Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 августа 1997 | Олимпиада

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

№3. Август '97

ВЫБОРЫ ПРЕДСТОЯТ. ВЫБОР СДЕЛАН

С 3 по 6 сентября в Лозанне будет проходить очередная, 106-я сессия Международного олимпийского комитета. Вопросов в повестке дня достаточно много, но главных - два, и оба связаны с выборами: столицы Олимпийских игр 2004 года и президента МОК. И если предсказать, кто же из пяти финалистов конкурса городов-кандидатов выиграет право принять Олимпиаду-2004, практически невозможно, то совсем необязательно быть оракулом, чтобы предположить: во главе МОК останется Хуан Антонио Самаранч.

После того как в марте нынешнего года он дал окончательное согласие вновь баллотироваться на занимаемый им пост, вопрос о выборах президента перешел в разряд формальных. Будет очень странно, если кто-нибудь отважится выступить конкурентом Самаранча и дело дойдет до реального голосования. Скорее всего, как это уже случалось в 1989 и 1993 годах, свое мнение о том, кому возглавлять международное олимпийское движение в последующее четырехлетие, члены МОК выразят... аплодисментами в адрес нынешнего президента. Почему?

МОК: КТО ОТКУДА?

Хуан Антонио Самаранч, напомню, был избран президентом МОК 16 июля 1980 года. Из тех, кто 17 лет назад участвовал в голосовании на 83-й сессии МОК, проходившей в Москве, до лозаннской сессии нынешнего года, продержались, включая самого Самаранча, лишь 26 человек. Нехитрое арифметическое действие свидетельствует о том, что 85 из 111 действующих членов МОК избраны в период с 1981 по 1996 год. Всего в "эпоху" Самаранча членами МОК становились 95 человек, но в строю пребывают именно 85.

По континентам раскладка выглядит так: 19 членов МОК - граждане Африки, столько же - Азии, 5 - Австралии и Океании, 21 - Америки, 47 - Европы.

Если вести расчет по странам, то МОК имеет своих представителей в 85 государствах, а лидерство у Италии - 4 члена. По три - в Испании, Франции, США и Швейцарии. По два - в Бельгии, Голландии, Китае, России, Корее, Мексике, Великобритании, Японии, Алжире, Норвегии, Финляндии, Швеции, Германии, Канаде и Австралии. По одному члену МОК имеют еще 65 стран.

Был момент, когда и Россия имела трех членов: в 1995 году "экс-офисьо", то есть на срок президентства в Международной федерации гимнастики, был избран Юрий Титов, но на отчетно-выборном конгрессе ФИЖ 1996 года ее президентом стал итальянец Бруно Гранди.

Не секрет, что быть членом МОК - не просто почетно. Сегодня это залог и определенной социальной защищенности. Причем не только у нас в стране. Среди действующих членов МОК немало деятелей, занимавших видные, политические посты в момент своего вступления в МОК и впоследствии их потерявших, но благодаря членству в МОК и, главное, поддержке президента сохранивших вес в обществе. А кое-кто и свободу.

К сказанному необходимо добавить, что среди членов МОК - 15 президентов международных спортивных федераций, и 8 из них были избраны в 1995 - 1996 годах.

ПАРАДОКСЫ РОСТА

Безоговорочную поддержку Хуана Антонио Самаранча рядовыми членами МОК мало объяснять только его мудрой "кадровой" политикой, готовностью помогать всем и вся, сочетанием в нем качеств требовательного руководителя, искусного дипломата и душевного, внимательного к другим человека.

Наверное, надо вновь обратиться к цифрам, чтобы оценить масштабность происшедших в международном олимпийском движении перемен после лета 1980 года.

Две таблицы отражают основные параметры соответственно летних и зимних Олимпийских игр.

Год

Город

Кол-во НОК

Кол-во комплектов наград

Число участников игр

1980

Москва

80

203

5283

1984

Лос-Анджелес

140

221

6802

1988

Сеул

159

237

8473

1992

Барселона

169

257

9368

1996

Атланта

197

271

10332

1984

Сараево

49

39

1274

1988

Калгари

57

46

1423

1992

Альбервилль

64

57

1801

1994

Лиллехаммер

67

61

1739

1998

Нагано

82*

68

* по состоянию на 15.07.97

Нетрудно заметить, что абсолютно все показатели, за исключением одного, раз от разу росли. Количество комплектов разыгрываемых наград на летних Играх с 1980-го по 1996-й год, например, увеличилось на треть, а к Играм 2000 года в Сиднее эта цифра опять возрастет. Окончательно программу Олимпиады-2000 утвердят на предстоящей сессии МОК в Лозанне, но уже известно, что она будет масштабнее программы Игр в Атланте.

И на этом фоне практически прекратились разговоры о гигантизме Игр, о том, что очень скоро их проведение станет невозможным. Разве не характерный факт: на Олимпийские игры 1984 года был один претендент, 1988-го - два, 1992-го - шесть, а 2004-го - одиннадцать!

