Газета Спорт-Экспресс от 16 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 июля 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК

ЕСЛИ ПРЕДЛОЖАТ СРАЗИТЬСЯ С "ДИП БЛЮ", ПРИДЕТСЯ ИГРАТЬ

Кажется, совсем недавно чемпион мира Гарри Каспаров сказал о Владимире Крамнике: "У него - чемпионский почерк". И вот сейчас в рейтинг-листе ФИДЕ гроссмейстер Крамник занимает уже вторую строчку, составляя в супертурнирах все более и более жесткую конкуренцию Гарри Кимовичу. Вспомним "Линарес-97", вспомним "Господин Великий Новгород". Счет его поединков с чемпионом мира в "классике" стал равным, а в "быстрых" шахматах Крамник серьезно теснит Каспарова. Перед финалом последних "Кремлевских звезд" Крамник сказал: "Я постараюсь выиграть у Каспарова во что бы то ни стало". И выиграл. Что ж, почерк Крамника становится все тверже и тверже. Может, он и впрямь готов уже заполнить им новую страничку новейшей истории шахмат? Я имею в виду главу "Чемпионы мира".

Повод для очередной встречи с 22-летним гроссмейстером был вполне подходящим: Крамник выиграл супертурнир в Дортмунде - на удивление легко и непринужденно. Тренер и менеджер Веселина Топалова международный мастер Сильвио Данаилов, который помогал нам в освещении этого турнира, в сердцах воскликнул: "Крамник на голову выше остальных! По-моему, если бы он еще чуть напрягся, то набрал бы очков куда больше!"

-Это так, Владимир? Могли бы выиграть все партии? И вообще, почему вы играете без полной самоотдачи?

- Дело в том, что в любом турнире человек, который лидирует, играет сильно настолько, насколько это требуется. У меня в Дортмунде особой конкуренции не было, особенно в конце турнира. Конкуренты не выигрывали, поэтому и не напрягался. Я не утверждаю, что если бы они играли сильнее, я бы обязательно побеждал. Но раз они не заставляли меня лезть из кожи вон, то мне достаточно было на финише делать ничьи, чтобы стать первым.

-Не скучали без Каспарова?

- Да нет... Знаете, приятно даже выиграть без больших нервных и физических затрат. А если бы Каспаров был, да еще в нормальной форме, то опять была бы мощная конкуренция, борьба бы шла за каждые пол-очка, напряжение не спадало до самого конца. Поэтому я доволен, что это был такой турнир, что на финише можно было даже расслабиться. Теперь готов снова играть с Каспаровым и конкурировать с ним, если получится.

-Вам кто-то помогал в Дортмунде?

- Нет, там я играл один, без тренера.

-Что, у вас в одиночестве лучше получается? В Новгороде вам ведь Сергей Долматов помогал.

- Я обычно сам выбираю, на какой турнир ехать с тренером, а на какой - без него. Системы нет. Потом, в Новгороде и перед ним мы проделали с Сергеем Долматовым и еще с некоторыми шахматистами, которые мне помогают, определенный объем работы, и сейчас можно было воспользоваться этим багажом.

-Его хватило, чтобы одержать четыре победы и не потерпеть ни одного поражения в девяти турах. Меня лично удивила ваша триумфальная 19-ходовка с Иванчуком. Что это - несчастный случай для него?

- Василий просто просчитался. Там был критический момент, когда ему надо было посчитать вариант ходов на 10 вперед. Он долго думал, но от его внимания ускользнул один нюанс.

-Это когда ферзь идет на поле а5 - и белые выигрывают?

- Да, он не увидел 19.Фа5. Это бывает. Тем более что он не занимался этой позицией, а я готовил данный вариант.

-Владимир, а почему вы так жестоко обходитесь с Полгар? Во время турнира, как нам сообщил Данаилов, Карпов с Шортом, с которыми Юдит особо не церемонится, подсчитали счет ваших с ней партий: 16:0 в вашу пользу. Неудобный вы для нее какой-то соперник. Не жалко девушку?

- Что касается 16:0, то это если считать и "быстрые" шахматы, а в "классике" я веду только 8:0 при трех ничьих. Что касается неудобных соперников, то они есть у всех, но настолько неудобного, как я для Юдит, пожалуй, действительно на высшем уровне больше нет. У нее уже комплекс какой-то развился. Может, со временем пройдет. Жалко, конечно, ее. Она так всегда расстраивается... Но ничего не поделаешь, такова жизнь: в противном случае меня было бы жалко и я бы расстраивался.

-Юдит сама выбрала себе такую участь... А теперь вернемся к суровым мужским шахматам. Вы готовы сразиться в матче на первенство мира с Каспаровым?

- Сразиться я всегда рад. Только этот вопрос приходится рассматривать пока лишь в теоретической плоскости.

