ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - ОДИННАДЦАТЫЙ ЭТАП |
Сюжет 48-го чемпионата мира в отличие от его предшественников двух-, а то и трехгодичной давности развивается нетривиально: минула половина сезона, а ясности в вопросе - кому носить титул лучшего гонщика планеты - как не было, так и нет. Более того, после великолепной, но от этого не ставшей менее сенсационной победы Герхарда Бергера две недели назад в Хоккенхайме интрига первенства приобрела дополнительную остроту. Судите сами: до окончания чемпионата осталось провести семь "Гран-при". И это дистанция достаточная для того, чтобы внести коррективы в список лидеров: двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера от идущего вторым вице-чемпиона мира-96 Жака Вильнева отделяют всего десять очков, а идущие на третьем и четвертом местах партнеры по "Бенеттону" Жан Алези и Герхард Бергер проигрывают первому месту 31 и 33 очка соответственно. Причем в последних двух гонках чемпионата "Бенеттон" набрал 21 очко, а "Феррари" и "Уильямс" всего по 10.
"ДЕДОВЩИНА" В "УИЛЬЯМСЕ" УВЕЛИЧИВАЕТ ШАНСЫ "ФЕРРАРИ"
Одиннадцатый этап. "Гран-при Венгрии"
10 августа. Будапешт, Автодром "Хунгароринг". 305,536 км (77 кругов по 3968 м). Находится в 20 км северо-восточнее Будапешта. Рекорд круга в квалификации: 1,17,129 (185,206 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари", 1996). Рекорд круга в гонке: 1.20,093 (178,352 км/ч) - Дэмон ХИЛЛ (Великобритания, "Уильяме-Рено", 1996).
ЧЕМПИОНАТ-97: ЧЕТЫРЕ ПРЕТЕНДЕНТА НА ТРИУМФ
Феррари | Уильямс | Бенеттон | Макларен | |
Финиши в очках | 12 | 8 | 12 | 8 |
Подиумы | 10 | 6 | 6 | 3 |
Победы | 3 | 5 | 1 | 1 |
Оба пилота в очках | 3 | 1 | 3 | 1 |
Оба пилота на подиуме | 3 | 0 | 1 | 1 |
Оба пилота вне очков | 1 | 3 | 1 | 3 |
Алексей ПОПОВ |
из Будапешта |
Как все-таки быстро летит время... Кажется, еще вчера, изучая результаты предсезонных тестов, мы в очередной раз мечтали о том, каким же интересным должен получиться этот чемпионат. А потом была квалификация Гран-при Австралии", первого этапа первенства, и 2 секунды, которые привез Жак Вильнев на "Уильямсе" всем своим соперникам, мигом остудили последние надежды даже у поклонников самого канадца. Казалось, борьбы опять не будет и судьба чемпионата, несмотря на все тесты, прогнозы и надежды, уже решена.
Но "Формула-1" - королева интриги. И сегодня, после десяти этапов, вместо с тоской ожидавшегося победного шествия Вильнева и "Уильямса-Рено" налицо неимоверно захватывающая интрига, каких "Ф-1" не знала, пожалуй, аж с 1990 года. В последние лет примерно пять к "Гран-при Венгрии" уже выяснялась судьба Кубка конструкторов, а чемпионат мира сводился к теоретическим расчетам: сколько раз надо выиграть одному и сойти с трассы другому, чтобы случилось чудо. По крайней мере в этом году, кто бы ни выиграл чемпионат, чудом это назвать будет исключительно трудно.
В подобного рода ситуациях принято обращаться к исторической статистике, дабы предсказать имя грядущего чемпиона. В нашем распоряжении, конечно, имеются также логика, знание конкретных фактов и просто здравый смысл, но я предлагаю вам вспомнить о них чуть позже, изучив все же предварительно ту самую статистику.
Итак, из 47 проведенных на сей день чемпионатов мира лишь в 11 случаях чемпионом мира не становился пилот, бывший лидером после половины чемпионата. Более того, за 10 последних лет такое случилось лишь дважды. в 1988-м и 1990-м, когда Ален Прост, опережавший Айртона Сенну после 8 этапов, уступал в итоге титул бразильцу. В этом году чемпионат состоит из 17 гонок, а значит, его середина наступила где-то между Маньи-Кур и Сильверстоуном. Шумахер был лидером чемпионата после обоих этих этапов и соответственно статистически имеет наибольшие шансы на титул чемпиона.
