Газета Спорт-Экспресс от 16 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 августа 1997 | Велоспорт

ВЕЛОТРЕК

ЧЕМПИОНАТ МИРА

17 августа из Москвы в австралийский город Перт, где 27 - 31 августа пройдет очередной чемпионат мира по велогонкам на треке, вылетает сборная России. Как сообщил главный тренер команды Карло Шенгелия, россияне будут представлены в 8 из 12 дисциплин чемпионата (за исключением мужских гита, спринта, кейрина и олимпийского спринта), хотя официальный допуск на турнир в Перте Россия получила по всем видам программы. В Австралии выступят: мужчины - Алексей Марков, Эдуард Грицун, Антон Шантырь, Николай Кузнецов (все - Санкт-Петербург) - командная гонка преследования на 4 км, Марков - индивидуальная гонка преследования на 4 км, Павел Хамидулин (Москва) - групповая гонка по очкам, Марат Ганеев (Самара) и Дмитрий Галкин (Москва) - парная гонка; женщины - Галина Енюхина (Новочеркасск), Татьяна Малянова (Москва), Оксана Гришина (Тула) - спринт, Ольга Гришина (Тула) - гит на 500 м с места, Наталья Каримова (Ростов) - индивидуальная гонка преследования на 3 км и групповая гонка по очкам. По разным, главным образом семейным, причинам нынешний сезон пропускают такие известные гонщицы, как Светлана Самохвалова, Ольга Слюсарева и Гульнара Фаткуллина.

Карло ШЕНГЕЛИЯ

ХОЧУ ВЕРНУТЬ РОССИЙСКОМУ ВЕЛОСПОРТУ БЫЛУЮ СЛАВУ

Знатокам велосипедного спорта Карло Шенгелию представлять не нужно. Многие помнят удачливого главного тренера сборной СССР по трековому велосипеду. Теперь он занимает соответствующий пост в сборной России. Совсем скоро нашей команде предстоит выступление в Австралии на чемпионате мира. Вот об этом и шла речь в интервью, которое Шенгелия дал корреспонденту "СЭ".

-В последнее время программа соревнований на треке сильно изменилась. Появились новые виды, исчезли старые. Сколько дисциплин будет на чемпионате мира?

- Раньше на треке было всего четыре вида, а теперь в олимпийскую программу входит двенадцать. Из них восемь мужских: спринт, гит на километр, кейрин, олимпийский спринт или итальянка, индивидуальная и командная гонки преследования, групповая и парная гонки. И четыре женских: спринт, гит на 500 метров, индивидуальная гонка преследования и групповая гонка.

-Сильнее всего изменилась спринтерская программа. А как обстоят дела в российском спринте?

- Он сейчас активно буксует на месте. У нас вообще не так-то уж и много успехов было в спринте. Но все-таки двух чемпионов мира мы воспитали: Омар Пхакадзе и Сергея Копылова. Сейчас в чистом спринте, да и в гите на один километр мы сильно отстаем от лидеров мирового велоспорта, поэтому основная надежда на новые спринтерские виды - кейрин и итальянку. Олимпийский спринт очень зрелищен. Он также, как и командная гонка, проводится с двух стартов. Исход непредсказуем. Почему? Если даже в сильной команде кто-нибудь чуть-чуть промахнется, то считай, заезд проигран. В этом году на одном из этапов Кубка мира разница в результатах была в тысячных долях секунды. Первые восемь команд расположились в диапазоне двух десятых.

-Получается, что, несмотря на разницу в классе в чистом спринте, в "олимпийке" все спортсмены равны?

- Получается. Тут все зависит от собранности, от сплоченности команды, от того, как друг на друга они сработают. Олимпийский спринт, по большому счету, еще никто не умеет ездить. Над этим надо много работать, а возможностей собрать спортсменов вместе - мало. У каждого - свои амбиции, за каждым стоит тренер со своими интересами, которые с интересами сборной команды часто не совпадают. Но такое отношение не вечно: раз у спринтеров появился командный вид да еще олимпийский, волей-неволей придется идти на компромиссы, подбирать людей, которые подходили бы друг другу по физическим и психологическим качествам.