-Ну она может ведь превратиться и в практическую. Позволю себе немного пофантазировать. Предположим, вы выигрываете чемпионат мира по формуле Илюмжинова и становитесь шахматистом номер 1 по версии ФИДЕ. Будете стремиться к объединительному матчу с Каспаровым?

- Все будет зависеть от условий, на которых такой матч будет проводиться. Я имею в виду не финансовую сторону дела. Очень важно, что это будет за матч, что будет в случае поражения, что - в случае победы, каким дальше будет порядок в шахматах. Если предположить, что я выиграю чемпионат мира ФИДЕ, и если условия будут меня устраивать, то... Впрочем, скорее всего они меня вряд ли устроят.

- Теория теорией, а практические нотки в вашем голосе все же звучат.

- Этот вопрос чрезвычайно важный и очень щекотливый. Если первенство мира Илюмжинова пройдет, и пройдет более или менее успешно, то наступит переломный момент в истории шахмат. И человеку, который будет принимать то или иное решение в этот переломный момент, надо будет серьезно думать.

-Сильнейшие гроссмейстеры почему-то устранились от этой проблемы, хотя судьба мировых шахмат должна вроде бы их волновать.

- К сожалению, сейчас нет какой-то объединяющей структуры типа международной гроссмейстерской ассоциации. Гроссмейстеры по своей природе индивидуалисты. Даже если они имеют по ряду вопросов одинаковое мнение, им трудно заставить себя высказать его сообща. К тому же не так много и зависит от нас. простых смертных. Пока вес Каспарова и Карпова значительно больше.

-А как вы считаете, в свете последних выступлений Карлова - в Лае-Пальмасе, Дос-Эрманасе и Дортмунде - был бы интересен сейчас его матч с Каспаровым? И имеет ли он моральное право на такой матч?

- Моральное право - понятие расплывчатое. Право-то он имеет, наверное, ведь он все еще чемпион мира ФИДЕ. Другое дело, как называть такой матч. Окрестить его матчем за абсолютное первенство мира, по-моему, не дело. К тому же Карпов уже довольно долго не в лучшей спортивной форме, и ему трудно будет бороться с Каспаровым. Это еще мягко говоря.

-А вы бы смогли бороться?

- В матче все зависит от конкретного состояния соперников, от их подготовки. В турнирах он пока как практик, наверное, посильнее меня. Ловушку там поставить или выжать ничейную позицию он умеет лучше. С более слабыми Каспаров играет на конкретный результат, тогда как мне абсолютно все равно, кто передо мной сидит - сильный или слабый, если позиция ничейная, я соглашаюсь на ничью независимо от силы соперника. Но в матче, когда играют равные по силам, решающими становятся психологические моменты, вопросы физической формы.

-Есть проект соревнования четырех гроссмейстеров в Лас-Пальмасе, победитель которого получит право на матч с Каспаровым. Как вы относитесь к этой идее?

- В принципе я мог бы сыграть и в таком турнире, и в любом другом подобном ему, если будет существовать стройная система розыгрыша первенства мира. Если ее не будет, играть не имеет смысла.

-Интересно, с компьютером у вас какие отношения? Просматриваете ли базу данных, создаете ли свою? Или вы больше любите "работать по дереву" - за доской?

- В основном - "по дереву" (смеется). С компьютером работаю гораздо меньше, чем основная масса шахматистов. Я знаю, что, например, и Каспаров, и Ананд очень много времени уделяют компьютеру. Я в этом плане консерватор.

-А что думаете об игре против машины?

- Вообще-то мне не очень нравится играть с компьютером, потому что это какие-то странноватые шахматы получаются. Приходится избегать форсированных вариантов, поэтому трудно создать какую-то приличную партию. Такая игра не доставляет никакого удовольствия, ничего не дает уму и сердцу.

-Значит, если фирма IBM предложит вам сыграть матч с "Дип Блю", скажем, за миллион долларов, то вы откажетесь?

- Ну, если предложат такие деньги, то, наверное, придется сыграть. Думаю даже, что если сумма будет и раз в десять меньше, все равно соглашусь.

-Но без всякого удовольствия?

- Да. С людьми все же интереснее играть. Но мы - профессионалы, и если платят хорошие деньги, то можно и сыграть.

-То есть будущее шахмат вы видите не в борьбе с компьютером?

- У борьбы с компьютером будущего нет никакого. Ведь совершенно очевидно, что через несколько лет компьютер будет обыгрывать человека постоянно. Пока люди, стремящиеся извлечь максимальную материальную выгоду из интереса к тому, кто кого, еще могут играть с компьютером, успешно соперничать с ним и поддерживать этот интерес. Но очень скоро никакого интереса не будет, потому что компьютер окажется сильнее человека.

-Вас эта перспектива не удручает?

