Газета Спорт-Экспресс от 2 июня 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июня 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В 48-м чемпионате мира назревают главные события. И речь даже не о том, что после "Гран-при Франции" более или менее обрисовалась основная интрига схватки за титул чемпиона мира - погоня Жака Вильнева за Михаэлем Шумахером. А о том, что стоило чемпионату приблизиться к рубикону, как сразу же накатил настоящий шквал слухов о возможных переходах пилотов из команды в команду. Именно тема переходов оказалась основной в кулуарах Маньи-Кур.

ОКАЖУТСЯ ЛИ ХИЛЛ И ВИЛЬНЕВ В КОМАНДЕ ПРОСТА?

Раскладывать пасьянс с трансферами - любимейшее занятие всех представителей формулической прессы. Правда, результат, как и в картах (сойдется - не сойдется?), непредсказуемый. А в сезоне-97 непредсказуемость эта приобрела просто космический характер. Хотя бы по той причине, что одновременно с окончанием чемпионата закончатся контракты сразу у восьми основных пилотов - Дэмона Хилла, Жака Вильнева, Герхарда Бергера, Жана Алези, Мики Хаккинена. Дэвида Култхарда, Эдди Ирвина и Оливье Паниса. Мало этого. Если бы вероятные сочетания будущих ансамблей "пилоты/команда" нужно было выбирать лишь из числа этих восьми, все было бы довольно просто. Но есть и еще одно привходящее обстоятельство, роднящее пасьянс сезона-97 с гаданием на кофейной гуще - это группа молодых пилотов, стремящихся во весь голос заявить о своих правах на место под солнцем "Формулы-1". Уравнение с та-аким количеством переменных, а порой и неизвестных величин решению не поддается.

А посему я не стану приводить никаких собственных догадок по этому поводу. Просто попытаюсь стройно изложить все версии предстоящих переходов, с которыми успела познакомиться за три дня, проведенных в паддоках "Гран-при Франции".

Вопросов номер один сразу два. И звучат они так: в какой команде в будущем сезоне будут выступать чемпион мира-96 Дэмон Хилл, прозябающий в "Эрроузе", и вице-чемпион мира-96 Жак Вильнев, угодивший в стрессовую ситуацию в "Уильямсе"? Всякий уважающий себя пасьянс имеет ключевые фигуры, и для нашего гадания ключевыми являются именно Хилл и Вильнев.

Напомню, что еще два месяца назад Фрэнк Уильямс объявил, что контракт с Вильневом уже продлен еще на год. Однако во время "Гран-при Канады" в Монреале сам Жак на пресс-конференции отчетливо дал понять, что никаких официальных документов между ним и Уильямсом пока не подписано. А накануне канадского этапа, в Испании, я обратила внимание, что менеджер Вильнева Крейг Поллок с четверга по воскресенье не вылезал из боксов и моторхоумов команды Алена Проста, где, судя по всему, чувствовал себя как дома. Да и сам Прост откровенно назвал имя Вильнева в списке наиболее желанных для него пилотов "Прост-Пежо" образца 1998 года.

Впрочем, в этом списке наравне с Вильневом и даже чуть выше его значилось и имя Дэмона Хилла, а также имена Оливье Паниса и Жана Алези. Но, к примеру, во Франции Жак Кальве, глава фирмы "Пежо", открыто заявил журналистам, что по взаимному соглашению между Простом и "Пежо" одним из пилотов команды обязательно должен быть француз, а не "франкофон" (так называют представителей франкоговорящих стран, к которым частично относится и Канада). Не значит ли это, что одна из вакансий на сезон-98 в команде Проста уже заполнена - и занял ее не француз? Сам владелец конюшни в минувший уик-энд в Маньи-Кур обмолвился, что оговорил за собой право option на Ярно Трулли на сезон-98, которое вообще-то принадлежит Флавио Бриаторе. А, к примеру, один из весьма информированных представителей английской прессы во всеуслышание заявил в пресс-центре, что уже на предстоящем 13 июля "Гранпри Великобритании" в Сильверстоуне вместо Синдзи Накано одну из машин Проста поведет... Хилл! При этом спокойно сообщил, что Том Уолкиншоу, которому принадлежит право option на Хилла (но которое кончается в июле), дал согласие на переход, прекрасно понимая, что не имеет права и дальше подвергать гонщика столь высокого класса, как Дэмон, такому довольно унизительному испытанию, как пилотирование, прямо скажем, убогого детища Франка Дерни по имени "Эрроуз". Сам же Хилл на все расспросы отвечал своей фирменной улыбочкой: "У меня много предложений, и для меня сейчас самое важное - не ошибиться".

А Вильнев, судя по некоторым деталям, все-таки останется на будущий год в "Уильямсе"...

Как вы понимаете, все эти слухи и разговоры не могут не отражаться на гонщиках. И к чисто спортивному привычному напряжению - ситуация-то в чемпионате, как вы помните, далека от определенности - добавляется напряжение психологическое. Поскольку нужно как-то доказывать, что ты лучше, чем возможные претенденты на твое место.

Если не получается предъявлять веские аргументы в свою пользу на трассе, приходится прибегать к словесным. Именно этим был занят в минувший уик-энд нынешний лидер "Макларена" Дэвид Култхард. Своего нынешнего партнера Мику Хаккинена он в своих пылких монологах зацепил лишь краешком, поскольку уверен, что с препятствием в лице финна уже справился: "Мика считается одним из быстрейших гонщиков, но я еду быстрее и лучше него".

