Газета Спорт-Экспресс от 20 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 сентября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЗАВТРА - ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЭТАП

"КЛАСС 1997" ИЛИ "БРИАТОРЕ СПОРТСИСТЕМ"

Закон преемственности поколений распространяется на любой вид спорта. Не является исключением и "Формула-1", хотя здесь, несмотря на тяжелейшие физические нагрузки, "срок жизни" пилотов несколько больше, чем, например, в футболе или гимнастике. Поэтому смена поколений гонщиков всегда происходила мягче и незаметнее, чем в других спортивных дисциплинах. Однако в 90-е годы этот процесс внезапно пошел достаточно четкими циклами. Последний из них, пришедший примерно на 94-й год, подарил "Формуле" целую плеяду талантов, во многом определяющую современное лицо "королевы автоспорта": Дэвид Култхард, Оливье Панис, Хайнц-Харальд Френтцен, Эдди Ирвин, Мика Сало, Йос Ферстаппен...

Похоже, что в этом году мы становимся свидетелями появления очередной волны юных дарований на трассах чемпионата мира. Несмотря на недостаток опыта, они уже вмешиваются в борьбу грандов за места в первой шестерке и на подиуме. Полное отсутствие комплексов, широкий кругозор, умение общаться с журналистами как с союзниками, а не как с врагами, - все это выгодно отличает "класс 1997" от последних представителей вымирающего класса "зубров автогонок". Последних, кстати, в паддоке остается все меньше и меньше. Если не считать Герхарда Бергера, чей дебют относится аж к далекому 1984 году, когда большинство нынешних звезд еще ходили в начальную школу, то ветеранами "Формулы-1" оказываются будущие партнеры по "Зауберу" Жан Алези и Джонни Херберт, дебютанты 1989 года. Еще немного - и в ветераны придется записать 28-летнего Михаэля Шумахера. Даже Жак Вильнев в свои 26 уже выглядит на фоне нового поколения этаким "старшим братом".

Кто-то, несомненно, обрадуется такому приливу "молодой крови", кто-то, наоборот, взгрустнет, вспоминая "старые добрые времена", когда гоночную элиту составляли 35-40-летние пилоты. Однако отрицать очевидное невозможно: будущее "Формулы-1" именно за ними - Джанкарло Физикеллой, Александром Вурцем, Ярно Трулли, Ральфом Шумахером...

В "Формуле-1"- в отличие от американских серий CART и NASCAR - нет, к сожалению, официального титула "Новичка года". Поэтому нет и жестких правил: сколько именно гонок может провести пилот до своего первого полного сезона, чтобы иметь возможность претендовать в нем на вышеупомянутую награду. Награды, кстати, как таковой тоже нет - в "Ф-1" ее заменяют престиж и набранные в глазах менеджеров ведущих команд гипотетические очки. А посему рискну все же отнести проведших в прошлом несколько гонок Физикеллу, Магнуссена и Маркеша к дебютантам 1997 года наравне с Шумахером-младшим, Трулли, Вурцем, Накано и Фонтаной. Выбор, как видим, достаточно широкий. Роднит этих пилотов одно - молодость. Им всем от 21 до 24 лет, в то время как раньше в "Формуле" были не редкость и 28-летние дебютанты (своеобразный рекорд последних лет, несомненно, на счету Дэмона Хилла, начавшего свою карьеру в 1992-м на "Брэбхеме" в возрасте 32 лет!). Нынешнее поколение предпочитает не засиживаться в "младших формулах", за пару лет стремительно преодолевая путь от картинга до вершины автоспорта. Можно, конечно, сетовать, что по пути молодые гонщики не обременяют себя и важным багажом технического опыта и гонок в пелотона, но так ли это на самом деле? Ведь, как показывает практика, никто из чемпионов последних 15-20 лет не тратил время на учебу в "Формуле-2", переименованной затем в "Формулу-3000". И никто из чемпионов последней, за исключением Херберта, Алези и Паниса, не прижился в "Ф-1"... Стоит ли в самом деле терять драгоценные годы на учебу за рулем устаревших, с технической точки зрения, машин, чьи регулировки и пилотаж абсолютно несовместимы с последующими гонками "Гран-при"? Что лучше - проводить всего десять коротких гонок в год или накручивать тысячи километров за рулем "Ф-1" в качестве тест-, а иногда и основного пилота? Интересно, но и сама "Ф-3000", понимая безвыходность своего положения, начала резко омолаживаться: основным претендентам на титул в этом году - Риккардо Зонте и Хуану-Пабло Монтойе - лишь по 21 году. И на них уже положили глаз Эдди Джордан и Джекки Стюарт...

Конечно, дебютируя так рано в "Формуле-1", пилот сталкивается с определенными проблемами, но они вполне преодолимы. Очевидный плюс - это то, что гонщику предстоит учиться, а не переучиваться. Не стоит также забывать, что такой высокотехнологичный спорт, как "Формула-1", постоянно находится в процессе развития и именно молодым намного проще, чем "старикам", адаптироваться к новинкам. Вдобавок новичков выгодно отличает повышенная мотивация и острое желание показать как можно лучший результат. Иногда, правда, это приводит к эксцессам, но в целом последний фактор нельзя не отнести к разряду положительных.

