Газета Спорт-Экспресс от 5 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 сентября 1997 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN-97

СПИРЛЯ ГОТОВА РАССТАТЬСЯ С 650 ТЫСЯЧАМИ ДОЛЛАРОВ

Это было полтора года назад. По широкому шоссе в американском штате Флорида катилась машина. В ней сидели трое - двое мужчин и девушка. У девушки было веселое настроение: она только что выиграла свой первый крупный теннисный турнир. Имя и фамилия этой девушки - Ирина Спирля. Ее спутниками были менеджер Стефано Лопес и недавно взявший ее под свою опеку тренер Макс Пейс.

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Теперь Лопес вспоминает один весьма любопытный эпизод того путешествия: "Мы почему-то заговорили о Греге Нормане - знаменитом гольфисте, о его коллегах и о том, как они расплачиваются с мальчиками, которые таскают их клюшки. Кто-то в шутку предложил: а почему бы Ирине не платить своим "мальчикам"? Она ответила так: если она выигрывает турнир в одиночном разряде, то отдает нам все свои призовые до последнего цента".

Лопес не зря припомнил тот разговор в автомобиле через 18 месяцев после того, как он состоялся. И он, и Пейс потирают сейчас руки в предвкушении более чем приличного куша: ведь, обыграв вторую ракетку мира Монику Селеш, их подшефная вышла в полуфинал US Open, и, значит, до конечной цели ей осталось всего два шага. Глядишь - чем черт не шутит? - и сделает их.

Ирина утверждает, что не намерена отказываться от тех своих слов: "Коль я и в самом деле одержу здесь победу, то буду так счастлива, что мне не понадобятся никакие деньги".

Два шага - не всегда столь уж близкое расстояние, тем более что на пути может встать такое препятствие, как Мартина Хигинс, проигравшая в этом году всего два раза. Но и радость, которую испытает Спирля, если добьется своего, легко себе представить: она добралась до полуфинала турнира Большого шлема в 23 года - возраст, в котором большинство талантливых уже давным-давно приобрели известность.

Но Ирина родом из Румынии, она родилась и выросла в столице этой страны Бухаресте, где не было условий для того, чтобы стать знаменитостью слишком рано, как это удалось сделать некоторым ее ровесницам на Западе. Румынкам редко удавалось выезжать на международные турниры: при режиме Чаушеску визы выдавались гражданам страны неохотно. Ирина помнит одаренных игроков, которые так и не смогли проявить себя. "Их было немало, - говорит она. - Они убегали за границу, просили политического убежища, но как пробиться в теннисе, не имея денег? И им приходилось его бросать".

Так что, может, не заслуга ее, а счастье, что Спирле удалось, став финалисткой недавнего турнира в американском городе Индиан-Уэллс, первой из румынок войти в мировую десятку.

В декабре 1989 года 15-летняя Ирина вместе со своей близкой подругой 17-летней Руксандрой Драгомир готовилась к соревнованиям юниоров в Майами. Но их туда не пустили после того как героиня румынской гимнастики Надя Комэнеч тайно покинула страну и получила статус беженца в США. "В ответ они аннулировали все визы", - рассказывает Ирина. Однако месяц спустя Чаушеску свергли и казнили. Перед юной теннисисткой открылась дорога в мир. Через год они с Руксандрой стали профессионалками.

В 18 лет обе выиграли по четыре матча на Открытом чемпионате Франции, а Спирле удалось затем выйти в полуфинал этого турнира. До нее такого результата на турнирах "Большого шлема" добилась из румынок лишь Вирджиния Ружичи - на "Ролан Гаррос-82".

"Я видел эту девочку, когда ей было 11-12 лет, - говорит Илие Настасе, лучший теннисист в истории Румынии, возглавляющий сейчас Федерацию тенниса своей страны. - В ней проглядывала одаренность, но я и представить себе не мог, что она станет настолько хороша". Настасе сказал это после победы Ирины над Моникой Селеш в Нью-Йорке. "Вообще-то у нее есть проблемы с передвижением по корту, - продолжал он. - Она медленно бегает. Но я никогда не видел ее передвигающейся так проворно, как в этом матче".

Сама она так отозвалась об игре с Моникой: "Это был лучший мой матч и это была самая пока моя большая победа в жизни".

Сегодня Ирина - совсем не та робкая девочка, что, сравнительно недавно делала первые неуверенные шаги на профессиональной арене. Не далее как неделю назад ее избрали в Совет директоров Женской теннисной ассоциации.

Ирина выросла в спортивной семье. Ее отец Димитру Спирля был когда-то мастером современного пятиборья мирового класса и выступал на летних Олимпийских играх 1980 года в Москве, а сейчас он - тренер национальной сборной. Ее 17-летний брат Даниель - многообещающий футбольный вратарь, играет в команде юниоров итальянского "Милана".

Ирина тоже постоянно бывает в Италии и свободно говорит по-итальянски. Майами и Рим - места, где она обычно тренируется. В Риме живут Лопес и Пейс, которым она пообещала вручить все свои призовые в случае успеха.

"Если я даю слово, - сказала она, обращаясь к сомневающимся, - то никогда не беру его назад". "Но это же 650 тысяч долларов!" - услыхав это, воскликнул кто-то из них.

В спорте, которому посвятила себя Ирина Спирля, успех, а с ним и известность, приходят чаще всего к девочкам, еще не вышедшим из школьного возраста. Так что, исходя из обычных представлений, ее можно считать переростком. А у нас, журналистов, писать в дни больших турниров принято о юных дарованиях. Но в данном случае обычные мерки, мне кажется, не подходят. Ирина ведь пришла в большой теннис с изрядным опозданием, а значит, может быть приравнена к юным. Да и не даром ведь говорится, что лучше поздно, чем никогда.

Евгений РУБИН

- собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке