Газета Спорт-Экспресс от 11 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 сентября 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

ВПЕРВЫЕ В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ КОМАНДА ВЫСШЕЙ ЛИГИ ПОНЕСЛА СТОЛЬ СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ

Как уже сообщал "СЭ", во вторник на заседании бюро КДК ПФЛ было принято решение снять с ФК "КАМАЗ" шесть очков за несвоевременное выполнение им обязательств перед "Балтикой" по трансферным расчетам за футболиста Юрия Шуканова .

Нечто подобное было уже год назад. В ситуации, весьма схожей с нынешней, оказались элистинский "Уралан" и "Олимпия" из Кисловодска. Футбольный клуб города-курорта взял тогда в аренду полузащитника Анатолия Седых. Бывший элистинец стал лучшим бомбардиром клуба второй лиги, одним из лидеров команды, но бедствующий "Олимп" денег за него "Уралану" так и не перечислил. В конце концов элистинцы пожаловались в ПФЛ, лига обязала одного из аутсайдеров Западной зоны второй лиги выплатить задолженность. В назначенный срок деньги на счет ФК "Уралан" из Кисловодска так и не поступили. У "Олимпа" сняли шесть очков, которых клубу и не хватило, чтобы остаться в лиге. Сейчас кисловодский клуб влачит жалкое существование в одной из зон третьей лиги, а Седых играет в ставропольском "Динамо".

И вот спустя год - "повторение пройденного", правда, теперь - в высшей лиге.

- Честно говоря, ситуация очень странная, - говорит генеральный директор ФК "КАМАЗ" Николай Ларин. - Когда мы договаривались с "Балтикой" о переходе Шуканова, то сразу определили порядок расчетов, условились, что переведем калининградцам деньги в два приема. Первый платеж был намечен на 7 июля.

-Шуканов был взят в аренду или вы его выкупили?

- Выкупили. Он нас устраивает как футболист, и мы не собираемся уходить от платежей, обманывать коллег.

-В чем же тогда суть претензий калининградцев? Это ведь с их подачи началось разбирательство.

- Да, "Балтика" пожаловалась в ПФЛ - и началась эта история. По словам калининградцев, они недополучили 20 тысяч долларов.

-А какова общая сумма трансфера?

- 60 тысяч долларов. Причем когда речь идет о неуплате, то фигурирует именно сумма первого транса от 7 июля. Второй платеж - 40 тысяч долларов - был осуществлен 15 августа.

-Как могло случиться, что деньги до "Балтики" не дошли?

- Дело в том, что первый платеж осуществлял не сам клуб, а фирма, являющаяся нашим давним партнером по коммерческой деятельности. Именно она, реализовав продукцию АО "КАМАЗ", должна была внести деньги за Шуканова. Мы неоднократно получали заверения в том, что это сделано.

-Фирма находится в Челнах?

- Нет, в Москве. Это-то и плохо. Хотя не верить людям оснований у нас не было - репутация фирмы была устойчивой и надежной.

-Где же тогда деньги?

- Утверждать что-то определенное сложно. Может, произошла задержка в банке. Может, фирма поступила нечестно. Но еще 2 сентября после матча с "Тюменью" директор завода двигателей АО "КАМАЗ" г-н Беляев, занимавшийся поставкой продукции, еще раз подтвердил: "Все нормально". Он болельщик и очень гордился, что помог клубу купить хорошего футболиста. Вчера в Москву вылетел президент Совета учредителей клуба, депутат Госдумы Владимир Алтухов. Он намерен разобраться на месте.

-Что конкретно вы намерены предпринять?

- Обязательно подадим апелляцию в РФС. Хотя сначала Алтухов встретится с президентом ПФЛ Николаем Толстых. Дело ведь еще и в том, что, помимо двух платежей, о которых я уже рассказал, мы выплатили "Балтике" еще 20 тысяч долларов.

-За что?