Еще один новый вид - кейрин. Познакомили нас с ним японцы, которые кейрин и придумали. Соревнования проходят быстро: квалификация, заезд надежды, полуфинал и финал. Это тоже своеобразный групповой спринт. На треках длиной 250 метров участвуют шесть человек, на более длинных - восемь. Победителя предсказать невозможно. Я думаю, что кейрин в ближайшее время завоюет большую популярность. Например, в Японии построено более ста треков, и везде культивируют кейрин.

-А кстати, сколько всего треков в нашей стране?

- Можно подсчитать. В Москве два трека: в Крылатском и на Стадионе юных пионеров, правда, последний сейчас занят под склады. Есть треки в Ярославле, Туле, Пензе, Омске и в Ростове-на-Дону. Ростовский вообще-то еще недостроен. Вот и все. Восемь треков.

-Новое, спору нет, это всегда хорошо. Но неужели мы так сильно отстали в чистом спринте, что в ближайшее время не в состоянии на равных бороться с лидерами?

- Есть такой знаменитый итальянский тренер - Гвидо Коста. Он воспитал целую плеяду гонщиков, которые на Олимпийских играх и на чемпионатах мира завоевывали огромное количество медалей, били мировые рекорды. Однажды на "Большом призе Тулы" ему в моем присутствии один из наших чиновников задал вопрос: "Сколько нужно времени, чтобы воспитать чемпиона мира?" Коста уточнил: "А в каком виде?" - "Ну, скажем, в индивидуальной гонке преследования". Долго не задумываясь, итальянец сказал: "Два-три месяца". Все были удивлены. Правда, тогда мы еще не знали, что он имел в виду. Он считал, что надо взять хорошего шоссейника, приучить его к темпу - и он уже сможет выиграть чемпионат мира. "А сколько требуется времени для подготовки спринтера?" Коста после длинной паузы ответил: "Восемь, даже десять лет". Потом я ответы Косты долго анализировал. И оказывается, что это действительно так. Взять моего воспитанника Пхакадзе. Такой талантище был! Он был так одарен, что сегодня наши ведущие спринтеры не могут выполнить те объемы физических упражнений, которые Омар выполнял. Еще юношей он мог приседать со штангой весом 250 килограммов. Была такая история. Мы тренировались в одном зале с чемпионом Олимпиады в Хельсинки штангистом Чимишкяном. Тут Пхакадзе к очень тяжелой штанге подбежал, взял снаряд, подсел, попробовал, сможет ли поднять. И ушел. Так тренер Чимишкяна за мной потом долго бегал и кричал: "Отдай мне этого парня, он уже готовый чемпион. Я его только научу, как штангу подымать, и все". Я говорю: "Не надо, он у меня тоже будет чемпионом". Это было в 1957 году. А чемпионом мира он стал в 1965 году. Сколько лет прошло? Как раз те самые восемь лет. А если за остальными проследить, то им потребовалось еще больше времени и долгой, кропотливой работы. Сейчас на ведущие позиции выходят те гонщики, которые еще в сборной СССР были в экспериментальной группе, их взяли мальчишками в конце 80-х годов перед Олимпиадой в Сеуле. Плоды той экспериментальной группы сейчас пожинает Латвия. Виестурс Берзиньш и Айнарс Киксис были в этой группе. Латвийцы их по всем соревнованиям возят, нашего тренера наняли - с ними работает Владимир Леонов. Вложили в них огромные деньги. Но только сейчас они вышли на ведущие позиции.

