ТЕННИС |
Лариса ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
ЭТОТ УИМБЛДОН ЗАПОМНЮ НАВСЕГДА
Уимблдон-97 уже стал историей. И одной из его героинь стала, без сомнения, 16-летняя россиянка Анна Курникова. С Ларисой Дмитриевной Преображенской, ее тренером, мы встретились на прошлой неделе - через несколько дней после того, как она возвратилась из Лондона.
-Лариса Дмитриевна, признайтесь: прошедший Уимблдон наверняка запомнится вам прежде всего удачным выступлением Ани?
- Да, в этом году я приехала на Уимблдон не в первый раз, однако впервые в моей тренерской работе там выступала моя ученица, которая сразу же вышла в полуфинал. Было очень приятно, тем более что играла Аня очень хорошо. До этого она участвовала на Уимблдоне только в юниорских соревнованиях: два года назад попала в четверку сильнейших.
-С вашей точки зрения, закономерно ли, что на своих первых турнирах "Большого шлема" лучший результат Курникова показала именно на траве Уимблдона?
- Дебютируя на турнирах "Большого шлема" - в Нью-Йорке на US Open, Аня дошла до четвертого круга, где встретилась с возглавлявшей тогда мировую классификацию Штеффи Граф. В Париже она тоже проиграла первой ракетке мира - Хингис, но в третьем круге. В Лондоне же Курникова и Хингис встретились в полуфинале. Так что, сами понимаете, многое зависит от жеребьевки.
-Несмотря на одинаковый исход - поражение - матчи Курниковой против Хингис на "Ролан Гаррос" и на Уимблдоне получились совсем разными. За счет чего?
- Аня играет в быстрый теннис, и я считаю, что хотя она готова успешно выступать на любых покрытиях, трава, как и другие быстрые корты, в принципе для нее предпочтительнее.
-А для Хингис?
- Хингис в одном из интервью сказала, что ненавидит траву. В финале против Новотной поначалу казалось, что она не только вышла на матч без какого-либо плана, но и играет без настроения. Но в какой-то момент во втором сете Хингис почувствовала свою игру и сделала все для того, чтобы изменить ход борьбы. Зная, что Хингис не любит траву, я просто поразилась, насколько хорошо она играла во втором и третьем сетах.
-Планировалось ли, что Курникова "выстрелит" на Уимблдоне?
- Такой результат, конечно же, не планировался. Да и как можно что-то планировать, когда девочке всего 16 лет! Помогло, конечно, и стечение обстоятельств, не без этого. Очень тяжелым получился матч второго круга против немки Риттнер, которая играет в ярко выраженном атакующем стиле, часто применяя резаные удары. Сначала Ане было трудно приспособиться к такой игре, но во втором сете при счете 5:1 в пользу Риттнер она нашла в себе силы заиграть очень здорово и, отыгравшись с трех матч-пойнтов, потом уже все держала в своих руках.
-Анна демонстрирует свой лучший теннис как раз в те минуты, когда оказывается в непростой ситуации. Это особенность ее психики?
- Я считаю, что да. Есть немало игроков, которые на тренировках показывают все свое умение, а на соревнованиях оно у них куда-то исчезает. Аня же, наоборот, любит играть именно при стечении публики, ей это нравится, это ее стихия.
-Еще, наверное, этот Уимблдон запомнился вам плохой погодой...
- Да, из-за дождя иногда приходилось ждать начала матча по пять часов, и это, конечно, выводило игроков из равновесия. Часто побеждал тот, у кого были крепче нервы и кто после долгого ожидания мог настроиться на игру. Кроме того, большое значение имело другое обстоятельство. Обычно на турнирах "Большого шлема" все игры проводятся через день. Скажем, в среду ты играешь одиночку, а в четверг отдыхаешь или играешь пару. А тут из-за дождя все расписание сломалось, и вторая неделя получилась необычайно насыщенной. Были два дня, когда Аня играла и одиночные, и парные игры - а это очень большая нагрузка. Поэтому в полуфинале она выглядела уставшей. Наверное, по этой причине и подача у нее похуже получалась, чем в предыдущих матчах. Хотя принимала она очень хорошо.
- После того как Курникова написала письмо в Женскую теннисную ассоциацию, во всем теннисном мире обсуждается правило, согласно которому юниорки не могут играть так же много турниров, как взрослые теннисистки.
