Газета Спорт-Экспресс от 19 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 июля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Сергей УШАКОВ

ЗАГВОЗДКА В ТОМ, ЧТО МОИМ СОПЕРНИКОМ БЫЛ ФРАНЦУЗ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Сент-Этьенна

Александр ПРОСВЕТОВ - собственный корреспондент "СЭ" во Франции

В течение всего четверга, когда "Тур де Франс" взяла выход ной, Сергей Ушаков собирал сочувственные высказывания. Его команда "Полти" остановилась в пригороде Сент-Этьенна - Вилларе, и пока мы с ним пересекали небольшой гостиничный дворик, Сергея сначала попросил рас писаться на фотоснимке в календаре японец, а затем окликнул знакомый французский журналист. Оба не преминули покритиковать жюри, которое после финиша одиннадцатого этапа в Перпиньяне отняло победу у Ушакова и отдало ее французу Лорану Дебьену. По мнению комиссаров гонки, выступающий за Украину гонщик допустил кроссинг. На него наложен штраф в 200 швейцарских франков. Естественно, что при встрече мы с Ушаковом первым делом обсудили финал одиннадцатого этапа.

- Это все-таки гонка по Франции. Если бы со мной соперничал не француз, а кто-нибудь другой, никто и не заикнулся бы, - заметил гонщик. - Когда на финише ведут борьбу человек тридцать, происходят куда более серьезные вещи. Мы же ехали втроем. У меня соскочила передача - с тринадцатой на двенадцатую. Вся сила вкладывалась в педали, и понятно, что меня немного дернуло. И уж конечно, это произошло не по моему злому умыслу. К тому же я тут же выправил траекторию, А француз, хитрец, поднял руку, показывая, что я помешал его движению. В действительности я никакой угрозы для него не создавал. Дебьен сам рискнул, пытаясь обойти меня слева вдоль рекламных щитов, хотя с другой стороны было полно места. Если он чувствовал в себе силы, чтобы обогнать меня, то мог бы сделать это справа. Вот Цабеля после шестого этапа правильно лишили первого места. Он и в самом деле маневрировал очень опасно.

-Как отнеслись к судейскому решению в кулуарах гонки?

- Очень многие открыто возмущались. И велосипедисты, и тренеры. В частности, Лоран Жалабер прямо сказал, что при таком подходе надо снимать с каждого этапа по двадцать человек. Выразил резкое несогласие с жюри и Марио Чиполлини, который комментировал этап по итальянскому телевидению. Жена слышала и потом сказала мне об этом в телефонном разговоре.

-Может быть, не стоит так переживать? Ну не выиграли этап...

- На "Тур де Франс" победа даже на одном этапе воспринимается, как выигрыш Кубка мира. С другой стороны, она повышает твою репутацию. Приняли старт в гонке почти двести человек, все готовились самым серьезным образом, и все мечтают о победе. А этапов-то только 21. На всех не хватит. Конкуренция очень жесткая. Мне до сих пор удалось выиграть на "Тур де Франс" один этап в 1995 году. Кроме того я дважды был первым на этапах "Джиро д'Италия" и один раз - на испанской "Вуэльте". Были и другие победы, но эти - наиболее престижны.

-Так какая же задача стоит перед вами на нынешней гонке? Выиграть этап?

- Да, очень хотелось бы хоть раз отметиться. Ведь в общем зачете я за победу не борюсь.

-Кстати, почему?

- Потому что принадлежу к той категории велосипедистов, которые недостаточно сильны в горах. Подъем длиной пять-шесть километров преодолею без особых проблем, а вот три подряд "тягуна" километров по двадцать бывают для меня слишком тяжелым испытанием. Хотя в целом я считаю себя гонщиком универсальным. Неплохо выступаю и на этапах с раздельным стартом, и на трассах с разнообразным рельефом, и на финише могу побороться.

-Не стоит ли напрячься и ликвидировать горный пробел?

- В принципе невозможного ничего нет, хотя и существуют объективные предпосылки. В горах проще гонщикам с небольшой мышечной массой. Таким, как Пантани, который весит всего-то 55 килограммов. Или взять миниатюрных колумбийцев. На гору они взлетают, зато на спуске отстают - того гляди, с седла их сдует.

-Советскую школу велосипеда в мире уважают. Однако еще никто из ее воспитанников не выиграл "Тур де Франс" в общем зачете. Есть ли такие, кто способен это сделать?

- Прежде всего Павел Тонков. Он же выиграл в прошлом сезоне "Джиро д'Италия". а в этом году был на ней вторым. Это очень почетный результат. Жаль, ему не повезло, и в нынешнем "Туре" он из-за травмы принять участия не смог.

-На нынешней гонке много падений и травм. С чем это связано?

- В первую очередь с нервозностью. Всем хотелось в первую неделю закрепиться на высоком месте. С другой стороны, местами дороги были узковаты.

-Вы родились в Архангельске, а выступаете за Украину.

- Вообще-то я выступаю за "Полти" - здесь национальный вопрос не акцентируется. Но представляю Украину, потому что вырос в Крыму. Родители перевезли меня в Севастополь еще маленьким ребенком.

-Как складывалась ваша карьера за рубежом?