- Нет, это было понятно давно. Однако, думаю, это не снизит интереса людей к шахматам. Оттого что компьютер будет обыгрывать человека, людям не перестанет нравиться соревноваться друг с другом.

- Есть у вас сейчас время смотреть шахматную классику? И вообще, кто был для вас самым большим авторитетом в шахматах в детстве, отрочестве и юности? И остались ли они сейчас?

- Приоритеты в жизни постоянно меняются, и очень трудно сохранить какой-то идеал постоянно. Я думаю, это и невозможно. В разные моменты жизни я любил смотреть партии разных шахматистов. В раннем детстве мне нравился Капабланка. Потом я чуть вырос и понял, что так играть нельзя. Увлекся партиями Алехина. Потом мне стал нравиться Фишер, и долгое время он был моим любимым шахматистом. А в последнее время мне нравится изучать партии Василия Васильевича Смыслова .

-Было бы вам интересно встретиться и пообщаться с Фишером?

- В том состоянии, в каком он сейчас находится, - не уверен.

-Имеете в виду, что он потерял свою могучую шахматную силу?

- Нет, я подразумеваю его ментальность. Я не знаю, может, он и нормальный человек, но, судя по тем сведениям, которые просачиваются о нем, он производит впечатление очень странное. Хотя лично я его не знаю, и, возможно, его интервью создают искаженный образ.

-Во время турнира вы читаете книги?

- На турнирах приходится работать и гулять, чтобы быть свежим. На чтение времени не хватает. Вот в Новгород я взял с собой толстую книгу, да так и не раскрыл ее.

-Что за книжка, если не секрет?

- "Идиот" Достоевского.

-А в обычной жизни что читаете?

- Могу сказать, что не читаю: детективы и фантастику. А так читаю все.

-Последняя прочитанная вами книга как называлась?

- "Государь " Макиавелли.

-Вы много путешествуете. Есть ли у вас любимый город?

- Любимый, наверное, громко сказано. Приятно бывать в Амстердаме, например .

-Многие маши гроссмейстеры уехали жить за границу. Вы, часом, не собираетесь ли?

- Нет, пока таких планов у меня нет. В России, конечно, есть отрицательные моменты, о которых все хорошо знают, но все же положительных больше. Прежде всего - друзья, общение с ними.

-Во время турниров, как все уже знают, вы очень поздно ложитесь и встаете тоже поздно - в час, а то и а два часадня. А в обычной жизни вы тоже "сова"?

- Да, тоже очень поздно ложусь. Просто люблю работать ночью. Где-то в полночь, в час ночи моя голова обретает особую ясность и начинает хорошо соображать.

-Работа "по дереву" в час ночи - заучит интересно. А вот раньше о вас приходилось слышать, что, дескать, Крамник не соблюдает спортивный, любит после тура в баре посидеть не со стаканом пепси... Вы же, помнится, говорили на это: веду, мол, такой образ жизни, какой мне нравится, придет, время - брошу все. Это время пришло?

- Вы нарисовали образ человека, не имеющего ко мне никакого отношения - или лишь очень отдаленное. Кто-то где-то увидел меня однажды - и пошло... На самом деле я всегда относился очень серьезно к турнирам и не просиживал в баре все свободное время, как почему-то многие считали. Сейчас увидеть меня в баре во время турнира просто невозможно. Но и раньше я там бывал меньше, чем об этом говорили.

-Есть цели, к которым вы стремитесь в жизни и которых хотели бы достичь?

- Никаких далеких перспектив я не намечаю. Делаю свое дело, а там как получится.

-Каковы ваши ближайшие шахматные планы?

- Недельки две отдохну - и за работу.

-А на каком следующем турнире будете играть?

- Думаю выступить в конце сентября в Тилбурге.

-По нокаут-системе?

- Нет, там сейчас проводят обычный круговой турнир с 12 участниками. Я знаю, что приглашены Карпов, Топалов, остальные станут известны позже.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

РЕЙТИНГИ СИЛЬНЕЙШИХ ГРОССМЕЙСТЕРОВ МИРА

1994

1995

1996

1997

1 января

1 июля

1 января

1 июля

1 января

1 июля

1 января

1 июля

Гарри КАСПАРОВ Россия

2800

2800

2805

2795

2775

2785

2795

2020

Владимир КРАМНИК Россия

2710

2725

2715

2730

2775

2765

2740

2700*

Вишванатан АНАНД Индия

2715

2720

2715

2715

2725

2735

2765

2765

Анатолий КАРПОВ Россия

2740

278О

2765

2778

2770

2778

2700

2748

Веселин ТОПАЛОВ Болгария

2640

2645

2630

2640

2700

2780

2725

2745

Василий ИВАНЧУК Украина

2710

2609

2700

2740

27"

2730

2740

2725

Гага КАМСКИЙ США

2695

2695

2710

2735

2735

2745

2720

2720

* Текущий рейтинг на 15 июля 1997 года.