Однако, как видим, случались и исключения. Для сравнения вспомним лишь 1990 год (в 88-м и 89-м Сенна и Прост выступали на намного превосходящих конкурентов "Макларенах" и на протяжении всего сезона вели своего рода междусобойчик). Тогда явным фаворитом сезона был Айртон Сенна на "Макларен-Хонде". Но - несколько ошибок, несколько механических проблем - и к половине сезона в лидерах, ко всеобщему удивлению, оказался Ален Прост на "Феррари". Похожая ситуация, не правда ли?
Но затем все снова перевернулось. В "Феррари" начались постоянные распри из-за неспособности (или нежелания) тогдашнего спортивного директора Чезаре Фьорио подчинить Найджела Мэнселла, партнера Проста, интересам команды. В "Макларене" же, наоборот, все постепенно пришло в норму, а Сенна всегда мог рассчитывать на однозначную поддержку и доверие как со стороны команды, так и со стороны своего партнера Герхарда Бергера. В итоге последовало знаменитое столкновение на Сузуке, сделавшее чемпионом бразильца. Но столь драматичный финал был лишь прямым и закономерным следствием упущенных "Феррари" шансов...
Стоит ли сейчас поклонникам Шумахера опасаться повторения событий семилетней давности? Вряд ли. Против фаворитов - "Уильямса" и Вильнева - сейчас бьется отнюдь не та "Феррари". что противостояла "Макларену" и Сенне в 1990-м. Более того, рискну предположить, что роли переменились и, несмотря на несколько уступающую "Уильямсу" машину (но, в отличие от начала сезона, - уступающую совсем ненамного), положение Шумахера сейчас скорее напоминает положение Сенны н 90-м году, чем Проста.
За спиной Михаэля, имеющего безусловный статус первого пилота (чего не было у Проста), стоит сплоченная группа, составленная Жаном Тодтом из бывших же соратников Шумахера по "Бенеттону". Никакие конфликты и трения в таком коллективе просто невозможны. Соперничество со стороны Ирвина исключено. Рвение ирландца, кстати, было оценено по заслугам на прошлой неделе, когда Тодт продлил его контракт второго пилота на 1998 год и одним махом вывел команду из-под прессинга, связанного с переходами, что позволяет каждому члену "Скудерии", от механика до пилота, сосредоточиться на своей основной работе.
Конечно, противники Шумахера могут мечтать о повторении прошлогодней "черной полосы", когда череда механических проблем раз за разом досрочно выводила пилотов "Феррари" из гонки. F310B конечно, далеко не самая быстрая машина, зато однозначно одна из самых надежных. В 20 стартах (по десять на каждого пилота) этого года итальянские болиды лишь дважды сходили с дистанции из-за механических неполадок. Причем оба инцидента - поломки подшипника и полуоси - просто мелочи по сравнению с безотказностью стратегических узлов машины - мотора, коробки передач и электроники.
Теперь вернемся к однозначному фавориту сезона, неожиданно оказавшемуся в роли догоняющего, - "Уильямс-Рено". То, что происходит в этой команде, заставляет искренне задуматься о реальном желании Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда выиграть в этом году чемпионат и Кубок. Если пренебрежительное отношение к своим пилотам является в их конюшне уже исторической традицией, а через "дедовщину", с которой столкнулся Хайнц-Харальд Френтцен, прошли в свое время и Хилл, и Култхард, и Вильнев, то принуждение пилота выступать на заведомо неподходящей ему машине - это своего рода новинка.
Иногда возникает ощущение, что Хед подходит к настройке гоночного болида с позиции настройщика рояля: главное - чистый звук, а там уж любой пианист сыграет... Так-то оно так, но в автогонках настройки неотделимы от стиля пилотажа того или иного гонщика. И если в прошлом году Хилл выиграл в Хоккенхайме, то это отнюдь не предлог навязывать его прошлогодние регулировки Вильневу. В итоге Жак, обожающий быстрые трассы, жесткую подвеску и "свободный" задний мост, оказывается за рулем "нейтральной" машины, загруженной аэродинамикой... Итог мы видели полторы недели назад. Интересно было бы посмотреть на результаты Шумахера, если бы Росс Браун заставлял того ездить с настройками Проста семилетней давности!