- Буквально за три дня до принятия решения о снятии шести очков калининградцы связались с нами и поставили в известность, что деньги в полном объеме на их счет по-прежнему не поступили. И тогда фирма "Мендель Росси" - наш нынешний генеральный спонсор, логотип которого нанесен на футболки команды, перечислила еще 20 тысяч долларов.

-Когда точно это произошло?

- 8 сентября. Причем я хотел бы подчеркнуть - деньги для полного расчета с "Балтикой" у клуба были. Мы даже специально оставили необходимую сумму на своем счете в банке, когда начались эти нестыковки с первым перечислением. Копии всех трех платежек утром 9 сентября были отправлены в Москву, чтобы наш представитель, доктор Адель, смог показать их на КДК, где принималось решение о штрафных санкциях. Копии платежных документов мы выслали и г-ну Липовому - директору ПФЛ по проведению соревнований.

-Вы считаете решение ПФЛ несправедливым?

- Разумеется. Просто никто не захотел разобраться в ситуации до конца. Даже "Балтика" не показала авизо с оплатой ни нам, ни членам КДК. Нас просто не стали слушать, хотя ФК "КАМАЗ" выплатил ФК "Балтика" не 60 тысяч долларов, а 80!

-Какую позицию занял калининградский клуб?

- Жесткую. Денег нет - нет и разговоров.

-Не находите, что в случившемся есть и ваша вина?

- Да, моя вина налицо. Она в том, что я не проконтролировал до конца весь процесс перечисления средств, а поверил людям на слово. Надо было выехать в Москву и разбираться во всем самому. Теперь остается заниматься проверкой и фирмы, и банка. Если, конечно, деньги действительно не перечислены. Я не исключаю, что где-то случился сбой, и эти 20 тысяч долларов просто "висят" бесхозными.

-Команда о случившемся уже знает?

- Да.

-Какова первая реакция?

- Очень нехорошая. Но никто не намерен опускать руки и сдаваться не собирается. Хотя мы понимаем, что у наших конкурентов это решение вызвало радость. Однако, думаю, что оно будет пересмотрено. Вполне возможно, КДК не разобралась в ситуации. Бывает и такое - все мы люди, и нам свойственно ошибаться.

-У вас нет чувства, что "КАМАЗ" активно отправляют в первую лигу? Причем даже без игры?

- Есть. И это чувство возникло у меня давно. Мне трудно сказать, с чем оно связано. Я имею в виду отношение к нашей команде.

-Например, с вашей репутацией неплатежеспособного клуба.

- Сейчас положение изменилось. Мы полностью рассчитались за подогрев. Он готов и, когда потребуется, начнет работать. Есть небольшие долги по зарплате игрокам. Зато премиальные мы выплатили полностью. Остались задолженности по трансферным расчетам за игроков, но клуб их погасит в течение ближайших десяти дней.

-Знает ли мэр города о случившемся?

- В курсе событий вице-мэр. 9 сентября в мэрии, являющейся одним из учредителей клуба, состоялось совещание, посвященное деятельности ФК "КАМАЗ". Был жесткий и конкретный разговор по поводу сложившейся ситуации. Не только в связи со снятием очков. Сливом, отношение к команде в городе по-прежнему хорошее.

-А в республике?

- В Казани до нас нет дела. Складывается впечатление, что мы никому там не нужны. Девятый месяц от республиканского спортивного руководства нет абсолютно никакой помощи и поддержки.

-Может, нынешняя ситуация с вашим возможным вылетом выгодна "Рубину", стремящемуся в первую лигу и претендующему на роль футбольного клуба номер один в Татарстане?

- Не думаю, что стоит искать козни со стороны "Рубина". С руководством этого клуба у нас хорошие рабочие отношения. Если кому-то и надо, чтобы "КАМАЗ" вылетел из высшей лиги, то только не "Рубину". Но для спортивного руководства республики, повторюсь, мы будто не существуем.

-Вы уже поставили в известность главного тренера команды?