- В 1991 году я подписал контракт с испанской любительской командой. Гонял по Испании. Через год оказался в швейцарском велосипедном клубе у границы с Италией. В 1993 году стал профессионалом. Заключил контракт с "Лямпре-Полти" - так тогда называлась команда, поскольку у нее было два владельца. Теперь остался один. Полти - фамилия бизнесмена, которому принадлежит компания по производству электробытовых приборов. У него большие фабрики в Комо и Милане.

-В вашей команде больше нет выходцев из бывшего СССР. Не скучно одному?

- Скучать некогда. К тому же по близости живут Тонков и Гонченков. Первый, как и я, разместился в "зеленой зоне" под Бергамо. а второй - в центральной части этого города. По соседству живет еще рослоттовец Кокорин. Да и Абдужапаров с Чмилем недалеко - до них 90 километров. Мы частенько вместе тренируемся. С Тонковым вообще практически ежедневно.

-Позвольте, но все они, включая Тонкова, - члены других команд, то есть ваши конкуренты.

- Соперничаем мы в гонках, а в жизни можем иметь дружеские отношения. Вместе с нами и итальянцы тренируются. Человек десять всегда набирается. Созваниваемся и съезжаемся. У нас даже есть условное место для сбора.

-Но ведь у вас разные тренеры?

- Это в Советском Союзе надо было обязательно всех вместе собрать и готовить под присмотром. В профессиональном велоспорте тренируются самостоятельно. Тебе платят деньги - и, будь добр, работай.

-Зачем же тогда вообще нужен тренер или, как принято его называть в профессиональном велоспорте, спортивный директор?

- Тренер дает советы. Мы вместе составляем программу на сезон, но он никогда не навязывает своего мнения. За 15 лет в велоспорте я и сам знаю, как готовиться.

-Как же отрабатывается командное взаимодействие?

- В этом нет нужды. Все прекрасно знают свои функции. Тренер дает общую установку, а детали "старики" объясняют новичкам, и те быстро осваиваются. Если же кто-то хитрит, то это сразу заметно.

-Какова цель "Полти" на этой "Тур де Франс"?

- Поначалу стояла задача обеспечить лидеру команды Люку Леблану итоговое место в первой тройке. Но он здорово отстал на первом горном этапе. Проиграл победителю более получаса и теперь не входит даже в первую сотню. Ясно, что рассчитывать на высокое место в общем зачете ему теперь не приходится. С другой стороны, у Леблана и в прошлом году на "Тур де Франс" случился срыв: он упал и сломал вилку у велосипеда, но собрался с духом, выиграл этап и закончил гонку шестым.

- Что-то нестабильный у "Полти" лидер...

- Леблан в детстве попал в автокатастрофу. Его брат в ней погиб. Люк же сильно повредил ногу, которая после этого развилась недостаточно. Она у него короче, чем другая. Заметно даже, что на велосипеде Леблан сидит криво. Вследствие той старой травмы у него время от времени возникают проблемы. Вот и теперь на горном этапе произошло вроде бы защемление нерва. С ним повозится специалист по иглоукалыванию из Японии. Надеемся, что после его сеансов Люк покажет себя в Альпах. Теперь нам остается рассчитывать на победы на отдельных этапах.

-А как на счет командного успеха в гонке?

- За него борются те. у кого есть представители среди лидеров: "Телеком". "Фестина"...

-Ваше самолюбие не страдает от того, что приходится работать на "дядю"?

- Работать на лидера - часть профессионализма. Ничего в этом зазорного нет. Команда - как одна семья.

-Между тем Ян Ульрих взял да и обошел своего лидера Бьярне Рийса.

- Это особый случай. Еще в прошлом году было видно, что Ульрих способен выиграть гонку. Он добросовестно помогал Рийсу на горных этапах и все равно финишировал в общем зачете вторым. Ульрих лучше Рийса едет индивидуальную гонку, а теперь он его еще и в горах обогнал.

-Значит, Ульрих - ваш фаворит?

- Безусловно. Впрочем в гонках всякое случается. Достаточно провалить один день, проиграть минуть десять - и все насмарку.

-Ульриху едва ли не все прочат многолетнее лидерство в мировом велоспорте.

- Да, по соревновательным характеристикам это второй Индурайн. Он хорош и в разделках, и на равнине, и в горах.

-Вы выступали некоторое время в одной команде с Абдужапаровым. Как восприняли известие о его дисквалификации за применение допинга?

- Как большую неожиданность. Я не собираюсь его осуждать, но опытный гонщик высокого класса должен быть крайне осторожен с употреблением всяких медикаментов. Появляются новые препараты, и надо всегда быть в курсе, какие из них числятся в списках запрещенных средств. Нельзя было целиком полагаться на массажиста - следовало проконсультироваться у врача. Я слышал, что у Абдужапарова обнаружили два запрещенных вещества. Одно из них - эфедрин. Это известное лекарство. Джамолидину только и нужно было заранее предупредить, что он его применял. В прошлом году эфедрин нашли у Баллерини и Жалабера, но они оба его задекларировали. Что еще обнаружили в организме Абдужапарова, я не знаю.

В заключение я пожелал Сергею Ушакову все-таки одержать на этой гонке свою победу, которая ни у кого не вызвала бы нареканий.

- Да уж постараюсь теперь победить так, чтобы и рядом никого не было, - ответил он.