от 7 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 марта 1997 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

НУ, У КОГО ТАМ СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ?

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Сначала регулярного чемпионата НХЛ прошло пять месяцев. До его окончания остался один. До начала розыгрыша Кубка Стэнли - месяц. До его окончания - три. И если бы меня сегодня спросили, как закончится чемпионат и как - розыгрыш Кубка, ответить на второй вопрос мне было бы проще, чем на первый. Скорее всего потому, что таблица чемпионата более чем на три четверти заполнена, а сетка кубкового турнира пуста. Наверное, выглядит мое объяснение странновато. Но в спорте логично далеко не все.

Что за материал для прогнозов дает нам таблица? Вот уже полмесяца, как ее внешний вид на страницах многих газет изменился. Они словно забыли, что помимо деления на две зоны (или, как их здесь именуют, конференции) - Восточную и Западную, существует, еще одно, более мелкое - на группы (или дивизионы), по две в каждой зоне. Теперь большинство газет располагают 26 команд лиги, пользуясь иной градацией. Под восемью лучшими клубами каждой зоны проведена черта, а дальше идут по пять остальных.

Нет, никто, понятно, ничего не забыл. Просто по 8 команд из обеих зон будут играть в кубковом турнире, а по пять - нет. Если бы чемпионат завершился сегодня, то те в общей сложности десять клубов, что оказались ниже черты, не были бы допущены к "плей-офф". Но чемпионат финиширует лишь тогда, когда будет сыгран последний, 1066-й, его матч. Значит, перемещения неизбежны, и кое-кто из тех, кто воспарил над чертой, спустится ниже нее, и наоборот. Однако лишь кое-кто.

Пробежав взглядом таблицы, вы наверняка согласитесь со мной: 6 команд с Востока и 5 с Запада, даже сыграв оставшиеся матчи ниже среднего, очень уж низко не падут: каждой осталось ведь по 17 - 18 встреч. И с той же степенью уверенности можно предсказать, что "Бостон Брюинз", "Торонто Мэйпл Ливз" и "Сан-Хосе Шаркс" не спасет даже мощный спурт на финише. Да и откуда ему взяться-то, спурту? Таким образом, будущее дюжины или почти половины участников - в тумане.

Абсолютно исключено, что благополучная дюжина, уже не обеспокоенная своим турнирным положением, или те трое, кому уже некуда больше спешить, станут распределять в оставшихся матчах очки по своему усмотрению, как это на моей памяти случалось в разные времена в советском спорте. Так устроен здесь чемпионат, что не только все команды, но и каждый игрок и тренер независимо от состояния таблицы всегда заинтересованы в том, чтобы каждый матч провести наилучшим образом. НХЛовский тренер не поверит, что его коллега из далекой страны может, если высокое место его команде обеспечено, распорядиться: "Сегодня ведущая тройка отдыхает - а ее заменят молодые из запаса". (Давая такое указание, Анатолий Тарасов использовал термин собственного изобретения "полуфабрикаты".) Здешнему тренеру не позволят сделать это владельцы клуба: зритель просто-напросто не придет на следующий матч, как не пойдет человек в ресторан, где ему вместо обещанной осетрины по-московски подали частик в томате, но денег взяли за этот самый частик, как за осетрину.

Так что сомнений нет: высокое напряжение сохранится до самой последней минуты самого последнего матча чемпионата. И перестановок внутри всех трех групп - не имеющих шансов попасть в восьмерки, сражающихся за это право и уже его обретших, - будет предостаточно.

А когда турнирные таблицы обретут свой окончательный вид, все 16 участников кубкового турнира наподобие солдат, которые носят в своих ранцах маршальский жезл, уложат в свои баулы Кубок Стэнли. Это - не голый образ. Вот только что едва живой "Вашингтон Кэпиталз" приобрел путем обмена с "Бостон Брюинз" три знаменитости - Адама Оутса, Рика Токкета и Била Рэнфорда. Тратить на них в год клубу придется без малого 10 миллионов долларов. Чтобы только выйти в "плей-офф", дороговато. Выходит, "Кэпиталз" замахивается на большее.

В Америке честолюбивые надежды команд разжигает пресса. Газет общенациональных в этой стране почти нет. А газеты городов, которые эти 16 команд представляют, громко и настойчиво требуют от земляков конечной победы. И дают рецепты, как победить.

Мне, журналисту, к местной прессе отношения не имеющему, видимо, проще анализировать и прогнозировать, чем моим американским коллегам, которым, как любому смертному, хочется выдавать желаемое за действительное. У меня ни среди 26 команд, играющих в чемпионате, ни среди 16, которые будут играть в кубковом турнире, "своих" нет. Вместо "своих" команд у меня за те 18 сезонов, что я смотрю хоккей в Северной Америке, сформировались свои критерии, которыми я пользуюсь, оценивая шансы претендентов на Кубок. По моему глубокому убеждению, завоевать его способна лишь команда, владеющая полным набором обязательных качеств. Все эти качества важны одинаково. Вот они:

1. Опыт участия хоккеистов в кубковых турнирах на уровне не ниже полуфиналов.

2. Наличие выдающегося вратаря, которому по силам на последнем этапе турнира не просто сыграть без ошибок, но отразить в каждом из по крайней мере полутора десятков матчей по 35 - 40 труднейших бросков.

3. В каждой линии должен быть хотя бы один мастер из десятки лучших игроков своего амплуа.

4. Наличие суперзвезды.

5. Отсутствие откровенно слабых мест в составе.

6. Наивысшая к началу кубкового турнира форма.

7. Несгибаемый характер команды.