- Еще нет. Не хочется портить человеку настроение - сборной Литвы предстоит ответственный матч отборочного цикла чемпионата мира. Хотя успокоить Зелькявичюса надо. Если будете ему звонить, передайте, что мы постараемся доказать свою правоту, и все будет нормально.

Корреспондент "СЭ" так и сделал, отыскав главного тренера челнинского клуба дома, в Вильнюсе. На часах было уже 23.30, когда наставник литовской сборной вернулся в свою квартиру после тренировки команды.

- Мне еще до тренировки сказали, что в Челнах какие-то плохие дела, - сказал Зелькявичюс. - После занятия я отправил игроков на базу, а сам стал звонить в Челны. К сожалению, никого не нашел. Что там случилось?

-С команды сняли шесть очков за неоплату в срок трансфера Шуканова. Для вас это неожиданность?

- Конечно. Я ведь долго вообще не вникал в финансовые дела клуба. Скажу даже больше: поначалу от меня скрывали, что творилось в "КАМАЗе" до моего приезда.

-То есть вы ехали в Россию в полном неведении, что "КАМАЗ" в финансовом смысле имел среди футболистов не слишком хорошую репутацию?

- Я абсолютно ничего не знал. Уже потом, на сборах, игроки стали делиться со мной наболевшим.

-Значит, сейчас вы уже в курсе того, что происходит с финансированием команды?

- Конечно. Я ведь постоянно нахожусь в городе, работаю. Это неправильно - скрывать от тренера информацию, пусть даже и неприятную. Лучше знать плохое, чем не знать ничего. Конечно, так жить тяжело. Проблемы постоянно давят, мешают работать.

-Вас сильно угнетает атмосфера вокруг команды?

- Нет. Просто это сильно мешает. Угнетает другое: то, что я не добился нормального результата. Это для меня действительно серьезный удар.

-Для вас российская действительность, когда деньги могут не платить по три-четыре месяца, - это дикость?

- Я не знаю положения дел в других клубах. Может - это норма, и никуда не денешься от задержек. Но какой может быть футбол без денег? Меня удивляет то, как относятся в республике к команде. Иногда кажется, что она играет не в высшей лиге, а участвует в первенстве Набережных Челнов. До нас никому нет дела. Так ведь не работают. Когда в 80-х создавался "Жальгирис", вся Литва была поднята на ноги, и делалось даже невозможное, чтобы в маленькой республике был большой футбол. В Татарии этого нет. А ведь люди ходят на игры. В городе, когда мы играем, настоящий праздник. Зачем же лишать людей этого праздника? Этого я не понимаю.

-На ваш взгляд, Шуканов стоит тех денег, что выложил за него клуб?

- А сколько он стоит?

-60 тысяч долларов.

- Конечно, какие могут быть разговоры. Это сложившийся игрок высшей лиги. Российской высшей лиги, а у вас далеко не самый плохой футбол. Хотя я, живя в Челнах, по телевидению и в газетах больше слышу и читаю критики. Зря - в России не такой уж плохой уровень, как многим кажется.

-Сколько лет жизни отнял у вас год работы в Челнах?

- Я не подсчитывал. Мне интересно работать, мне интересен российский футбол. Мне интересна моя команда, которая может и должна играть лучше. Наверное, стоило решить финансовые вопросы чуть раньше, чем это было сделано, и тогда бы мы не докатились до такого положения, как сейчас. Еще раз повторюсь: по-настоящему огорчает меня только результат, показанный моей командой.

-Не возникало мысли: все бросить и больше не возвращаться в Челны?

- Это не в моих правилах. И мысли такой не держу в голове. Да, бывает грустно, даже горько. Но работать надо, и мне это интересно.

-Как в сложившейся ситуации вы собираетесь готовить команду к матчу с "Зенитом"?

- Прилетаю в Челны в пятницу утром. Наделось, что известие о штрафных санкциях не слишком отразится на настроении ребят. Буду разговаривать с игроками. Мне почему-то кажется, что эти шесть очков нам все-таки вернут. А команда вполне способна справиться с задачей остаться в высшей лиге.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