И последняя (но далеко не самая незначительная в мире "Ф-1") деталь - это цена дебютантов. Признаюсь честно: написал словосочетание "не самая незначительная", и меня просто-напросто замучила совесть. Правильнее было бы написать "едва ли не основополагающая"... "Ф-1" ведь в равной степени и спорт, и бизнес.

Однако, начиная разговор о цене молодых гонщиков, нельзя не упомянуть о том явлении в современной "Формуле-1", которое все чаще в кулуарах называют "Вриаторе спортсистем". За последние годы Флавио, чей грядущий уход из "Бенеттона" больше не оставляет сомнений, не просто выиграл Кубок конструкторов и два чемпионата мира. Он умудрился стать одной из основных фигур всей "Ф-1". К тому же итальянец во многом опередил ход истории, став не просто менеджером того или иного пилота, а своего рода президентом целой группы менеджеров, представляющих интересы молодых и наиболее перспективных гонщиков. Открыв в свое время Михаэля Шумахера, Бриаторе страстно мечтал повторить тот же путь с другим молодым дарованием. Первой попыткой (достаточно удачной, кстати) стал эпизод 1994 года с Йосом Ферстаппеном. Однако Флавио хотелось большего - создать своего рода питомник будущих чемпионов. И когда в прошлом году пилот "Бенеттон джуниор тим" Ярно Трулли выиграл немецкий чемпионат "Формулы-3", Флавио уже посадил чемпиона Италии 95-го года Джанкарло Физикеллу в "Минарди", а заодно приметил и австрийца Александра Вурца - одного из главных соперников Трулли, представлявшего параллельно "Опель" в ДТМе и выигравшего "24 часа Ле-Мана" за рулем спортпрототипа "Джойст".

Итак, все было готово, и атака могла начинаться. Бриаторе "одалживает" Физикеллу "Джордану", сажает туда же (при помощи Вилли Вебера) чемпиона японской "Ф-3000" Ральфа Шумахера, выкупает с помощью Алессандро Наннини и Габриэле Руми (президента "Фондметала") контрольный пакет акций "Минарди", в которую тут же определяется Ярно Трулли, а также пристраивает Диница, чьим менеджером (малоизвестный, но достоверный факт) он также является, в "ТВР-Эрроуз"! Кроме того, он берет тест-пилотом в "Бенеттон" Александра Вурца, в "Минарди" - Тарсо Маркеша и находит место в "Лоле" для бывшего тест-пилота "Бенеттона" (и чемпиона "Ф-3000"-95) Винченцо Соспири. Да, не забывайте, что при этом Бриаторе еще и является шефом "Бенеттона" и его пилотов Жана Алези и Герхарда Бергера, а проценты с контрактов Йоса Ферстаппена, Синдзи Накано и Оливье Паниса (!) также исправно пополняют банковский счет загорелого итальянца... Неплохо, правда?

По ходу сезона события развиваются не менее стремительно. Пока Ральф и Джанкарло выясняют отношения в "Джордане", набираясь гоночного мастерства и повышая свою рыночную стоимость в глазах прочих тим-менеджеров, Флавио после краха "Лолы" находит место для Соспири в американской гоночной серии IRL, где Винченцо незамедлительно становится одним из основных действующих лиц. В самой же "Формуле-1" болезнь Бергера и травма Паниса позволяют Бриаторе посадить Вурца, Трулли и Маркеша за руль соответственно "Бенеттона", "Проста" и "Минарди". Более того, на подходе другие протеже итальянца - 18-летние Эстебан Туеро и Тимо Шнайдер.

Теперь подходит пора пожинать дивиденды. "Бриаторе спортсистем" предлагает на рынке "широкую гамму" молодых талантов, доказавших свою способность ездить не просто быстро, а очень быстро. Причем стоить это будет менеджерам команд от силы миллион или два долларов (сравнить с зарплатой в 7 - 10 миллионов, необходимой для обладания звездами типа Алези, Хилла и Бергера)! Комментарии, я думаю, излишни...

И все же за всеми этими денежными делами Бриаторе, мне кажется, удалось главное - осуществить свою мечту, найти нового Михаэля Шумахера. Среди всей вышеперечисленной плеяды будущих звезд, на такую роль реальнее всего могут претендовать двое - Джанкарло Физикелла и Александр Вурц. Объединив их в "Бенеттоне" в 1998-м, Бриаторе приготовил прекрасный подарок своему будущему преемнику. Но можете не сомневаться - чем бы ни занимался итальянец в следующем году (а по этому поводу приводится множество версий одна круче другой), ни Джанкарло Маттеуччи, ни Лючио Кавуто, ни Петер Крамер (менеджеры соответственно Физикеллы, Трулли и Вурца), ни множество других персонажей паддока "Формулы-1" не примут ни одного мало-мальски важного решения без ведома, одобрения, а то и прямого приказа "железного" Флавио Бриаторе.

Алексей ПОПОВ

Samipa - специально для "СЭ"