Газета Спорт-Экспресс от 25 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 июля 1997 | Легкая атлетика

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

Витаний ЩЕРБО

ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОСТРОЮ В РОССИИ ЗАЛ

- Убегаю я, на тренировку опаздываю! - голос шестикратного олимпийского чемпиона, как всегда в таких случаях, был раздраженно нетерпелив. - И не знаю, когда вернусь. Дел по горло.

- Черт с тобой! - на правах давнего знакомого огрызнулась я. - Васька-то нашелся (о пропаже любимого кота я узнала от мамы Виталия, позвонив накануне в Минск)?

- Стой! Откуда знаешь про Ваську? Позвони через три часа, ладно? Я вернусь и буду ждать.

Отказ наиболее именитого из действующих гимнастов от участия в августовском чемпионате мира (что и стало поводом для моего звонка в Америку) в принципе прогнозировался. Гораздо более сенсационным было заявление, сделанное в начале года, о том, что Щербо намерен выступить не только в Лозанне, но и на Играх-2000 в Сиднее: с тех пор как после Игр-92 в Барселоне шестикратный олимпийский чемпион осел в Америке, результаты его выступлений потихоньку, увы, пошли на убыль. Однако по телефону Щербо подтвердил: планы относительно Сиднея по-прежнему остаются в силе.

-Ты давно в Лас-Вегасе?

- Семью неделю как перевез. Вместе с котом. А он в первый же день пошел гулять, наткнулся на соседскую собаку и от испуга куда-то забился. Пришел через сутки. Мы успели весь Лас-Вегас на уши поставить.

-Минск тоже.

- А-а-а, вот ты откуда узнала! Я дома давно не был. Может, появится возможность в сентябре, после того как начнется учебный год и станет поменьше работы в зале.

-В твоем собственном?

- Пока нет. Для его открытия готова вся документация, я закупил снаряды, ковры, даже поролон для ямы. Есть договоры с фирмами, чтобы открыть сеть магазинов, как это делается в любом спортивном центре. Нет только здания.

-Неужели в Америке это такая большая проблема?

- Лас-Вегас - это один из наиболее быстро растущих городов мира. Пустующих площадей нет. Я рассчитывал, что возьму здание под зал в аренду и открою клуб к сентябрю (под это и закупались снаряды), но сейчас вижу, что это просто нереально. Придется строить самому.

-В буквальном смысле?

- Нет, конечно. У меня есть приятель-американец, который повернут на всем, что связано со спортом. Он миллионер и уже построил несколько спортивных центров. В ближайшее время собирался приехать в Лас-Вегас взглянуть на участки, которые я здесь уже присмотрел. Их всего четыре, каждый - чуть больше акра. В ближайшее время приятель приедет, посмотрит, какой из участков больше соответствует цели, тогда уже я буду оформлять покупку и начнем строить. Само строительство займет не больше двух с половиной месяцев. Самая большая проблема заключается в том, что до этого я должен получить соответствующее разрешение городской администрации. А его можно ждать несколько месяцев. Но я рассчитываю, что к концу следующей весны зал уже начнет работать.

-Соотечественников на работу брать будешь?

- Не думаю. Все наши - профессионалы. А мне понадобятся тренеры-воспитатели. Люди, знающие язык и умеющие играть с детьми.

-Но ведь, насколько я знаю, ты сам тренируешь ребят довольно высокого уровня.

- Да. У меня есть группа 15-летних мальчишек, которые в скором времени будут поступать в университеты. А для этого желательно быть хорошим спортсменом. Принцип простой: четыре года учебы стоят 120 тысяч долларов. Если же студент входит в университетскую сборную по какому-либо виду спорта, то получает соответствующую стипендию, которая полностью покрывает расходы на обучение. С этой группой я работаю два раза в день, в общей сложности четыре с половиной часа. Еще у меня есть частные малышовые группы - туда я часто привожу и свою Кристинку. И ежедневно (правда, не больше часа) тренируюсь сам.

-Так почему же отказался от участия в чемпионате мира?

- Потому что я не Вася Пупкин, а Виталий Щербо. У меня нет права приехать на чемпионат и выйти перед зрителями и судьями плохо подготовленным или просто с лишним весом, какого у меня сейчас с гимнастической точки зрения навалом. Кроме этого, чемпионат командный, а значит, я должен был бы приехать в Минск за две-три недели до отъезда в Лозанну, чтобы потренироваться со сборной. Чтобы точно быть готовым ко всему, а не бросаться головой в омут. Я же не могу позволить себе уехать из Лас-Вегаса на месяц. И на неделю не могу. Потому что работаю с детьми, которые, во-первых, потом перейдут в мой клуб. А во-вторых, мне сейчас нужны деньги.

-Неужели у тебя нет других статей доходов?

- Есть, когда я выступаю в показательных турах или провожу учебные семинары. Сейчас у меня нет на это времени. Возможно, оно появится осенью. У меня есть приглашение провести 32 выступления в США (сейчас сроки обговаривает мой менеджер). В конце сентября - начале октября я хотел бы выступить в нескольких турнирах в Европе. Но это - пока только планы.

-Ты выступаешь на всех снарядах?

- На четырех. Вольные, прыжок, брусья, перекладина.

-Разговоры насчет Сиднея, надо думать, блеф?

- Ничуть. Олимпийские игры - слишком заманчивая наживка. Ради того чтобы выступить на них еще раз, я готов пахать. Думаю, к той поре со временем получше будет.

-Кто заменяет тебя в зале во время отсутствия? Жена?

- Ирина работает дизайнером. Точнее, работала в Стейт-Колледже, где мы жили до Лас-Вегаса. Будет искать работу по специальности и здесь. А в зале у меня есть партнер: женщина-американка. У нее сейчас крохотный зальчик, где она работает с малышами. В моем бизнесе она владеет двадцатью пятью процентами.

-Так ты - богатенький Буратино?

- Богатенькие не начинают бизнес с нуля. А живут на проценты. И не получают каждый день мордой об стол.

- Что ты имеешь в виду?

- А то и имею. Помнишь, как в Атланте Керри Страг на одну ножку прыгнула?

- Еще бы! Героиня Америки! Хотя ничего, кроме командного первенства, не выиграла.

- И его не должна была выиграть. Насчет судейства я в Атланте высказал все. А после Игр Страг за четыре месяца заработала 15 миллионов долларов. Выпустила книгу, участвует в разного рода телевизионных шоу, имеет кучу рекламных предложений. Когда я приезжал в Америку на гастроли, меня разве что на руках не носили. Это тоже очень по-американски. Если они кого-то приглашают, то делают такую рекламу, что весь мир знает: в Америку попадают только самые-самые. А если ты здесь живешь, то постоянно чувствуешь себя дерьмом. Мне никто об этом не говорит. Но все мои проблемы - это мои проблемы. И если, например, вопрос с открытием зала затянется, мне будет просто нечем платить сторожу и за аренду склада, где лежат снаряды. Вот об этом уже страшно думать.

-Ты всегда был склонен пробивать лбом стену.

- Лоб-то уже не тот. Старею. Бороду, кстати, отрастил. Для солидности.

-Солидный Щербо? Не смеши.

- Я фотографию пришлю. Или приеду сам.

-А насовсем слабо?

- Лет через двадцать. Приеду и построю в России зал. Бесплатно.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