Газета Спорт-Экспресс от 21 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 августа 1997 | Остальные

ВОДНО-МОТОРНЫЙ СПОРТ

В ближайший уик-энд, 23 - 24 августа, в Москве впервые пройдет этап чемпионата мира в классе "Формула-1" на воде. "Гран-при России" пройдет в акватории Москвы-реки возле парка Горького. Среди сильнейших гонщиков мира, за чьими выступлениями можно будет наблюдать со стороны Фрунзенской набережной и с Крымского моста, будет и российский пилот Сергей Жиров.

СТАЖ ДИНАСТИИ ЖИРОВЫХ В ГОНКАХ НА ВОДЕ - ДВЕ СОТНИ ЛЕТ!

ДОСЬЕ "СЭ"

Сергей ЖИРОВ

10 раз становился чемпионом СССР в разных классах, имеет 18 рекордов СССР и мира. Старший научный сотрудник и руководитель водно-моторного центра МАИ, автор 36 научных и научно-популярных статей, 8 изобретений.

- Мои родители начали заниматься водно-моторным спортом в 1938 году, - начал разговор Сергей. - Моя мать. 14-кратная чемпионка СССР, сейчас одна из членов президиума Российской федерации, тренер сборной Москвы. Пала умер в 1984 году, на его счету было бол ее 100 всесоюзных рекордов. Я впервые принял участие в соревнованиях в 1964 году. Мой брат тоже занимался этим видом спорта, был многократным чемпионом страны, сейчас, правда, бросил. Зато мой сын участвует в этапах чемпионата мира в "Формуле-3". Если сложить срок занятий этим видом спорта всех членов нашей семьи, получится около 200 лет. Кроме этого, я довольно долго занимался плаванием, беговыми лыжами на уровне студенческой сборной Москвы.

-Что представляя собой наш водно-моторный спорт раньше?

- В 1969 году федерация вступила в Международный водно-моторный союз. В 1972 году у нас появился первый чемпион мира - Евгений Радько из Минска. Раньше у нас культивировались в основном любительские классы. До конца 80-х мы даже и не мечтали о профессиональных. Считалось, что класс с объемом двигателя до 500 кубических см является самым престижным. (Объем двигателя у современных скутеров "Формулы-1" - 2000 куб. см. - "СЭ".) Наш трехкратный чемпион мира Алексей Ишутин, когда завоевал свой второй титул, получил приглашение попробовать свои силы в нескольких этапах "Формулы-1" (это было в разгар перестройки). При этом его участие финансировал Международный водно-моторный союз. Выступление было неудачным - фактически он не закончил ни одной гонки в очках. Тем не менее в 1989 году в Минске впервые состоялся этап чемпионата мира. Ишутин до финиша не доехал. В 1990 году этап чемпионата прошел в Ленинграде, но из-за погоды сложился неудачно. Вообще ленинградская трасса, со спортивной точки зрения, - совершенно неподходящее место. Там всегда волна, которая затрудняет движение лодок на скорости больше 200 км/ч. Но городские достопримечательности, исторический центр делают эту трассу привлекательной.

- А в Москве?

- Со спортивной точки зрения, самым лучшим местом был бы Олимпийский гребной канал в Крылатском. Но это место не является престижным для спонсоров. Парк Горького очень красив и интересен для рекламы. Сама акватория нормальная, только желательно, чтобы там палок и грязи было поменьше.

-Вы впервые участвуете в гонках "Формулы-1"?

- Да. За все годы так и не нашлось возможности найти для советского участника свою материальную часть. Каждый раз российский гонщик садится в лодку минут за 15 до старта... Больше всего нам нужен двигатель, а лодки можно сделать. Наши лодки младших классов и в "Формуле-3" являются лучшими в мире! Практически все участники в классе 500 выступают на российских лодках. В классе "Ф-3" в прошлом году на российской лодке немецким спортсменом был завоеван титул чемпиона мира. И "Формулу-1" мы можем сделать!

-Что вы можете сказать о ситуации в чемпионате?

- После длительного четырехлетнего преимущества Гвидо Капеллини (в прошлом году он выиграл все этапы, кроме одного, где не участвовал) появился достойный соперник в лице американца Скотта Гилмана. Он пятикратный чемпион Америки. Дело в том, что американцы проводят около 800 соревнований с большими призами ежегодно, и им не так интересно выступать в чемпионате мира. В этом году, наверное, впервые американец участвует в чемпионате "по полной программе". Чем объясняется длительное превосходство Капеллини? Однозначно, его команда была самой богатой. Сам Гвидо - дипломированный судостроительный инженер, квалифицированный конструктор.

- Что вы думаете о будущем " Ф-1" в России?

- Если удастся заинтересовать "денежные мешки", найти финансирование на одного-двух спортсменов, очень скоро наши гонщики будут в призерах. Потенциал нашей страны в водно-моторном спорте очень высок.

Ирина ИВАНОВА