Конечно, несмотря на вес эти проблемы, Вильневу достаточно двух-трех побед подряд, чтобы кардинально изменить ситуацию в чемпионате, но... Эти победы одержать будет ой как непросто! Мало того, что в этом году "Уильямс" в отличие от "Феррари" частенько ломается, а пилоты под внутрикомандным давлением совершают непозволительные ошибки, так и сама машина далеко уже не является таким "абсолютным оружием", как в предыдущие годы. Помимо "Феррари" ей уже вовсю дышат в спину и "Бенеттоны", и "Макларены", и "Джорданы". И в этом - еще одна прелесть нынешнего чемпионата.
В то время, как в прошлые годы в одном сезоне от силы побеждали три-четыре пилота, то сегодня, после 10 этапов, победителей уже пять - Култхард. Вильнев, Шумахер, Френтцен и Бергер. Не станет сюрпризом, если в предстоящих гонках успеха добьются Мика Хаккинен и Жан Алези, Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер. Ну и Эдди Ирвин, наконец.
И хотя борьбу за Кубок поведут между собой скорее всего все-таки "Феррари" и "Уильямс", не стоит скидывать со счетов "Бенеттон" и "Макларен". Команда Флавио Бриаторе начала сезон достаточно тяжело, однако появление за рулем молодого Александра Вурца стало своего рода катализатором. Его блестящий дебют словно подхлестнул потерявшего мотивацию Жана Алези, и их двойной подиум в Сильверстоуне стал, возможно, поворотной точкой сезона.
Блестящее возвращение успешно преодолевшего тяжелую полосу Герхарда Бергера и его невероятный хет-трик в Хоккенхайме также говорят в пользу возрождения "Бенеттона". А если учесть, что мучившие команду технические проблемы, похоже, начинают отступать, то 16 очков, отделяющие "Бенеттон" от "Уильямса" в Кубке конструкторов, отнюдь не выглядят непреодолимой пропастью.
Начинает выбираться из затяжного кризиса и "Макларен". Конечно, команда еще страдает от недостаточной надежности мотора и шасси, но прогресс, достигнутый совместными усилиями инженеров, мотористов и пилотов, впечатляет. Лучшее тому доказательство - победа Култхарда в Австралии. А ведь Култхард едва не выиграл и в Канаде, а Хаккинен - в Англии! К тому же финн в последних гонках демонстрирует явно возросшую форму и боевой дух, что в сумме с всегдашним азартом и самоотдачей шотландца делает "Макларен" смертельно опасным для конкурентов уже сейчас.
Увы, но с авансцены в тень ушла команда Алена Проста, экс-"Лижье". Не будь канадской аварии Оливье Паниса. сейчас мы имели бы еще как минимум одного претендента на подиумы и, чем черт не шутит, на победу в чемпионате мира.
Ну а что касается команды Эдди Джордана, то его суперамбициозные Физикелла и Шумахер-младший, имея в своем распоряжении мощнейший (наравне с "Мерседесом") движок нынешней "Формулы-1", "Пежо", и, возможно, лучшее в дизайнерской карьере Гэри Андерсона шасси, все ближе и ближе подбираются к первой в биографии ирландской конюшни победе в "Гран-при". Не подведи резина, вполне возможно, что победителем "Гран-при Германии" стал бы не Бергер, а Физикелла!
О чем все это говорит? Да все о том же - что чемпионат-97 разительно отличается от своих предшественников.
Кому на руку подобное непредсказуемое развитие событий? Бесспорно, Шумахеру-старшему. Расширение круга претендентов на победу в "Гран-При" позволяет двукратному чемпиону мира, особенно не надрываясь и не форсируя события, спокойно играть "на удержание счета, как говорят в футболе. А для него сейчас это проблемы не представляет: на данной стадии своей карьеры Шумахер чрезвычайно напоминает Проста, так же умевшего извлекать максимум возможного из любой ситуации.
Впрочем, и Вильневу не стоит отчаиваться. В конце концов "Формула-1" знает немало примеров, когда чемпионом мира становился совсем не тот пилот, на чьем счету было больше всего побед.
Samipa- специально для "СЭ"