Чем объяснить расширение количественных и качественных рамок Олимпийских игр, с одной стороны, и появление все большего числа желающих их принять - с другой? Только ли тем, что проведение Олимпийских игр стало мероприятием коммерчески выгодным, стимулирующим развитие спорта в той или иной стране, экономический подъем целых регионов, не говоря уж о совершенствовании городской инфраструктуры столицы Игр и ее окрестностей?

Наверное, дело, кроме всего прочего, в том, что обострилось чувство коллективной ответственности среди национальных олимпийских комитетов и международных спортивных федераций за судьбу Игр. Конечно, всем всегда хочется чего-то большего. Но в решающий момент все члены большой олимпийской семьи научились соизмерять свои потребности с реальными возможностями. В этом, пожалуй, главный успех политики нынешнего президента МОК.

Единство всех членов олимпийской семьи - это то, к чему он стремился и чего достиг. Разве не показательно, что МОК удалось совместить, пожалуй, несовместимое: сохранить принцип универсальности Игр, то есть гарантировать каждой стране, что ее посланцы будут представлены на крупнейшем спортивном празднике планеты, и создать такую систему отбора, при которой участниками Игр могут стать только действительно сильнейшие атлеты.

Можно, наверное, утверждать, что Олимпийские игры - товар. Но если это и так, то товар высококачественный! Во всяком случае, в результате его производства и реализации нет проигравших. Все - МОК, национальные олимпийские комитеты, международные спортивные федерации, участники и организаторы Игр, спонсоры и т.д. - только в выигрыше. Вплоть до конечного потребителя: зрителя и телезрителя.

ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ

Давайте вновь обратимся к цифрам. Телевизионные трансляции с Олимпиады-80 в Москве шли на 111 стран. Игры в Лос-Анджелесе увидели в 156 странах. Из Сеула репортажи велись на 160 государств, из Барселоны - на 193, из Атланты - на 214.

А вот как росла суммарная телеаудитория. Игры в Сеуле увидели 10,4 миллиарда телезрителей, в Барселоне - 16,6, в Атланте - 19,6.

Стоит ли удивляться, что параллельно увеличивались и глобальные доходы от продажи телеправ на трансляцию Игр. Вот как шел этот процесс.

ЛЕТНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Год

Город

Общая стоимость телеправ (в миллионах долларов США)

1980

Москва

101

1984

Лос-Анджелес

287

1988

Сеул

403

1992

Барселона

636

1996

Атланта

896

ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

1980

Лейк-Плэсид

21

1984

Сараево

103

1988

Калгари

325

1992

Альбервилль

292

1994

Лиллехаммер

353

1998

Нагано

509*

* данные на 01.01.1997

Две приведенные выше таблицы необходимо дополнить третьей. Дело в том, что уже заключены все основные контракты на трансляцию Олимпийских игр с 2000-го по 2008-й год. Сумма телеправ на показ Игр 2000 - 2008 годов в Австралии, Америке и Европе, например, превысила 5 миллиардов долларов. Только NBC заплатила за эти Игры 3,57 миллиарда! Когда в марте 1997 года в штаб-квартире МОК проходило официальное подписание контракта между МОК и американской телекомпанией, ее представитель то ли в шутку, то ли всерьез сказал: "МОК купил Эн-би-си".

Интересно отметить, что пару недель назад один из руководителей CBS заявил, что его компания, обладающая правами на трансляцию в США зимней Олимпиады-98 в Нагано, планирует получить прибыль в размере 40 миллионов долларов и что, если бы МОК и NBC не поспешили, то каждые Игры в период с 2000 по 2008 год могли бы принести в общую копилку на 40 - 50 миллионов больше.

Так это или нет, сказать трудно. При любом раскладе и МОК и NBC уже взяли на себя суперобязательства, освободились от неопределенности и необходимости вести сложные переговоры, могут спокойно готовиться к реализации своих планов. И главное: теперь в основе их взаимоотношений не разовое проведение коммерческой операции продолжительностью в три недели, а долгосрочное сотрудничество на благо олимпийского движения в целом.

Итак, вот средства (в миллионах долларов США), которые международное олимпийское движение уже гарантированно получит за трансляцию Игр, хотя, где они пройдут в 2004, 2006 и 2008 годах, еще неизвестно:

ЛЕТНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

2000

Сидней

1.100*

2004

1.237*

2008

1.401*

ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

2002

Солт-Лейк-Сити

677*

2006

763*

* по всем контрактам предусмотрены дополнительные выплаты в зависимости от объема рекламного времени.

Впрочем, в "эпоху" Самаранча МОК не только добился существенного роста стоимости телеправ на трансляцию Олимпийских игр, но и сумел найти новые источники финансовых поступлений. В частности, за счет взносов ряда транснациональных корпораций, получающих взамен исключительные права на рекламу своей продукции с использованием олимпийского символа - пяти переплетенных колец - по всему миру в той или иной группе товаров и услуг. Благодаря реализации таких программ, получивших название "ТОР", некий гарантированный источник доходов имеет не только МОК, но и международные федерации, национальные олимпийские комитеты. В 1997 - 2000 годы, например, каждый НОК получит как минимум 50 тысяч долларов. Для многих это жизненно важные деньги. Но есть комитеты, выплаты которым будут на несколько порядков выше.

Вот общие показатели того, как развивалась программа "ТОР":

Годы действия

Программа

Суммарный доход (в млн. долларов)

1985-1988

TOP-I

97

1989-1992

ТОР-II

175

1993-1996

TOP-III

300

1997-2000

TOP-IV

450

Уже полным ходом идет работа по формированию программ TOP-V (2001 - 2004 годы) и TOP-VI (2005 - 2008 годы).

Завершая очень краткий обзор экономической политики МОК, хочется заметить следующее. Было время, когда олимпийская семья жила бедно. И именно это предопределило многочисленные кризисы, которые она пережила. За последние 15 лет ее благосостояние заметно улучшилось. Далеко не каждая семья, не каждое общество выдерживают испытание деньгами. Когда они есть, скандалы и распри, как правило, гораздо тяжелее по последствиям, чем когда их нет. Но олимпийская семья это испытание выдержала. И в этом, на мой взгляд, тоже заслуга президента МОК.

И последнее. Деньги решают многое, но не все. Особенно в вопросах, связанных с отношением к той или иной организации, тому или иному общественному деятелю для укрепления их авторитета в мире. Так вот, не будет преувеличением сказать, что за последние годы МОК из закрытого клуба зажиточных энтузиастов превратился в настоящую международную организацию. МОК тесно сотрудничает с ООН и ЮНЕСКО, имеет договоры с Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, Международным бюро по труду, Международным комитетом Красного Креста и т.д. МОК участвует в международных программах помощи беженцам, борьбы с голодом, контроля за распространением наркотиков, сохранения окружающей среды и многих других.

А если весом престиж организации в целом, то отблески славы падают и на каждого из ее членов. Кто же станет искать добра от добра? Кроме того, история не знает случая, чтобы действующего президента МОК отправляли в отставку.

САМАРАНЧ - УЖЕ ТРЕТИЙ

Одной из причин того, что МОК удалось пережить две мировые войны, массу конфликтов и кризисов, - стабильное положение первого лица. За 103 года существования МОК нынешний президент - лишь седьмой. Если учесть, что почти четыре с половиной года, прошедшие между смертью графа Анри де Байе-Латура и выбором Зигфрида Эдстрема, МОК формально президента не имел, то средний срок президентства - примерно 14 лет и 2 месяца. 16 июля 1997 года исполнилось ровно 17 лет с того дня, когда Хуан Антонио Самаранч оказался во главе международного олимпийского движения. По продолжительности пребывания на посту президента МОК он уже третий и, если, Бог даст, будет жив и здоров, по окончании очередного четырехлетнего мандата может оказаться на втором месте.

Вот как выглядит историческая ретроспектива продолжительности пребывания президентов МОК на своем посту:

1.Диметриус ВИКЕЛАС - 1 год 9 месяцев 18 дней (23.06.1894 - 10.04.1896)

2.Пьер де КУБЕРТЕН - 29 лет 1 месяц 18 дней (10.04.1896 - 28.05.1925)

3.Анри де БАЙЕ-ЛАТУР - 16 лет 7 месяцев 9 дней (28.05.1925 - 16.01.1942)

4.Зигфрид ЭДСТРЕМ - 5 лет 10 месяцев 12 дней (04.09.1946 - 16.07.1952)

5.Эйвери БРЭНДЕДЖ - 20 лет 1 месяц 8 дней (16.07.1952 - 24.08.1972)

6.Майкл КИЛЛАНИН - 7 лет, 10 месяцев, 23 дня (24.08.1972 - 16.07.1980)

7. Хуан Антонио САМАРАНЧ - избран 16 июля 1980 года.

Данная хронология нуждается в небольшом комментарии. Дело в том, что до 1985 года президента МОК избирали на сессии МОК, предшествующей Олимпийским играм, а вступал он в должность после них.

Майкла Килланина, например, избрали 24 августа 1972 года, а церемония передачи ему полномочий Эйвери Брэндеджем состоялась лишь 12 октября, через месяц после окончания Игр в Мюнхене.

Но между датой избрания и датой формального вступления в должность я отдал предпочтение первой. Главным образом потому, что разрыв между ними был не всегда и его, уж точно, не будет впредь: теперь президента МОК избирают через год после проведения летних Олимпийских игр.

Наконец, как ни считать, на президентском ранжире это никак не скажется. На сегодняшний день лидер - Пьер де Кубертен, второй - Эйвери Брэндедж, третий - Хуан Антонио Самаранч. К 2001 году третий и второй могут поменяться местами.

Александр РАТНЕР