Словом, семь пядей во лбу. В моем представлении они, собранные вместе, создают своего рода эталон, определяющий, годится ли команда в чемпионы. При всей важности прочих достоинств: гибкости тактики, квалифицированных запасных, наличия двух-трех умелых кулачных бойцов, они, эти прочие, - из категории желательных, дополняющих главные.

История Кубка знает исключения из этого правила. В позапрошлом году его выиграла команда, не имевшая форвардов с громкими именами. Но, во-первых, без исключений правил не бывает. Во-вторых, случилось это в редчайшем сезоне, когда на эталон не потянул никто в лиге.

Попробуем, приложив этот эталон к нынешним соискателям Кубка, предсказать, кому он достанется в июне. Сразу ограничим число претендующих 11 командами, которые практически обеспечили себе места в "плей-офф".

Очевидно, что набравший среди них меньше всех очков "Эдмонтон Ойлерс" не отвечает большинству названных требований. Он и в регулярном чемпионате проиграл почти столько же матчей, сколько выиграл, причем не раз терпел разгромные поражения.

Стоящий чуть выше "Нью-Йорк Рейнджерс" обладает многими достоинствами. Его вратарь Майк Рихтер - из тех, кому по силам спасти матч в одиночку. Брайан Лич - самый результативный защитник лиги. Давать характеристику центрфорварду Уэйну Гретцки - без надобности, о нем написано и сказано больше, чем о любом хоккеисте мира, играющем или сошедшем. Если есть в "Рейнджерс" неустойчивые духом, то капитан команды Марк Мессье кого угодно излечит от этого недуга. И тот, и другой, и третий, да и еще полдюжины игроков "Рейнджерс" носят на руках чемпионские перстни. Но при всем при том не ходить любимой команде столицы мира в чемпионах на сей раз. Полноценных мастеров не наберется в ней не то что на четыре, но и на три звена форвардов. Прошло уже больше месяца, как выбыл из-за повреждения колена нападающий Алексей Ковалев, однако до сих пор не находится мало-мальски приемлемая ему замена.

С командой Нью-Йорка соседствует питтсбургская. В ней есть два хоккеиста, чьи имена наводят почти священный трепет на конкурентов - Марио Лемье и Яромир Ягр. Но дело даже не в том, что Ягр не вылечит поврежденную на днях ногу до "плей-офф". Хуже то, что нет у "Пингвинов" ни игрока, который может сцементировать оборону, ни вратаря, с которым команда может чувствовать себя в финальных играх, как за каменной стеной.

"Даллас Старз" и "Баффало Сэйбрз" независимо от их успехов в розыгрыше Кубка должны быть признаны героями сезона. Но по отношению к обоим уместно некрасовское: "Все, что мог, ты уже совершил". Они достигли своих вторых мест тяжким трудом и отдали слишком много сил. карабкаясь к вершине. Если не растащат их к осени, то, укрепив составы и обогатившись опытом нынешнего кубкового турнира, и тот, и другой превратятся в полноценных претендентов на первенство.

Тот путь, что проделали эти команды сейчас, в минувшем году прошли флоридские "Пантеры". Они тоже прорвались в "плей-офф" и даже добрались до финала благодаря железному характеру команды. Полдела они сделали: они знают, почем фунт лиха в кубковом турнире. Но есть еще другая половина - состав. Верно, вратарь у "Пантер", Джон Ванбисбрук, такой, какого мечтает иметь любая команда. Но игрока экстра-класса нет ни в обороне, ни в нападении. Потому и потолок их возможностей стал ниже.

Остаются четверо. В том числе "Детройт Ред Уингз" - клуб, в котором больше, чем где бы то ни было питомцев российского хоккея - пять. Закалили ли прошлогодние неудачи характер команды, которого именно и не хватило - при ее-то звездном составе, чтобы быть первой и год, и два назад? В нынешнем сезоне она выступает не так ярко, как в предыдущих. Когда я сказал об этом Вячеславу Фетисову, он задумчиво заметил: "Ну и что толку? Лучше ярко сыграть, когда надо". Довод серьезный. И все же абсолютной веры в "детройтские крылышки" после их хронических срывов на финише нет.

"Девилз", "Филадельфия Флайерс" и "Колорадо Эвеланш" выглядят внушительней. Если то, что я назвал эталоном, действительно является таковым, то все трое подходят в чемпионы по всем пунктам. У "Лавины" есть в воротах Патрик Руа, в защите - Сандис Озолиньш, в нападении - Джо Сакик и Валерий Каменский, а самое главное - есть игрок необозримых возможностей Петер Форсберг. "Флайерз" не хватало лидера в защите. Теперь он есть - великий Пол Коффи.

Но я бы из этих трех отдал предпочтение "Дэвилз". Накануне окончания чемпионата судьба послала им, пользуясь карточным жаргоном, козырного туза - Дуга Гилмора, человека из той редкой породы спортсменов, чье присутствие в команде поднимает ее на иной, более высокий уровень. "Дьяволы" до сих пор играли то лучше, то хуже, но всегда несколько бледно. Приход Гилмора их преобразил. Прежде они исправно, но без вдохновения трудились на льду, сейчас - таково по крайней мере впечатление - испытывают радость от игры. Так это ведь и есть то, что называется спортивной формой. При прочих равных условиях она дает ее обладателю преимущество перед остальными.

...Признаться, я сам несколько смущен логичностью своих рассуждений на тему исхода кубковой борьбы. Смущен потому, что мне, скоро уже сорок лет пишущему о спорте, доподлинно известно: логика торжествует в нем далеко не всегда. Иначе у него не было бы такого несметного количества поклонников.

Евгений РУБИН
- собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке