БАСКЕТБОЛ |
СУПЕРЛИГА-97/98 |
АВТОДОР Саратов |
ДОМ, КОТОРЫЙ СТРОИТ РОДИОНОВ
Какое место ни занял бы саратовский "Автодор" в новом чемпионате России, этот сезон все равно станет историческим для местного баскетбола, в частности, и спорта области вообще. Впервые в городе состоится матч еврокубка. Мало того - у саратовских болельщиков есть шанс собственными глазами увидеть суперклуб со звездами европейского уровня в составе: в групповом турнире Кубка Европы волжанам достался в соперники греческий "Панатинаикос".
Саратовцы по этому поводу совершенно не комплексуют. "Это даже к лучшему, - говорит исполнительный директор "Автрдора" Борис Доценко, присутствовавший на жеребьевке Кубка Европы в Мюнхене. - Когда я узнал, как команды распределились по группам, то сразу сказал коллегам: "Прекрасно, теперь есть шанс сыграть с "Пао" еще и в финале".
Вот так - ни больше, ни меньше. "Автодор", познавший в прошлом сезоне вкус европейских побед, не намерен в этом году довольствоваться малым во втором по значимости клубном турнире Старого Света. Ход мысли саратовских, руководителей примерно таков: если год назад лишь несчастный случай помешал команде добраться до четвертьфинала, то почему бы теперь не попытаться замахнуться на большее? И основания для такого оптимизма у "Автодора" есть. Самое главное - волжане сохранили свой состав. И еще саратовцы наконец-то обретут зал, в который не стыдно будет пригласить и высоких гостей.
УСПЕЮТ ЛИ К 8 ОКТЯБРЯ?
С дворцом, правда, далеко не все так гладко, как хотелось бы. В том, что он будет построен до Нового года, сомнений нет. Однако нет и уверенности в том, что к 8 октября - дате первого домашнего матча КЕ - будет сделано абсолютно все. Сейчас на объекте работа идет довольно бойко. Однако и времени осталось немного - полтора месяца. А дел полно. Строители подготовили все для удлинения спортсооружения. По словам руководителей "Саратовспецмонтажа", являющегося генеральным подрядчиком, им сейчас прежде всего необходимо получить металлические фермы для монтажа трибун и выплатить деньги рабочим. С первым дело обстоит благополучно: в течение этой недели "Автодор" завезет на объект все необходимое. Второе во многом зависит от областного правительства, которое сейчас занято реконструкцией сразу четырех спортивных арен Саратова. Помимо баскетбольного дворца это стадион "Локомотив", ледовый дворец "Кристалл" и спортивный комплекс "Торпедо", где будут играть мини-футболисты, добившиеся права выступать в высшей лиге. Так что денег катастрофически не хватает.
Впрочем, как утверждают в "Саратовспецмонтаже", они свои обязательства выполнят и без денег - под гарантии. "Установив трибуны, мы сможем быстро заделать стенку и перекрыть зал. Ждем поступления алюминиевых конструкций для монтажа дверей подтрибунных помещений и фойе, а также кресел для зрителей. Причина задержки - необеспеченность пластиковыми стульями самих "Лужников", ведь мы заказывали сиденья там же, где и руководство крупнейшей арены страны", - рассказывает главный инженер подрядчика Сергей Пименов.
Несмотря на проблемы, строители обязуются перекрыть арену и смонтировать трибуны к началу октября. Поэтому шанс сыграть с "Маккаби" из Рананы в Саратове вполне реален. Президент "Автодора" Владимир Родионов, лично занимающийся вопросами покупки и монтажа настила и табло, утверждает, что они будут готовы в срок.
По слова Доценко, в новом дворце будут созданы неплохие условия для работы журналистов, которые получат в свое распоряжение пять телефонов и два факса. Да и места на трибуне им обещают отвести одни из лучших. Зато командам пока придется мириться с некоторыми неудобствами. Гостей расселят в гостинице "Словакия", до которой от зала 10 минут ходьбы или 3 минуты езды на автобусе. Новая современная гостиница на 35 номеров расположится прямо при дворце и будет сдана ближе к лету 1998 года. Родионов хочет сделать все добротно и качественно, что вряд ли возможно в условиях лихорадочной спешки. И еще президент "Автодора" уверен, что даже при некоторых недоделках переполненный зал и сумасшедшая поддержка зрителей его команде гарантированы.
Римас ЭНДРИЯЙТИС
БУДУ РИСКОВАТЬ
Главная головная боль Римантаса Эндрияйтиса, тренера № 1 российского чемпионата-96/97, - недостаток контрольных матчей в межсезонье.
- Оптимальными считаются 10 - 12 игр, "Автодор" же проведет меньше, - сетует он. - По сути, серьезной проверкой станет только турнир в Самаре. В Литве, где прошел первый сбор, играли молодые, да и задачи там стояли иные, нежели отработка каких-то связей. Я прекрасно понимаю, что деньги, которые можно было бы потратить на поездку на какой-нибудь заграничный турнир, идут на зал. Стройка важнее, чем все остальное вместе взятое, поэтому мы не ропщем из-за отсутствия спарринга.