Еще одна сторона этой проблемы такова. Есть в Туле очень талантливый молодой спортсмен Устинов. У него приличные физические данные, хорошая скорость. Но как дело доходит до очных гонок, он сразу выбывает. Нет пока у него настоящего спринтерского мышления. Устинова надо сейчас возить по соревнованиям для того, чтобы ему приобрести необходимую практику. И притом не сразу в бойню выпускать, а подбирать соперников, постепенно повышая их уровень. Тогда он привыкнет их побеждать. Когда Устинов почувствует вкус победы, он будет способен на многое. Кстати, в велосипедном спринте наиболее выражена общая деталь всех спринтерских дисциплин: ты можешь побеждать всех подряд, а кому-нибудь одному постоянно проигрывать. Копылов, например, не мог с Хесслихом ездить. У всех выигрывал, а попадал на Хесслига и делал такие ошибки, которые совершать был не должен. Правда, когда Сережа стал чемпионом мира, то он тогда и у Хесслиха выиграл. Но такое случалось редко.

-Может быть, вопрос покажется наивным, но не лучше ли будет, если с командой станет работать квалифицированный психолог?

- Почему наивным? В сборной СССР всегда был психологи, притом лучшие. А сейчас обыкновенного врача у меня нет в команде! А вы говорите - психолог. Да у нас и команды-то в привычном смысле нет. Такой, к которой я привык, - постоянной. А это необходимо, чтобы команда действительно была боеспособной. Да что там говорить, если трек мы арендуем за 150 тысяч долларов в час.

-Неужели для сборной страны нельзя сделать исключение?

- Я предлагал руководству сделать в Крылатском центр подготовки сборных команд и повышения квалификации ведущих тренеров нашей страны. Даже все необходимые документы подготовил. И это недорого бы обошлось. В прошлом году я, приехав из Атланты, пришел в Олимпийском комитете к Анатолию Колесову. Говорю: "Анатолий Иванович, у меня есть предложение, если вы его выслушаете, наша команда на следующих Олимпийских играх заработает, как минимум, на десять-пятнадцать медалей больше, чем в этот раз". После чего Колесов пробил приказ о создании экспериментальных групп по подготовке к Олимпийским играм. Приказ подписали в Госкомитете по спорту и в ОК России. Все предложения по всем видам собрали, сдали их... и на этом все закончилось.

-А если вдруг появится некий добрый дядя и все вам даст?

- Сейчас такая ситуация, что я даже не готов взять! Мы уже по многим причинам растеряли специалистов, которые должны готовить спортсменов. В программе 12 видов, значит, как минимум, необходимо шесть тренеров. Больше двух видов один тренер не потянет. А нет уже подходящих тренеров-практиков. Леонов работает в Латвии - у него прекрасные условия, ему платят большую зарплату. Польская команда раньше была нулевая, а сейчас они - уже наши конкуренты в спринте, в итальянке, в километре. Там работает Таламанов. Испанскую команду тренирует Васильев. С греками работает Гарибий. Даже в Малайзии работают наши специалисты. А 80 процентов тренеров вообще ушли из спорта.

-Каковы же реальные возможности сборной России на чемпионате мира?

- Я думаю, что Алексей Марков и кузнецовская команда в преследовании без медалей не останутся. В женском спринте возможны очень приличные результаты. Ну и на Наталью Каримову какая-то надежда есть.

-И еще хотелось бы немного поговорить о перспективах российского трекового велоспорта.

- Я глубоко убежден, что скоро мы получим боеспособное молодое пополнение. На, недавнем чемпионате страны Дмитрий Кузь занял шестое место в гите с результатом 1.08,640. Казалось бы, что тут такого? Но он же родился в 1982 году! В таком возрасте ни один из наших самых знаменитых чемпионов так быстро не ездил. И не один Кузь такой. И вот еще что хочется сказать. Я являюсь главным тренером сборной России. У меня сейчас нет своих воспитанников, я за всех спортсменов одинаково болею. И если кого-то не ставлю в состав, то на это есть объективные причины. Поэтому не нужно искать в моих действиях злого умысла. Я хочу вывести российский трековый велоспорт хотя бы на тот уровень, который был у советского. И для этого готов сделать все, что в моих силах.

Владимир ПЕСНЯ