- Да, это, конечно же, тормозит ее продвижение наверх. Хотя после Уимблдона она очень сильно поднялась в рейтинге, но могла бы еще и больше. Возрастной лимит не дает такой возможности.
-Вы считаете, что ей уже по силам играть столько же турниров, сколько и взрослым?
- Думаю, что в 16 лет уже да. Два года назад еще было рановато, но сейчас, когда Аня окрепла, она уже готова к этому.
-Говорят, что сейчас, когда интерес к теннису в мире несколько падает, Курникова является одним из тех молодых игроков, которые могут поддержать популярность этой игры. Аня сейчас постоянно находится в центре внимания. Ей не мешает излишнее внимание прессы и публики?
- Нет, ко всему этому она относится спокойно. Аня чувствовала внимание к себе еще когда была маленькая, поэтому даже привыкла. Кстати, я не считаю, что популярность тенниса, по крайней мере женского, падает. Появились молодые игроки, которые не только хорошо играют, но и приятно выглядят на площадке. Интересно смотреть на экзотическую Винус Уильямс. Может быть, у мужчин сейчас будет определенный спад популярности - ушел Эдберг, уходит, к сожалению, Беккер. Но и там появятся молодые. Вспомните Куэртена, который просто покорил всех на "Ролан Гаррос", показав феноменальный результат.
-Хингис, Курникова и Уильямс играют в совершенно разный теннис. За каким стилем будущее?
- Прогнозы делать еще рано. Впрочем, то, что состоялась Хингис, - уже очевидно. Курникова тоже находится на правильном пути. Уильямс я видела очень мало, поскольку папа оберегал ее, и в юношеских турнирах она почти совсем не играла. Я не знаю, насколько она стабильна, не знаю ее характера. Правда, специалисты говорят, что играет Уильямс хорошо. Будет интересно посмотреть, какие результаты она покажет в ближайшем будущем. Хороша хорватка Мирьяна Лючич. Обращает на себя внимание Дениса Хладкова, невероятно активная чешка. Так что сейчас появилось много юных теннисисток, которые вскоре будут привлекать к себе всеобщее внимание.
-Как много времени вы сейчас работаете с Курниковой?
- Теперь мало, потому что она часто выезжает, много тренируется в Соединенных Штатах, а в Москве бывает редко.
-Каковы ее ближайшие планы?
- До US Open, где я, скорее всего, снова ее увижу, она будет тренироваться в Америке, потом должна выступить на турнире в Японии и приехать в Москву. Аня стала профессионалом, и мы должны вести совсем другую работу: теперь условия диктуют постоянные переезды. Ведь когда переходишь из детского возраста во взрослый, начинается как бы новая теннисная жизнь.
-Многие игроки, попав в цикл профессиональных турниров, начинают играть практически только на старом запасе. С Курниковой так не получится?
- Не думаю. Как и каждому высококлассному теннисисту, ей, конечно же, надо совершенствоваться. Она это очень хорошо понимает.
-В западной прессе постоянно пишут, что Курникова - ученица исключительно Боллетиери, забывая, или просто не зная о вас. Какие у вас отношения с Ником?
- Хорошие. Он очень много сделал для Ани. Другое дело, что прежде чем отправиться к Боллетиери, она с семи лет три с половиной года тренировалась у меня: сначала год мы работали вместе с Виктором Рубановым, а потом я одна. Оказавшись у Боллетиери, она уже умела абсолютно все. Были поставлены все удары, и поэтому, когда Боллетиери увидел готового маленького игрока, Аня ему сразу же понравилась и он взял ее в свою группу. А когда кто-то попадает в группу Боллетиери, он считается его игроком, хотя сам Ник не тренирует, а только создает отличные условия. Кроме всего прочего, для Ани сотрудничество с ним было неплохой рекламой, я же всегда старалась делать все, чтобы было лучше моим игрокам. Но говорить, что Боллетиери - тренер Курниковой, конечно, нельзя. Точно так же, как и по отношению к Майоли, которую постоянно тренировал ее отец.
-Кроме Курниковой, на кого из своих воспитанников вы рассчитываете в ближайшем будущем?
- Сейчас я много занимаюсь с Катей Сысоевой, с которой будем много ездить. Они с Аней одногодки. Курникова родилась 7 июня 1981 года, а Сысоева - 4 июня. Хочу подтянуть Катю, правда, точно сказать, какого уровня она сможет достигнуть, пока нельзя. У каждого ведь своя дорога.
Евгений ФЕДЯКОВ