Беспокойство Эндрияйтиса понятно. Календарь предполагает месячное турне "Автодора" по городам России, во время которого команда проведет семь первых матчей чемпионата. По логике, главный тренер будет лишен права на эксперимент: потеря очков, учитывая новую формулу первенства, чревата большими неприятностями, однако...
- Я буду рисковать, - говорит Эндрияйтис, - и в первых матчах попробую выпускать молодежь, которая на тренировках выглядит просто здорово.
-Кого именно?
- Смирнова, Сепелева, Хряпу. Особенно заметен прогресс в игре Смирнова, который окреп и возмужал. Сейчас с, ним будет сложно справиться любому центровому. Сергей и в прошлом году иногда выдавал хорошие игры, но это были эпизоды. Надеюсь, он прибавит в стабильности. Сепелев в прошлом году в некоторых матчах меня по-настоящему радовал, случалось, блистал даже в еврокубковых встречах, например в Лондоне. Но у него были проблемы психологического свойства. Сейчас на тренировках Сепелев смотрится очень неплохо, осталось выяснить, как он проявит себя в официальных матчах. Прогрессирует и Хряпа, на которого я рассчитываю в несколько отдаленном будущем. В этом году он должен сделать шаг вперед - появляется возможность играть в евротурнирах, а это хорошая практика, которой раньше он был лишен.
-Стартовая пятерка останется прежней?
- Если изменится игра, поменяется и пятерка. У меня существуют два ее варианта. Первый - мощный, высокий, физически крепкий состав. В этом случае я не исключаю появления на площадке двух центровых. Второй вариант - это "бегущий" состав.
-Словом, вы экспериментируете. А если в ходе поиска потеряете очки?
- Думаю, нам удастся избежать потерь. Ну а если нет, то постараемся наверстать упущенное дома во второй части турнира.
-В команде три новичка: Жуканенко, Миронов и Малаев. Оцените их перспективы.
- Жуканенко нам сильно поможет - это хорошее приобретение. Миронов способен дать передохнуть Евгению Пашутину, подменить его на 5-7 минут. Малаев - талантливый игрок с хорошими данными, но пока говорить о его шансах рановато - впереди много работы. Впрочем, Олег был взят в команду именно с перспективой на будущее.
-Кого вы считаете своими основными конкурентами в суперлиге-97/98?
- Прежде всего ЦСКА - здесь нечего комментировать. Явно будет ставить перед собой большие задачи "Самара": состав позволяет ей бороться за самые высокие места. Может преподнести сюрприз московский "Спартак", у которого сейчас очень неплохая стартовая пятерка и который способен обыграть любого.
-Нынешний "Автодор" стал сильнее прежнего?
- Скорее - ровнее. Теперь у нас гораздо меньше слабых мест, чем в прошлом сезоне.
Владимир РОДИОНОВ
ПОКУПАТЬ ОПЫТНЫХ ИГРОКОВ - ЗНАЧИТ, НЕ ДОВЕРЯТЬ МОЛОДЫМ
О задачах "Автодора" в новом сезоне в Саратове принято спрашивать у президента клуба. Впрочем, цели Родионова общеизвестны и формулируются им предельно кратко и просто:
- Побеждать и быть на самом верху.
-А почему же вы, ставя перед собой такие задачи, поскупились на покупку опытных игроков, способных усилить команду? По сути, серьезное приобретение лишь одно - Жуканенко.
- Покупать много новичков я не стал по двум причинам. Во-первых, у нас сложившийся коллектив, куда не каждый сможет вписаться. Во-вторых, покупать опытных игроков - значит, не доверять своим молодым и перспективным баскетболистам. Я верю в Смирнова, Сепелева, Хряпу. В этом сезоне они могут прибавить и реально помочь стартовой пятерке, иначе бы я не подписывал новый трехлетний контракт со Смирновым и не решал бы квартирный вопрос Хряпы. А Сепелев еще три года назад попал в сборную звезд России. Ему уже тогда надо было уходить из Таганрога - мы-то звали. Но не вышло. Лишний год в высшей лиге ему мало что дал, а перейти на более высокий уровень потом психологически было непросто. Смирнов же еще молод для своего амплуа, 22 года - не тот возраст, когда становятся настоящими центрами. Когда тот же Эйникис стал звездой? В 27 лет. А до этого был одним из многих.
-Вы собирались перевести в Саратов детско-юношескую спортшколу ЦСК ВВС. После переезда Кима и К° в Тулу от этого намерения пришлось отказаться?
- Идея была не столько в конкретном приезде Кима и его школы, сколько в создании в Саратове центра российского баскетбола. Для этого надо иметь хорошую материально-техническую базу. Когда мы достроим новый дворец, я обязательно займусь доведением до ума здания на 3-й Дачной. Там можно сделать зал на четыре с половиной тысячи зрителей. А это значит, что с учетом "Юности" в городе будет три нормальные баскетбольные арены. И тогда можно говорить о том, что в Саратове есть хорошая база для развития баскетбола. Через четыре года в составе "Автодора" обязательно заиграют свои воспитанники. В нашей школе сейчас растет целая группа отличных ребят 1980 - 1983 годов рождения. Многие и них уже привлекаются в сборные страны по своим возрастам. Я много вложил в то, чтобы баскетбол в Саратове прижился и стал популярным. Надеюсь, скоро получу первую отдачу от вложенных средств.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА СОХРАНИЛАСЬ
Полны оптимизма не только руководящий и тренерский состав серебряных призеров чемпионата России. У игроков тоже хорошее настроение.