Основной запас красноречия Култхарда достался Хиллу: "Приглашение Дэмона в "Макларен" может стать роковой ошибкой. Что он даст команде такого, чего не могу дать я? Во второй половине чемпионата-95 я стабильно был лучше, чем он, да и по скорости ему ни в чем не уступаю!"

Нет, все же я решусь сделать один вывод, хотя и намеревалась этого не делать. Раз Култхард расщедрился на столь пламенную речь, значит, шанс увидеть Хилла в "Макларене" невероятно реален! Тем более что Хилл имел невероятно реальный шанс пилотировать "Макларен" уже в этом году: Рон Деннис фактически подписал с ним контракт, когда правом вето воспользовались партнеры из "Мерседеса", разозлившиеся на то, что Деннис не взял в команду Ральфа Шумахера ("Макларен" находится не в той ситуации, - сказал Деннис, - когда я решился бы доверить мою машину необстрелянному новичку").

Кстати, "Макларен" и команда Проста далеко не исчерпывают собой список желающих заручиться услугами пока что действующего чемпиона мира. Я лично наблюдала в паддоках "Гран-при Франции" любопытнейшую картину: Хилл и его менеджер Майкл Брин долго что-то обсуждали с господином Котуром, а потом Дэмон записывал в записной книжке этого господина (являющегося, к слову, личным секретарем господина Жана Тодта, спортивного директора "Феррари") номера телефонов, своих и мистера Брина...

Кстати, о "Феррари". Двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, в суперконтракте которого со Скудерией черным по белому записан пункт о том, что немец имеет право выбирать партнеров. Так вот в интервью миланской La Gazzetta dello Sport Шумахер сказал: "Эдди (Ирвин. - О.Л.) превосходный партнер по команде, тактичный, лояльный и быстрый. Мы отлично ладим, продуктивно работаем вместе, а потому я не вижу никаких поводов, чтобы что-то менять". Могучая поддержка для Ирвина! Который, впрочем, со своей стороны, тоже предпринимает прямо-таки героические усилия, чтобы ублажить своего царственного партнера и остаться в "Феррари", жизнь в которой его целиком устраивает (от него, как от второго номера, особенных усилий не требуют, но платят хорошие деньги и позволяют называться топ-пилотом и вкушать плоды сего высокого звания, а большего Эдди не нужно!). К примеру, во время пресс-конференции с победителями в Маньи-Кур у Шумахера не сразу заработал микрофон - так Эдди мгновенно пододвинул ему свой! Михаэль благосклонно улыбнулся и похлопал ирландца по плечу: "Хороший партнер!" На место Ирвина в "Феррари" претендуют, по слухам, два Мики, Сало и Хаккинен, ни один из которых подобной услужливостью не страдает...

Ну и, конечно, многих интересует, где в будущем сезоне окажутся Жан Алези и Герхард Бергер, уникальная в истории "Формулы-1" пара пилотов. Велик шанс снова увидеть их вместе - в "Бенеттоне", хотя Алези тут явно неуютно. К тому же некоторые французские журналисты о контракте Алези - Прост пишут как о деле давно свершившемся (кстати, Панис, судя по всему, этого страшно боится, иначе откуда бы взяться его замаскированным под дружеские шутки, но все равно довольно злым шпилькам в адрес Алези!). А немецкоговорящая часть формулического пресс-центра в минувший уик-энд распространила слух о том, что второй "Бенеттон" до конца этого сезона будет пилотировать Александр Вюрц, поскольку Бергер уже в Сильверстоуне через две недели выведет на старт... "Заубер"! Часть моих коллег-журналистов сделала из этого слуха довольно неожиданный вывод: мол, тот факт, что Бергер уже в середине сезона пересаживается в другую команду, говорит о том, что в будущем году - или даже уже в этом - он сядет за руль... машины Проста! А согласно версии итальянской прессы, пара пилотов "Бенеттона" в сезоне-98 будет выглядеть так: Алези и... Физикелла, поскольку этот вариант очень устраивает фирму "Мекахром", которая с 1998 года будет поставлять "Бенеттону" (как и "Уильямсу") моторы "Рено", переименованные в "Мекахром".

Самого Бергера по причине синусита во Франции не было, и на вопросы о будущем обоих отвечал главным образом Алези. Делал он это своеобразно. "Ситуация такова, что я вынужден общаться с ним, - сказал Алези, когда его спросили об Александре Вюрце. - Но не воспринимаю его как своего партнера по команде. Сотрудничества между нами нет. Он ведет себя, мягко говоря, странно, а его комментарии - назовем это так - неожиданны: о манере пилотирования, о конкурентоспособности, моих и Бергера, о "Формуле-1" в целом... Пять лет мы с Герхардом работаем в команде как одно целое. Если проблемы возникали у одного из нас, мы решали их вдвоем. Если проблемы возникали у команды, мы тоже набрасывались на них вместе. Если наши точки зрения не совпадали, мы всегда искали и находили лучший из возможных и взаимоприемлемый вариант. Но этому мальчику я ничего этого не намерен объяснять. Потому что скоро Герхард вернется".

Ольга ЛИНДЕ

Маньи-Кур - Москва