Евгений ПАШУТИН,капитан "Автодора":
- Думаю, что мы стали сильнее. На тренировках видно, что молодые прибавили и могут стать реальными помощниками нашей пятерке. Про Жуканенко и говорить не приходится. Это человек, способный не просто помочь, а решить исход матча сам.
-Что вас больше всего радует перед началом сезона?
- То, что команда целиком сохранилась и даже усилилась. И еще дворец - это огромное дело для саратовского баскетбола.
-Летом, когда закончился чемпионат-96/97, вы говорили, что, возможно, больше не соберетесь вместе. Это была шутка?
- Нет. Эйникис имел массу предложений из-за рубежа и вполне мог уйти.
-А что, Родионов в случае ухода Эйникиса мог распустить вас на все четыре стороны?
- Такого он не говорил, но без Гинтараса это была бы уже другая команда. Я очень рад, что наша пятерка сохранилась.
-Вы действительно намерены осесть в Саратове, коль, как я слышал, уже купили здесь квартиру?
- Собираюсь покупать. Действительно, свои планы я связываю с этим городом. Но знаете, как говорят: человек предполагает, а Бог располагает. Так что загадывать далеко не стоит Можно с уверенностью говорить только о ближайшем сезоне.
-Перед его стартом у вас нет опасений, что теперь на "Автодор" все соперники будут настраиваться особо, а потому возможны незапланированные потери очков?
- В прошлом сезоне срывов не было. Почему же вы думаете, что мы будем терять очки теперь?
-Тогда "Автодор" никто не рассматривал как серьезного претендента на золото - первое место сразу же было безоговорочно отдано ЦСКА. Сейчас ситуация изменилась, от вас ждут минимум такой же игры, как в прошлом сезоне. Не давит ли это психологически?
- Да нет, наоборот, я увереннее смотрю в сезон - состав стал более ровный. Думаю, в этом году мы уже не будем считаться командой стартовой пятерки, у нас теперь есть 8-9 игроков, способных сделать результат. Сепелев, к примеру, и в прошлом сезоне был готов играть на нужном уровне, данные для этого у него есть. Надеюсь, что Андрей уже преодолел понятные трудности при переходе с одного уровня на более высокий. Так что надеяться на то, что мы будем сорить очками, никому не советую.
-А старт чемпионата, когда вы месяц будете путешествовать по стране, вас не пугает?
- Не впервой. Мы, наверное, главная команда-путешественница в российском баскетболе. "Автодор" всегда играл матчи еврокубков в Москве, и мы регулярно катались туда-сюда. Проблемы в таком календаре я не вижу.
Юрий ЖУКАНЕНКО,защитник "Автодора"
-Кто был инициатором вашего перехода в "Автодор"?
- Я сам. Позвонил Родионову, сказал, что хочу играть в его клубе, и приехал на переговоры. Вскоре мы подписали контракт.
-А каковы причины такого шага?
- Желание играть в классный баскетбол в хорошей команде. Идея выступать в Саратове у меня появилась давно. Еще полтора года назад я хотел перейти в "Автодор", но тогда не получилось.
-Деньги при переходе играли какую-то роль?
- Абсолютно никакой. Мне 33 года - возраст, который, с одной стороны, еще позволяет играть на хорошем уровне, а с другой - заставляет думать, как потратить с пользой оставшееся время. Хочется добиться чего-то большого в конце карьеры. Саратов - подходящее для этого место.
-Вы ведь военнослужащий, как и все, кто играл в ЦСК ВВС. Пришлось уволиться из армии?
- Нет, эту проблему удалось решить, и я остался человеком в погонах. До военной пенсии мне осталось четыре года, и терять заработанное за долгие годы было жалко.
-Вы легко вписались в команду?
- Без проблем. Приняли меня замечательно, будто только и ждали, когда же я приеду.
-И даже то обстоятельство, что родной ЦСК ВВС нашел пристанище в Туле, не омрачает вашу радость?
- О том, что команда будет сохранена, я узнал на следующее утро после подписания контракта с "Автодором". Но о своем шаге ничуть не жалею. Еще повоюю - желание есть, силы тоже, да и обстановка в Саратове располагает к этому. А пока "Автодор" тренируется в "Юности", где тоже идет косметический ремонт. От "старушки", служившей команде 10 лет, не отказываются. Просто "Автодор" вырос и ему потребовался новый дом. Пока он даже не имеет имени. Скоро, видимо, объявят конкурс на заполнение этого пробела. Говорят, что призом победителю станет сезонный пропуск в новый зал. Наверняка от желающих стать его обладателем отбоя не будет. Ведь уже сейчас снедаемые нетерпением болельщики пытаются купить абонемент на трибуну, которой еще нет.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Саратов